kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. При этом важно, чтобы определяющим мотивом был внутренний мотив, непосредственно связанный с содержанием этой деятельности. Отсюда необходимо, чтобы деятельность учащихся носила характер самодеятельности.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.
В современных условиях обучения главной задачей образования является не только получение учащимися определенных знаний и компетенций,  но и формирование навыков самостоятельной работы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Практика  показала, что  обучающиеся, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.
Факторы активизации познавательной деятельности обучающихся при работе с компьютером на уроке:
1. Наглядность (не пассивная, а активная) т.е. возможность управлять демонстрационным процессом.
2. Работа с клавиатурой, что увеличивает взаимосвязь двигательных реакций и процессов восприятия.
3. Широкие возможности самоконтроля.
4. Возможности наглядно представить процессы, которые ранее нельзя было наблюдать.
5. Возможности индивидуализации обучения.
6. Моделирование.
7. Решение задач с помощью программного обеспечения.
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя следующие методы:
• разработка проекта.
Заключается в следующем: после изучения темы, учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная  работа может занять длительное время, что позволяет учащимся успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.
• ресурсы сети Интернет, что позволяет расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы,  позволяет применять в создании различных проектов не только  иллюстрации, карты, схемы,  фотографии, но и осуществлять поиск и систематизацию различного справочного материала.
• деловых игр
• виртуальные экскурсии
• интерактивных программ, тестов, электронных учебников.
• графических демонстрационных материалов. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и студентами создаются презентации, позволяющие иллюстрировать изучаемый материал.
• видео или мультипликационных фильмов.
• творческие работы учащихся. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов по информатике, создание ситуационных задач,  участие в конкурсах. 
Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся или самими учащимися со следующих позиций:
? уровень мотивации учащегося;
? оригинальность метода решения и оформления;
? творческая фантазия и оригинальность;
? использование межпредметных связей;
? умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
В комплексе педагогических условий и средств активизации познавательной деятельности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т. е. развивать элементы творческого мышления.
Успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

Список используемой литературы

1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с.
2. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с.
3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. http://psyedu.ru/view.php?id=84
4. Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2006г
5. Хуторской А.В.. Методика личностного ориентированного обучения. М., Владосс-пресс, 2005, с.55
6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креа-тивного обучения.- М., 2003.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики. »

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.

Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. При этом важно, чтобы определяющим мотивом был внутренний мотив, непосредственно связанный с содержанием этой деятельности. Отсюда необходимо, чтобы деятельность учащихся носила характер самодеятельности.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В современных условиях обучения главной задачей образования является не только получение учащимися определенных знаний и компетенций, но и формирование навыков самостоятельной работы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Практика показала, что обучающиеся, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Факторы активизации познавательной деятельности обучающихся при работе с компьютером на уроке:

  1. Наглядность (не пассивная, а активная) т.е. возможность управлять демонстрационным процессом.

  2. Работа с клавиатурой, что увеличивает взаимосвязь двигательных реакций и процессов восприятия.

  3. Широкие возможности самоконтроля.

  4. Возможности наглядно представить процессы, которые ранее нельзя было наблюдать.

  5. Возможности индивидуализации обучения.

  6. Моделирование.

  7. Решение задач с помощью программного обеспечения.

Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя следующие методы:

  • разработка проекта.

Заключается в следующем: после изучения темы, учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная работа может занять длительное время, что позволяет учащимся успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.

  • ресурсы сети Интернет, что позволяет расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы, позволяет применять в создании различных проектов не только иллюстрации, карты, схемы, фотографии, но и осуществлять поиск и систематизацию различного справочного материала.

  • деловых игр

  • виртуальные экскурсии

  • интерактивных программ, тестов, электронных учебников.

  • графических демонстрационных материалов. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и студентами создаются презентации, позволяющие иллюстрировать изучаемый материал.

  • видео или мультипликационных фильмов.

  • творческие работы учащихся. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов по информатике, создание ситуационных задач, участие в конкурсах.

Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся или самими учащимися со следующих позиций:

  • уровень мотивации учащегося;

  • оригинальность метода решения и оформления;

  • творческая фантазия и оригинальность;

  • использование межпредметных связей;

  • умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.

В комплексе педагогических условий и средств активизации познавательной деятельности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.

Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т. е. развивать элементы творческого мышления.

Успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.


Список используемой литературы


1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с.

2. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с.

3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. http://psyedu.ru/view.php?id=84

4. Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2006г

5. Хуторской А.В.. Методика личностного ориентированного обучения. М., Владосс-пресс, 2005, с.55

6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креа-тивного обучения.- М., 2003.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.

Автор: Медведева Наталья Мироновна

Дата: 17.07.2014

Номер свидетельства: 110119

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Использование интерактивных приемов в обучении студентов на уроках информатики как средство повышения качества их обученности "
    ["seo_title"] => string(142) "ispol-zovaniie-intieraktivnykh-priiemov-v-obuchienii-studientov-na-urokakh-informatiki-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-ikh-obuchiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "163903"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422548623"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Опыт работы на тему: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»"
    ["seo_title"] => string(70) "opytrabotynatiemuispolzovaniieghruppovykhformrabotynaurokieinformatiki"
    ["file_id"] => string(6) "273547"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452246093"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике "
    ["seo_title"] => string(101) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-obuchaiushchikhsia-na-vnieurochnykh-zaniatiiakh-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "134688"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416769234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства