Мой проект на тему «Мотивация учебной деятельности»
Мы должны придерживаться нового стандарта, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
-сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-способность ставить цели и строить жизненные планы;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом : как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», « мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективного учебного процесса.
К сожалению, есть родители, которые сравнивают достижения своих детей с достижениями других детей того же возраста. Зависимость успеха или неуспеха от прилагаемых ими усилий в учёбе в расчёт не принимается.
Целью проекта является повышение мотивации к учёбе.
Для этого нужно решить следующие задачи:
- -формировать учебно – познавательные мотивы;
- -повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
- -формировать самосознание и эффективную самооценку;
- -развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
Цель связана с планируемыми результатами , а это :
Планируемые результаты
- Повышение мотивационной готовности школьников к обучению;
- сформированность внутренней позиции обучающихся;
- возникновение эмоционально – положительного отношения к школе;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самоопределению;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
В целях повышения мотивации к учёбе, необходимо создание условий, в которых даётся возможность каждому обучающемуся пережить радость успеха в учебной деятельности, в наиболее полной степени актуализировать и реализовать свой личностный потенциал.
Педагогам предлагается использовать в работе с обучающимися для повышения мотивации к учению мотивационный тренинг. Составляющей МТ является самоанализ, в котором обучающиеся описывают себя, своё окружение, и те отношения, в которые они вступали с этим окружением. Необходимо постараться выявить свои сильные и слабые стороны в решении тех или иных вопросов. В ходе дискуссии обуч. Ставят перед собой цели, которые им необходимо достичь в ближайшем будущем, и определяют средства, которые ведут к достижению цели.
Учебная мотивация –это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. (Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося).
(Цель- это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив- побуждение к достижению цели).
Пути к мотивации:
1.Вера в успех
2.Самовнушение
3.Специальные задания
4.Воображение
5.Планирование
6.Настойчивость
7.Сотрудничество
Эффективным приёмом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребёнка приёму рефлексии того, что он знает, что не знает, что хочет узнать. Это способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ,т.е.создаётся портрет выпускника школы
- Осознающий ценность образования и науки;
- мотивированный на инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять проектную деятельность