Использование ИКТ в начальной школе
Сегодня в традиционную систему образования входит компьютерное образование. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать учебный процесс более целенаправленным. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, которая позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Учащиеся 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить обучение, применяя как можно больше качественного иллюстрированного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции и воображение. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса. Учитывая психологические особенности младших школьников, работа с ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Использование ИКТ на различных уроках позволяют проводить уроки:
- эстетичными
- эмоциональными
- дифференцированными
- использование большого количества материала
- самостоятельная деятельность учащихся
- качественное обучение
- исследовательские навыки
- доступ к справочной литературе.
В учебном процессе учитель должен выступать в роли помощника, консультанта, должен стимулировать активность, инициативу учащихся. ИКТ позволяет рационально организовать учебный процесс, поэтому я применяю информационные технологии на всех предметах. Использую готовые мультимедийные презентации, создаю свои. При помощи ИКТ провожу физкультурные минутки, создаю тренажёры для уроков русского языка и математики, использую для оформления исследовательских работ и для организации внеклассных мероприятий. Использование ИКТ позволяет рациональнее организовать учебный процесс, поэтому можно применять при объяснении нового материала, при закреплении, повторении. На примере урока познания мира я объясню использования ИКТ. При проверке домашнего задания был предложен тест. Объяснение материала начала с просмотра фильма о пауках, затем был предложен текст, и на основе полученных знаний была предложена работа в группах (дифференцированное задание), а при закреплении работали в парах сменного состава. Предлагаются карточки №1 и №2. В каждую карточку включены по 3 вопроса, и тем самым они разбирают в общей сложности 6 вопросов. Труд, затраченный на использование средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
- Повышает качество знаний
- Продвигает ребёнка в развитии
- Помогает преодолеть трудности
- Вносит радость в жизнь ребёнка
- Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития.
В настоящее время педагог должен владеть информационными технологиями и умело применять их на практике. Использование ИКТ оптимизирует процессы понимания учебного материала, а главное -поднимет на более высокий уровень интерес к учёбе. При использовании ИКТ следует помнить принцип «НЕ навреди!» Сохранение здоровья подрастающего поколения в процессе получения знаний - государственная задача, от которой зависит будущее нации.