kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговая работа "ИКТ как средство повышения активности учащихся на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

II. Противоречия.

            Таким образом, выявляется явное противоречие: с одной стороны,  информационному обществу нужен человек, способный приносить ему пользу и отвечать требованиям овладения и использования информации; с другой стороны, педагог, способный заложить основы информационной компетентности у будущих граждан, испытывает затруднения реализации средств ИКТ в условиях массовой школы.

III. Проблема.

         Неподготовленность и неумение педагога использовать средства ИКТ на уроках не ведет к повышению результативности обучения. Мы видим процесс «топтания на месте».

IV. Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе.

Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. 
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

·         активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

·         развитие мотивации к обучению;

·         развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;

·         развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

·         повышение уровня комфортности обучения;

·         снижение дидактических затруднений учащихся;

·         повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

V. Ожидаемые результаты.

Таким образом, использование ИКТ положительно повлияет на качество учебного процесса.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволит:

-  повысить  эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке).

-  расширить  объем предъявляемой учебной информации и  кругозор обучающихся;

- улучшить  организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

- повысить качество контроля знаний учеников и разнообразить его формы;

- повысить  интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшится  качество образования, активизируется  творческий потенциал ученика и учителя; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа "ИКТ как средство повышения активности учащихся на уроках в начальной школе" »

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования





Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«ИКТ как средство повышения активности учащихся на уроках в начальной школе».



СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 2 сессия с 16 июня по 20 июня 2014 года






Выполнила: Аксёнова Наталья Анатольевна

Учитель начальных классов

ГБОУ ООШ № 4 г.о.Отрадный











2014г.

Паспорт итоговой работы.


- Представлена система деятельности педагога на примере уроков в начальной школе.

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.



Сроки осуществления проекта:

Проект долгосрочный, внедряется в период с сентября 2012 г. по май 2016 г. и будет состоять из нескольких этапов:

  • АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

  • ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Место проведения: ГБОУ ООШ № 4 г.о.Отрадный

Вид проекта: практический.















I. Обоснование актуальности выбранной темы

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.  Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения [1, ст. 66], но учителя не готовы к таким изменениям. По данным сайта статистики 18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих коллег. А среди учителей начальных классов нашей школы, владеющих компьютерными технологиями, 18% не применяют их на уроках, 27% используют, но редко, 36% используют 2-3 раза в неделю, а 19% постоянно, практически на каждом уроке.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности обучающихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе ИКТ.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.


II. Противоречия.

Таким образом, выявляется явное противоречие: с одной стороны, информационному обществу нужен человек, способный приносить ему пользу и отвечать требованиям овладения и использования информации; с другой стороны, педагог, способный заложить основы информационной компетентности у будущих граждан, испытывает затруднения реализации средств ИКТ в условиях массовой школы.

III. Проблема.

Неподготовленность и неумение педагога использовать средства ИКТ на уроках не ведет к повышению результативности обучения. Мы видим процесс «топтания на месте».



IV. Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе.

Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. 
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

  • развитие мотивации к обучению;

  • развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;

  • развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

  • повышение уровня комфортности обучения;

  • снижение дидактических затруднений учащихся;

  • повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

V. Ожидаемые результаты.

Таким образом, использование ИКТ положительно повлияет на качество учебного процесса.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволит:

-  повысить  эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке).

-  расширить  объем предъявляемой учебной информации и кругозор обучающихся;

- улучшить  организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

- повысить качество контроля знаний учеников и разнообразить его формы;

- повысить  интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшится качество образования, активизируется творческий потенциал ученика и учителя;

VI. Содержательная часть.

Определение ИКТ-технологий.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

Применение ИКТ на уроках усиливает  - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

  • ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

  • способствует повышению качества образования.

Я работаю в ГБОУ ООШ № 4 г.о. Отрадный, Самарской области. Это не молодая, но очень динамично развивающаяся школа, которая имеет неплохое материально-техническое оснащение. Два года назад в моем классе было установлено интерактивное оборудование, что позволило мне активно использовать новые информационно-коммуникативные технологии в рамках своих предметов, включая Интернет-ресурсы, учебники и многое другое.

Дидактический материал ИКТ, который я использую на уроках, разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Одна из тем уроков «Окружающего мира» 3 класса называется «Растениеводство».

Целью изучения этой темы является формирование понятий: растениеводство, сорт, отрасль.

Что такое растениеводство? Как хлеб пришёл на стол? Как лён превращается в полотно? Какие растения выращивают в крае? Ответы на эти вопросы дети находят, изучая эту тему.

Использование ИКТ позволило мне расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного мира, сопровождающуюся песней «Русское поле».

Применяю ИКТ и на других уроках (математика, русский язык, литературное чтение), а также во внеклассной работе. В своей библиотеке имею современную мультимедиа-энцеклопедию Кирилла и Мефодия. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

На уроках русского языка аудио средства использую при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

Урок: математика 1-й класс.

Тема. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Оборудование: компьютер, музыкальный центр, карта путешествия, индивидуальные путевые листы для учащихся.

Компьютер демонстрирует слайды со станциями, где «останавливаются» дети во время путешествия, а также задания по теме урока. Аудиозапись звучит при проведении физкультминутки.

Часть учеников  моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.Ребята готовят сообщения к урокам, пользуясь ресурсами Интернета.

При разработке уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Я считаю, что труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний

  • продвигает ребенка в общем развитии

  • помогает преодолеть трудности

  • вносит радость в жизнь ребенка

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование мультимедийных презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

VII. Результаты работы.

Результаты применения ИКТ на примере уроков русского языка (%).


Вид рече­вой деятельности

Фонетика

Грамматика

Письменная речь

Уровни сформированности

Н.

Ср.

В.

Н.

Ср.

В.

Н.

Ср.

В.

2010-2011г.

( ИКТ не использовались)

60,3

23,1

20,6

58,2

33,1

23,6

46,4

25,4

30,8

2013-2014г.

45,5

18,9

31,5

50,4

25,3

30,2

37,4

20,4

37,2


Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. А также дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку,  а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.



Список источников и литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/. Дата доступа 27.01.2014г.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М. :АПКиПРО. - 2002.- 24 с.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/documents/document10660.shtml. Дата доступа 26.01.2014г.

  4. Теория Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.

  5. http://school-collection.edu.ru/about/methodic/ 

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аксенова Наталья Анатольевна

Дата: 14.06.2015

Номер свидетельства: 219542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Применение информационно - коммуникационных,   здоровьесберегающих технологий на уроках   в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(122) "primienieniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193017"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427553558"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ -  школьная газета «Первоклассник". "
    ["seo_title"] => string(113) "praktichieskaia-riealizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-s-ispol-zovaniiem-ikt-shkol-naia-ghazieta-piervoklassnik"
    ["file_id"] => string(6) "102766"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402550840"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "из опыта работы "формирование хронологических навыков на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(77) "iz-opyta-raboty-formirovaniie-khronologhichieskikh-navykov-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "121910"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414087724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства