kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мотивация учебной деятельности школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать. Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.

 

                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мотивация учебной деятельности школьников" »


Евпаторийская общеобразовательная школа

IIII ступеней № 16

Евпаторийского городского совета АРК




Постоянно-действующий семинар:

«Методика и техника современного урока»


Семинар-практикум:


«Мотивы и мотивация в обучении»




«Мотивация учебной деятельности школьников»





Выступление

заместителя директора по УВР

ЕОШ №16

Полищук Татьяны Васильевны







28.01.2014года







Мотив


Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.


Как мотивировать познавательную деятельность ученика? Сл2

Мотив

  • интерес,

  • потребность,

  • стремление,

  • убеждение,

  • идеал,

  • эмоции,

  • влечения,

  • инстинкты,

  • установки,

это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов


Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией.

У ребёнка формируется: Сл3

*тенденция к уклонению от учёбы

*деятельность и результаты учения незначительны

*сильная отвлекаемость на уроке

*быстрое утомление

*чувство удручённости и неудовлетворённости

*неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников: Сл4

  • Содержание учебного материала.

  • Стиль общения учителя и учащегося.

  • Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, не побуждает к учебной деятельности. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Для этого необходимо: Сл5

Особый характер преподнесения учебного материала:

а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой;

в).необычный.

Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей;

б).трудность, сложность (простота, доступность);

в).новизна, познавательность материала;

г).открытие нового в известном;

д).историзм, современные достижения науки;

е).интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной,

б).личностной.

Межпредметные связи


Стиль общения учителя и учащегося Сл6

  • Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика.

  • Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

  • Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

  • Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.)


Организация учебной деятельности Сл7

3 этапа:

  1. Мотивационный этап

На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть:

  • по содержанию: к дисциплине, к работе;

  • по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);

  • алгоритмы;

  • единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

  1. Операционально-познавательный этап

На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера:

  • Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора);

  • Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.);

  • Эмоционального (успеха, увлечённости темой…).

Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

  1. Рефлексивно-оценочный этап связан с:

  • анализом проделанного,

  • анализом ошибок и оказанием необходимой помощи,

  • сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

Рефлексивно-оценочный этап. Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то:

учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

Рефлексивно-оценочный этап. Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности.


Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся Сл8

можно выделить 4 блока основных методов мотивации.

I.Эмоциональные методы мотивации

  • поощрение,

  • порицание,

  • учебно-познавательная игра,

  • создание ярких наглядно-образных представлений,

  • создание ситуации успеха,

  • стимулирующее оценивание,

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

II.Познавательные методы мотивации

  • опора на жизненный опыт,

  • познавательный интерес,

  • создание проблемной ситуации,

  • побуждение к поиску альтернативных решений,

  • выполнение творческих заданий,

  • «мозговая атака»,

III.Волевые методы мотивации

  • предъявление учебных требований,

  • информирование об образовательных результатах обучения,

  • познавательные затруднения,

  • самооценка деятельности и коррекции,

  • рефлексия поведения,

  • прогнозирование будущей деятельности

IV.Социальные методы мотивации

  • развитие желания быть полезным обществу,

  • побуждение подражать сильной личности,

  • создание ситуации взаимопомощи,

  • поиск контактов и сотрудничества,

  • заинтересованность в результатах коллективной работы,

  • взаимопроверка,

  • рецензирование.

Мотивацию учения затрудняют: Сл9

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;

  • неудовлетворённость однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;

Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладение на высоком уровне приёмами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми в целях подготовки к выбору профессии.


Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий.

Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.


Сл10 «Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Мотивация учебной деятельности школьников"

Автор: Полищук Татьяна Васильевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(91) "motivatsiia-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403634576"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Мотивация учебной деятельности школьников. Приемы повышения мотивации."
    ["seo_title"] => string(73) "motivatsiiauchiebnoidieiatielnostishkolnikovpriiemypovyshieniiamotivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "287735"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454518885"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Структура и функции мотивации учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(51) "strukturaifunktsiimotivatsiiuchiebnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "302959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457360215"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный  показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе» "
    ["seo_title"] => string(162) "razvitiie-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-kachiestviennyi-pokazatiel-effiektivnosti-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "104078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402665475"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Сценарий "Мотивация учебной деятельности" "
    ["seo_title"] => string(48) "stsienarii-motivatsiia-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "103389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402582922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства