Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФОП ДО
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о патриотическом воспитании в детском саду.
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
ЦЕЛЬ: Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Рассмотрим подробнее формы работы с детьми:
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за трудом людей в детском саду и в селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках
Формы работы с родителями:
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Анкетирование «Семейные традиции»
Консультации в родительских уголках
Совместная деятельность детей и родителей:
-Оформление рисунков «Мое любимое село»
-изготовление альбома « Моя малая Родина»
Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
• Конкурсы, спортивные мероприятия:
• Вечер народных игр и забав
•Посиделки, досуги
Основные направления патриотического воспитания
Духовно - нравственное.
Гражданско – правовое.
Социально – патриотическое.
Военно – патриотическое.
Спортивно-патриотическое.
Культурно-патриотическое.
Презентация:
Слайд №1,2,3,4,5. В нашем детском саду в группах существуют уголки патриотического воспитания. В зависимости от возраста уголки в группах разные. В младшей группе больше сказок, и русских-народных, и сказки разных народов, портреты пап в военной форме и т.д. Но обязательно портрет Президента нашей страны Путина Владимира Владимировича и Российский флаг.
Слайд №6,7,8,9,10. Краеведческий музей. Музей боевой славы рассказ о том, как сражались солдаты в годы войны, покажет и расскажет целую жизнь солдатской ложки, даст потрогать или даже померить солдатскую пилотку, каску, потрогать осколки мин. Дети в восторге от посещения, они потом рассказывают своим родителям о музее.
Слайд №11. В детском саду мы празднуем основные государственные и народные праздники, памятные даты. Проводим совместные акции. В Непосредственно образовательной деятельности, используем мультимедийную установку для показа презентаций, беседуем, проводим праздники и досуги.
Слайд № 12, 13. Не забываем мы и русских народных обрядовых празднованиях таких как, Масленица, Троица.
Слайд № 14. Растим детей сильными, смелыми, отважными, и этому подтверждение на праздновании 23 февраля.
Слайд № 15, 16. Как же без дня рождения государственного флага. «День государственного флага Российской Федерации» Воспитываем любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.
Слайд №17. Экскурсия в библиотеку имени А.С. Пушкина.
Слайд № 18. Что самое дорогое у человека - это его семья. Праздник День семьи, любви и верности.
Слайд № 19 Открытие спортивной площадки.
• Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами.
• Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице; развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.