Опыт патриотического воспитания в деятельности общественных организаций
Опыт патриотического воспитания в деятельности общественных организаций
Как много зависит от общественных организаций, каким определяющим может оказаться их влияние на растущую, формирующуюся личность. Одним из основных направлений деятельности общественных организаций является осуществление патриотического воспитания молодёжи, благодаря чему молодое поколение становится достойными гражданами своего государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт патриотического воспитания в деятельности общественных организаций»
Шавва Наталья, педагог – психолог ЗК АК «АТиСО».
Доклад на тему: «Опыт патриотического воспитания в деятельности общественных организаций».
Реальным показателем процесса становления гражданского общества является создание общественно – политических организаций и движений. В Республике Казахстан созданы и зарегистрированы свыше четырёхсот общественно – политических организаций, объединений и движений. Также действуют такие общественные организации, как союз молодёжи, научные ассоциации, культурные фонды, женские организации, советы ветеранов войны и т.д. Все они привлечены к общественно – политической жизни республики и вносят серьёзный вклад в жизнь общества.
Одним из основных направлений деятельности общественных организаций является осуществление патриотического воспитания молодёжи, благодаря чему молодое поколение становится достойными гражданами своего государства.
Патриотизм – стержневое качество человека. Сюда относится такое важное, на мой взгляд, качество, как любовь к Родине. Это качество сближает ценностные ориентации старшего и младшего поколений, что позволяет сохранить историю государства и внести что-то новое и актуальное в общественную жизнь. Тем самым происходит прогресс в развитии общества и государства.
Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Многие педагоги считают необходимым так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны. Воспитание активной, деятельной любви к Отчизне, приобретение опыта патриотического поведения легче всего происходят в процессе постепенного приобщения человека к делам Родины. Не так трудно воспитать человека, который способен искренне восхищаться окружающими пейзажами, сочностью родной речи, широтой народной души, самобытностью национального искусства, современными достижениями науки, техники, спорта, потому что это и впрямь достойно восхищения.
Любование родным естественно. Но Родине нужны не умилённые созерцатели, а хозяева, строители, защитники. Хозяйское отношение к действительности – первый признак истинно гражданского характера. Истинного патриота надо воспитывать. «Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - завещал А.С. Макаренко.
При «обывательском» мышлении человек, воспринимая действительность, ведёт отсчёт от себя. Он признаёт факты тем более значимыми, чем ближе они его касаются, и тем менее значительными, чем дальше они от его непосредственных целей и задач. И оценивает он их, прежде всего с точки зрения последствий для себя, для своей семьи.
Человек, мыслящий патриотически, обсуждает для себя любой вопрос в обратном порядке. Его первая мысль: как отразится событие на общем деле, принесёт ли оно пользу Родине? И если он решает «да», то это и определяет его оценку независимо от тех затруднений, которые сулит событие ему лично.
Человек изучает историю страны и начинает ощущать себя наследником героического прошлого. Человек прикасается к искусству. С понятием Родины соединяются имена её поэтов и музыкантов, архитекторов и художников. Чем больше он узнаёт, тем больше для чувства любви к Родине он получает. Истинный гражданин и патриот испытывает потребность вмешиваться в жизнь и переустраивать её в соответствии со своими идеалами. Он должен уметь видеть зло и бороться с ним. Патриотическое мышление в соединении с активной жизненной позицией – это результат, к которому должна стремиться деятельность общественных организаций по вопросам патриотического воспитания человека.
Зачатки патриотического воспитания любого человека формируются в семье. У ребёнка можно сформировать эмоциональное отношение к родной стране. Таким образом, у него формируется представление о родной стране, уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу), воспитывается чувство гордости за успехи людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории.
Чтобы пробудить у детей патриотические чувства, их знакомят с достопримечательностями своего города и края; посещают с ними музеи, выставки, памятники; рассказывают им о труде людей. «Овейте душу ребёнка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нём самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях – людях и героях – народах, побольше поэзии и музыки…», - говорил Блонский. Воспитание патриотических чувств начинается с пробуждения в юном человеке способности восхищаться красотой гражданского подвига.
Но воздействие на чувства юного человека – это лишь часть, хотя и очень важная, большого и длительного процесса формирования патриотизма. Одно дело – слушать рассказы отцов, читать книги о героях. Другое- самому прикоснуться к их жизни. Поднять горсть земли, и, рассматривая её, заметить: до сих пор ржавая, потому что каждая её пора пропитана металлической пылью, и время не подвластно эту пыль уничтожить. Или, встретив на своём пути братскую могилу, остановиться и помолчать. Так с малых лет приходит к человеку понимание своего гражданского долга, рождается желание беречь и охранять землю, готовность в любой момент встать на её защиту. «Чувство любви к Отечеству – благородное и возвышенное чувство», - говорил Белинский. И это чувство нужно развивать в человеке. Помогает этому работа общественных организаций, направленная на развитие социально полезных качеств человеческой личности.
