Новая диагностика современного урока в условиях введения ФГОС общего образования
Новая диагностика современного урока в условиях введения ФГОС общего образования
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. Главное в образовательном процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новая диагностика современного урока в условиях введения ФГОС общего образования »
Новая диагностика современного урока в условиях
введения ФГОС общего образования
В широком значении «универсальное учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действия учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Выделяют следующие принципы управлением учебным процессом (5 функций Анри Файоля):
планирование;
организация;
реализация и контроль;
коррекция;
анализ.
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способ достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя, учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяются фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный метод)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)
Учащиеся могут выбрать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей
Типы и виды уроков. Классическая дидактика
Классическая дидактика предлагает нам хорошо известную типологию уроков:
Урок изучения нового материала
В такой урок входит вводная и вступительная части, наблюдения, сбор материалов. Варианты уроков изучения нового материала:
Урок-лекция;
Урок-беседа;
Урок с использованием ИКТ;
Урок теоретических или практических самостоятельных работ;
Смешанный урок (сочетание различных видов урока)
Уроки совершенствования занятий, умений и навыков
Это могут быть уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного материала и др., например:
Урок самостоятельных работ,
Урок-лабораторная работа,
Урок практических работ,
Урок-экскурсия,
Семинар.
Урок обобщения и систематизации изученного материала
Эти уроки могут проходить в форме
Семинара;
Лабораторной работы;
Экскурсии и др.
Урок контроля и оценки знаний, умений и навыков
Форма проверки на уроке может быть различной:
Устная;
Письменная;
Смешанная.
Комбинаторные уроки
На таких уроках решается, сразу несколько дидактических задач.
Структура классического урока. Основные этапы
Каждому типу классического урока соответствует определенная структура. В общем виде структура урока изучение нового материала содержит следующие компоненты:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Этап проверки знаний, умений и навыков.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Повторение изученного.
Постановка цели перед учащимися.
Восприятие и осмысление новой информации.
Этап первичной проверки понимания изученного.
Этап закрепления нового материала. Воспроизведение информации, выполнение упражнений по образцу.
Этап применений знаний и способ действий. Творческое применение и добывание знаний.
Этап обобщения и систематизации знаний.
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителей и учащимися, оценка знаний.
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока.
Какие требования предъявляются к современному уроку
хорошо организационный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, организует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока – дети;
учет уровня и возможностей учащихся, учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
Типы и виды уроков деятельностной направленности (по ФГОС)
Деятельностный урок –это система действий, направленных на достижение результата.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель
Содержательная цель
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
расширение понятий базы за счет включения в нее новых элементов
уроки рефлексии
Деятельностная цель
Содержательная цель
формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т.д.)
закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий: понятий, алгоритмов и т.д.
уроки общеметодологической направленности
Деятельностная цель
Содержательная цель
формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции
построение общественных деятельностных норм и выявления теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов
Структура деятельностного урока. Основные этапы
Безусловно, каждый тип деятельностного урока предполагает свою структуру.
Однако определенная схожесть в структуре все-таки наблюдается.
Структура урока «открытия» нового знания
Структура урока развивающего контроля
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап выявления места и причины затруднения;
этап построения проекта выхода из затруднения;
этап реализации построенного проекта;
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап включения в систему знаний и повторения;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап локализации индивидуальных затруднений;
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
этап реализации построенного проекта;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап решения заданий творческого уровня;
этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Структура урока рефлексии
Уроки общеметодологической направленности
этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап локализации индивидуальных затруднений;
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
этап реализации построенного проекта;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап включения в систему знаний и повторения;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
данные уроки призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета (на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой деятельностного метода).
Суть системно-деятельностного подхода
Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире).
Движение от цели к результату (совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может).
Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение учащихся от цели к результату.
Структура урока
Начало Основная часть Итог
Усвоение знаний и развитие УУД
.
.
.
.
Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной ситуации и в условиях введения ФГОС
Кроме того, главное действующее лицо традиционного урока – учитель – в деятельностном уроке уходит на «второй» план, оставляя за собой роль консультанта.
Позиции
Традиционная деятельность
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Жестко структурированный конспект урока
Сценарный план урока, на 30-60%предоставляющий свободу учителю
При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник; формулирует декларативные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи
Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем (разделов)/уроков, Internet-ресурсы, материалы коллег; происходит обмен конспектами. Формулировка целей- через деятельность учащихся, активное целеполагание
Распределение времени на уроке. Основные этапы урока.
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя (80%)
Объяснение учителя- 20-30%
Закрепление-5-10% времени урока
Самостоятельная деятельность обучающихся-60-70% времени урока
Деятельность учителя на уроке
Успеть выполнить все что запланировано
Организовать деятельность детей:
По поиске и обработке информации;
Обобщению способов действия;
Постановке учебной задачи и т.д.
Деятельность учащихся определяется через формулировку заданий
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.
Отметка и оценка
Традиционная отметка за выполнение традиционных (преимущественно репродуктивных знаний):
«решил» - «не решил»
«из пяти заданий выполнил три»
Оценка «предметных и метапредметных» достижений учащихся
Работа над развитием у учащихся способности к самооценке
Критериальное оценивание
Построение урока
Традиционный подход
Новая дидактика
Структура урока определяется учебно-предметной темой и этапом ее изучения
Цель урока=тема + действие с учебным знанием
Цель: что изучаем?
Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…)
Цель урока= результат деятельности
Цель: зачем изучаем?
Развитие УУД на уроках разного типа:
Урок нового знания
Урок закрепления и применения знаний
Работа с новыми понятиями
Работа с новой информацией (поиск, выдвижение гипотез, проверка)
Коммуникация в группе (общее решение, выявление точек зрения, создание общего продукта)
Критическая оценка информации (объективность, своя позиция)
Самоконтроль
Рефлексия способов действия и границ собственного знания
Систематизация знаний
Творческое применение и развитие знания
Проектирование на основе знания
Оценивание собственных достижений
Постановка задач самоконтроля
Примеры, позволяющие развивать данные УУД:
Карта понятий
Построение кластера/таблицы/
Создание сематической карты
Моделирование
Мозговой штурм
Критериальное оценивание
Чтение с остановками
Создание авторского текста
Создание творческих продуктов
Групповая дискуссия
Ролевая, позитивная игра
К результатам освоения основных образовательных программ - через современные педагогические технологии
Современный урок построен сам как технология и открыт для применения современных образовательных технологий.
Как педагогу из большого разнообразия технологий выбрать те, которые соответствуют подростковому возрасту и являются приоритетными в основной школе? На наш взгляд, уместно использовать в своей педагогической практике следующий перечень технологий:
Технология проблемного обучения;
Технология организации самостоятельной деятельности школьников;
Технология развития критического мышления (ТРКМ);
Технология диалогового взаимодействия;
Технология развивающего обучения;
Технология интерактивного и дистанционного обучения;
Технология организации проектной деятельности школьников;
Технология организации учебно-исследовательской деятельности школьников;
Технология портфолио и др.
Остановимся на некоторых из названных технологий подробнее.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}