Мотивация познавательной деятельности студентов в образовательном процессе
Мотивация познавательной деятельности студентов в образовательном процессе
Актуальной проблемой в образовательном процессе является поиск и активизация ресурсов, способствующих повышению внутренней мотивации студентов колледжа. Материалы статьи могут использоваться педагогическими работниками при подготовке к урокам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивация познавательной деятельности студентов в образовательном процессе»
4
Перебайло Марина Владимировна,
заместитель директора по учебной работе ,
ГБПОУ «Минераловодский региональный
многопрофильный колледж»,
г. Минеральные Воды
Покидова Елена Михайловна,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин,
ГБПОУ «Минераловодский региональный
многопрофильный колледж»,
г. Минеральные Воды
Мотивация познавательной деятельности студентов в образовательном процессе
Одной из главных проблем в образовательном процессе является формирование познавательной мотивации студентов. Характерными чертами образовательного процесса является отсутствие внутренней мотивации к обучению, поэтому актуальным является поиск и активизация ресурсов, которые способствуют повышению внутренней мотивации студентов колледжа.
Задача преподавателя колледжа состоит в том, чтобы учебная работа содержала следующие учебные характеристики:
использование знаний, умений, навыков участников образовательного процесса;
студент видит значимость данной работы и знает, что качество выполнения влияет на весь процесс;
участник образовательного процесса имеют возможность использовать различные возможности, самостоятельно составляя планы работы. Самостоятельность развивает ответственность за выполненную работу
дается оценка эффективности выполненной работы, что позволяет реализовать обратную связь.
Взаимодействие участников образовательного процесса, связанное с выполнением актуальных проектов, разработок позволяет развивать у студентов ощущение значимости выполняемых работ. Для этого в колледже применяется большой выбор активных методов обучения: выполнение индивидуальных проектов, игровые технологии, проблемное обучение, анализ конкретных ситуаций и другие. Разные способы активного обучения включают традиционные формы обучения – лекции, семинар.
При преподавании экономических дисциплин преподавателем формируется у студентов умение донести до сознания слушающего необходимую информацию. Технология самопрезентации позволяет аргументировать свою позицию, доказать эффективность реализации проекта. Применение технологии самопрезентации позволяет развивать у студента навыки публичных выступлений, составления резюме при устройстве на работу.
Цель данной технологии:
- ознакомить студентов с особенностями построения презентации;
- изучить последовательность подготовки информации для самопрезентации;
- оптимально выбирать средства и способы изложения подготовленной информации;
- определить возможности публичного сообщения, выявить трудности, с которыми студент может столкнуться.
Так, по дисциплинам «Основы экономики, маркетинга, менеджмента», «Экономика предприятия», «Маркетинг» студенты реализуют навыки самопрезентации при защите курсовых работ, индивидуальных проектов по экономическим проблемам, проектов по организации предпринимательской деятельности. Данная технология развивает у студентов компетенции, направленные на оптимальное использование времени при раскрытии основных тезисов выступления и использования аргументов при взаимодействии с целевой аудиторией.
При разработке презентации на первом этапе необходимо определить цели и концепции выступления, осуществить подбор материалов и оценить их актуальность, выбрать наилучшие способы представления материалов презентации.
Примеры из своих жизненных ситуаций, периодической литературы, источников средств массовой информации, позволяет актуализировать интерес слушателей.
На эффективный обмен информацией влияет наличие вопросов к выступающему, согласие с его позицией, определение новых ориентиров.
Достоинством любого человека является умение выражать свои мысли, анализировать информацию из различных источников и на ее основе принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, заниматься своим самообразованием, оценивать результаты своего труда. Эти навыки и умения развиваются при использовании технологии критического мышления.
Прием «Экономический синквейн» позволяет сформировать умение обобщать информацию. Его можно использовать при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строк:
1) тема (существительное);
2) два прилагательных, которые подходят к теме:
3) три глагола по теме;
4) осмысленная фраза на данную тему;
5) резюме к теме (желательно одно слово или словосочетание).
Пример:
Безработица
Фрикционная, скрытая
Сокращает, тормозит, криминализирует
Временная незанятость трудоспособного населения
Ищущий работу
Реклама
Информативная, увещевательная
Стимулирует, информирует, продает
Продвижение идей и товаров
Рекламная кампания
«Вопрошающие» паузы на лекции – побуждают студентов сосредотачивать внимание на теме лекции и анализировать ее.
Данный прием позволяет последовательно изучить материал темы, путем организации групповой работы студентов, выявить возникшие у них затруднения. При работе в парах, используя материал лекции, студентам ставиться задача составить вопросник. Чем больше вопросов – тем лучше.
На этапе рефлексии, студенты изучив лекционный материал, обсуждают возникшие вопросы в парах, и если выявляются темы, вызывающие затруднения, то на данные вопросы отвечает преподаватель
С целью эффективного изучения текста, используется система разметки текста - INSERT (InteractiveNotingSystemofEffectiveReadingandThinking).
При ее реализации студенты, изучая информацию, делят материал на отдельные блоки:
«V» - уже знаю;
«+» - ново для меня;
«-» - не знал, думал иначе;
«?» - необходимо уточнить.
После обработки информации заполняется обобщающая таблица, данные которой подлежат дальнейшему обсуждению. Это развивает навыки анализа и синтеза изучаемого материала.
При изучении экономических дисциплин используется экономическое эссе, задача которого выразить мысли автора в виде сочинения по экономической проблеме, высказать свое мнение по конкретному вопросу.
Для этого предлагаются высказывания известных авторов, актуальные проблемы, по которым студенты должны раскрыть свое отношение к данным цитатам, проблемам и доказать свою точку зрения имеющимися доказательствами.
Таким образом, использование на современном уроке интерактивных форм обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Список литературы.
Дикинсон С. Презентация. Технология успеха. М.: Олимп – бизнес, 2003
Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 3-е изд, стер. – М.: КНОРУС, 2016