~~Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. При этом важно, чтобы определяющим мотивом был внутренний мотив, непосредственно связанный с содержанием этой деятельности. Отсюда необходимо, чтобы деятельность учащихся носила характер самодеятельности.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.
В современных условиях обучения главной задачей образования является не только получение учащимися определенных знаний и компетенций, но и формирование навыков самостоятельной работы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Практика показала, что обучающиеся, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.
Факторы активизации познавательной деятельности обучающихся при работе с компьютером на уроке:
1. Наглядность (не пассивная, а активная) т.е. возможность управлять демонстрационным процессом.
2. Работа с клавиатурой, что увеличивает взаимосвязь двигательных реакций и процессов восприятия.
3. Широкие возможности самоконтроля.
4. Возможности наглядно представить процессы, которые ранее нельзя было наблюдать.
5. Возможности индивидуализации обучения.
6. Моделирование.
7. Решение задач с помощью программного обеспечения.
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя следующие методы:
• разработка проекта.
Заключается в следующем: после изучения темы, учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная работа может занять длительное время, что позволяет учащимся успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.
• ресурсы сети Интернет, что позволяет расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы, позволяет применять в создании различных проектов не только иллюстрации, карты, схемы, фотографии, но и осуществлять поиск и систематизацию различного справочного материала.
• деловых игр
• виртуальные экскурсии
• интерактивных программ, тестов, электронных учебников.
• графических демонстрационных материалов. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и студентами создаются презентации, позволяющие иллюстрировать изучаемый материал.
• видео или мультипликационных фильмов.
• творческие работы учащихся. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов по информатике, создание ситуационных задач, участие в конкурсах.
Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся или самими учащимися со следующих позиций:
? уровень мотивации учащегося;
? оригинальность метода решения и оформления;
? творческая фантазия и оригинальность;
? использование межпредметных связей;
? умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
В комплексе педагогических условий и средств активизации познавательной деятельности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т. е. развивать элементы творческого мышления.
Успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.
Список используемой литературы
1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с.
2. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с.
3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. http://psyedu.ru/view.php?id=84
4. Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2006г
5. Хуторской А.В.. Методика личностного ориентированного обучения. М., Владосс-пресс, 2005, с.55
6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креа-тивного обучения.- М., 2003.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm