Итоговая работа "ИКТ как средство повышения активности учащихся на уроках в начальной школе"
Итоговая работа "ИКТ как средство повышения активности учащихся на уроках в начальной школе"
II.Противоречия.
Таким образом, выявляется явное противоречие: с одной стороны, информационному обществу нужен человек, способный приносить ему пользу и отвечать требованиям овладения и использования информации; с другой стороны, педагог, способный заложить основы информационной компетентности у будущих граждан, испытывает затруднения реализации средств ИКТ в условиях массовой школы.
III. Проблема.
Неподготовленность и неумение педагога использовать средства ИКТ на уроках не ведет к повышению результативности обучения. Мы видим процесс «топтания на месте».
IV. Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе.
Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
· активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
· развитие мотивации к обучению;
· развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;
· развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
· повышение уровня комфортности обучения;
· снижение дидактических затруднений учащихся;
· повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.
V. Ожидаемые результаты.
Таким образом, использование ИКТ положительно повлияет на качество учебного процесса.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволит:
- повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке).
- расширить объем предъявляемой учебной информации и кругозор обучающихся;
- улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повысить качество контроля знаний учеников и разнообразить его формы;
- повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшится качество образования, активизируется творческий потенциал ученика и учителя;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа "ИКТ как средство повышения активности учащихся на уроках в начальной школе" »
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«ИКТ как средство повышения активности учащихся на уроках в начальной школе».
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 2 сессия с 16 июня по 20 июня 2014 года
Выполнила: Аксёнова Наталья Анатольевна
Учитель начальных классов
ГБОУ ООШ № 4 г.о.Отрадный
2014г.
Паспорт итоговой работы.
- Представлена система деятельности педагога на примере уроков в начальной школе.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.
Сроки осуществления проекта:
Проект долгосрочный, внедряется в период с сентября 2012 г. по май 2016 г. и будет состоять из нескольких этапов:
АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Место проведения: ГБОУ ООШ № 4 г.о.Отрадный
Вид проекта: практический.
I. Обоснование актуальности выбранной темы
Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения [1, ст. 66], но учителя не готовы к таким изменениям. По данным сайта статистики 18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих коллег. А среди учителей начальных классов нашей школы, владеющих компьютерными технологиями, 18% не применяют их на уроках, 27% используют, но редко, 36% используют 2-3 раза в неделю, а 19% постоянно, практически на каждом уроке.
Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности обучающихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе ИКТ.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
II. Противоречия.
Таким образом, выявляется явное противоречие: с одной стороны, информационному обществу нужен человек, способный приносить ему пользу и отвечать требованиям овладения и использования информации; с другой стороны, педагог, способный заложить основы информационной компетентности у будущих граждан, испытывает затруднения реализации средств ИКТ в условиях массовой школы.
III. Проблема.
Неподготовленность и неумение педагога использовать средства ИКТ на уроках не ведет к повышению результативности обучения. Мы видим процесс «топтания на месте».
IV. Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе.
Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
развитие мотивации к обучению;
развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;
развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
повышение уровня комфортности обучения;
снижение дидактических затруднений учащихся;
повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.
V. Ожидаемые результаты.
Таким образом, использование ИКТ положительно повлияет на качество учебного процесса.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволит:
- повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке).
- расширить объем предъявляемой учебной информации и кругозор обучающихся;
- улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повысить качество контроля знаний учеников и разнообразить его формы;
- повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшится качество образования, активизируется творческий потенциал ученика и учителя;
VI. Содержательная часть.
Определение ИКТ-технологий.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
Применение ИКТ на уроках усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования.
Я работаю в ГБОУ ООШ № 4 г.о. Отрадный, Самарской области. Это не молодая, но очень динамично развивающаяся школа, которая имеет неплохое материально-техническое оснащение. Два года назад в моем классе было установлено интерактивное оборудование, что позволило мне активно использовать новые информационно-коммуникативные технологии в рамках своих предметов, включая Интернет-ресурсы, учебники и многое другое.
Дидактический материал ИКТ, который я использую на уроках, разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Одна из тем уроков «Окружающего мира» 3 класса называется «Растениеводство».
Целью изучения этой темы является формирование понятий: растениеводство, сорт, отрасль.
Что такое растениеводство? Как хлеб пришёл на стол? Как лён превращается в полотно? Какие растения выращивают в крае? Ответы на эти вопросы дети находят, изучая эту тему.
Использование ИКТ позволило мне расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного мира, сопровождающуюся песней «Русское поле».
Применяю ИКТ и на других уроках (математика, русский язык, литературное чтение), а также во внеклассной работе. В своей библиотеке имею современную мультимедиа-энцеклопедию Кирилла и Мефодия. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
На уроках русского языка аудио средства использую при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.
Урок: математика 1-й класс.
Тема. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Оборудование: компьютер, музыкальный центр, карта путешествия, индивидуальные путевые листы для учащихся.
Компьютер демонстрирует слайды со станциями, где «останавливаются» дети во время путешествия, а также задания по теме урока. Аудиозапись звучит при проведении физкультминутки.
Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.Ребята готовят сообщения к урокам, пользуясь ресурсами Интернета.
При разработке уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Я считаю, что труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Использование мультимедийных презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
VII. Результаты работы.
Результаты применения ИКТ на примере уроков русского языка (%).
Вид речевой деятельности
Фонетика
Грамматика
Письменная речь
Уровни сформированности
Н.
Ср.
В.
Н.
Ср.
В.
Н.
Ср.
В.
2010-2011г.
( ИКТ не использовались)
60,3
23,1
20,6
58,2
33,1
23,6
46,4
25,4
30,8
2013-2014г.
45,5
18,9
31,5
50,4
25,3
30,2
37,4
20,4
37,2
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. А также дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку, а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.
Список источников и литературы
Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/. Дата доступа 27.01.2014г.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М. :АПКиПРО. - 2002.- 24 с.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/documents/document10660.shtml. Дата доступа 26.01.2014г.
Теория Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
http://school-collection.edu.ru/about/methodic/
Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.