Общественником человека не воспитать, если не включить его в общественную работу, в систему коллективных дел и коллективной ответственности. Именно общественные организации являются прекрасной школой политической закалки, идейного и нравственного становления личности. Сформировать сознательное отношение к общественному долгу, выработать активную жизненную позицию – в этом одна из важнейших задач общественных организаций.
Однако при этом следует отметить, что включение человека в активную общественную работу ставит перед ним известные трудности. Во-первых, необходимо значительно больше времени. Во-вторых, на человека ложится весьма серьёзная ответственность за дела в коллективе, за поступки не только свои, но и других людей. И, в-третьих, то и дело возникают ситуации, в которых требуется проявить характер, уметь настоять на своём. И, потерпев поражение, не упасть духом, не разочароваться, суметь разобраться в причинах, критично всё оценить и идти дальше, сохранив чистый и ясный взгляд на жизнь. Такое не всегда по силам даже взрослому, умудрённому житейским опытом человеку.
Молодёжь учится жить в коллективе, накапливает опыт общения. Молодые люди не только самоутверждаются, но и ищут взаимопонимания. Но цель общественного воспитания – не просто общение, а совместная коллективная деятельность, формирующая личность. «Человек, - писал А.С. Макаренко, - только тогда становится гражданином, когда он попадает в борющийся, действующий и движущийся вперёд коллектив».
Зрелость, несомненно, понятие не столько возрастное, сколько социальное. Умение взрослого объединяться с другими людьми для совместной работы в значительной мере зависит от воспитания у него этого свойства в детские, школьные годы. Не случайно, что предрасположенность школьника к деятельности в общественных организациях обуславливается, прежде всего, особенностями и формами обучения, которые ему нравятся.
В последние годы столь мощное развитие получили среди молодёжи различного рода объединения: социально – политическое объединение «Инициатива», общество «Қазақ тілі», Ассамблея казахской национальной культуры, общественный комитет «Желтоқсан», гражданское движение «Бірлестік», объединения историко – просветительского характера «Ақиқат», «Мемориал», « Әділет», историко – этнографическое объединение «Жерұйық» и т.д. Все эти формы деятельности вывели подрастающее поколение из стен школы в большую жизнь.
Общественные организации не сразу становятся организациями в полном смысле этого слова. Нужна общая задача, совместная деятельность по её решению, необходима атмосфера взаимопонимания и взаимоподдержки, отчётливо видные всем перспективы дальнейшего движения. Словом, требуется серьёзная вдумчивая работа над созданием единого, сплочённого, борющегося, движущегося коллектива, из которого бы не «выпал» ни один человек. Наличие «робинзонов» - первый признак неблагополучия, сигнал к тому, что необходима немедленная помощь.
Как жить? Как и каким быть? Что такое счастье и как стать счастливым? Вот с какими вопросами приходят миллионы молодых людей с ещё не устоявшимися характерами, с наивными, а иногда и искажёнными представлениями о своём настоящем и будущем. Они полны ожидания, что именно здесь им помогут ответить на многие вопросы, подскажут самый верный путь к осуществлению своего идеала.
Конечно, каждый из них рано или поздно разберётся самостоятельно во всех сложностях жизни – нравственное, гражданское рождение человека проходит в глубоких раздумьях о времени и о себе, в поисках своего места в общей борьбе. Но как много здесь зависит от общественных организаций, каким определяющим может оказаться их влияние на растущую, формирующуюся личность. И именно они должны сыграть здесь свою созидательную, облагораживающую, возвышающую нравственный дух человека роль!
Список литературы:
Большая Советская Энциклопедия гл ред. А.М. Прохоров, издательство «Советская энциколопедия», Москва 1975г.
«Педагогика» под ред. Ю.К. Бабанского, издательство «Просвещение», Москва 1983г.
«Воспитателю о работе с семьёй» под ред. Н.Ф. Виноградовой, издательство «Просвещение», Москва 1989г.
Н.Р. Кунхожаев «Человек и общество», издательство «Мектеп», Алматы 2002г.
«Диалоги о воспитании» под ред. В.Н. Столетова, издательство «Педагогика», Москва 1985г.