Мотивация учебной деятельности школьников. Приемы повышения мотивации.
Мотивация учебной деятельности школьников. Приемы повышения мотивации.
Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации. Значимость мотивов неодинаковая, одни мотивы побуждают деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл, другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов, являются мотивами-стимулами. Статья содержит примеры повышения мотивации учебной деятельности школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности школьников. Приемы повышения мотивации.»
Мотив (от французского) - побудительная сила, (от латинского) - приводить в движение, толкать. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру. Значимость мотивов неодинаковая, одни мотивы побуждают деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл, другие сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов, то есть мотивы - стимулы. Значимость мотивов меняется в зависимости от деятельности. Мотивы бывают осознаваемые и неосознаваемые.
П.В.Симонов справедливо утверждает, что “… потребность есть основа, движущая сила, побуждение и цель человеческого поведения, что мотивы, стремление, желание, интересы, цели, установки произведены от потребности и порождаются ими.”
Для выяснения различных типов мотивов проводились эксперименты. Так, в одном случае участвовали три группы учащихся. В первой группе применялся метод, вызывающий интерес к творческой позиции. Во второй группе – методы, ставящие успех учеников в обучении в зависимость от сотрудничества. В третьей группе рассматривались соревнования, как главный мотив учения. Более успешным оказался первый метод. Сильнее чем сотрудничество и соревнование, влияли индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные возможности. То, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого оставляет равнодушным, либо приводит лишь к незначительному эффекту. Каждому необходимо подобрать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.
Более 20 лет посвятив работе над этой проблемой Ш. Амонашвили, пришел к выводу: побуждать жажду знаний у учащихся, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – все это возможно только при таком обучении, которое на гуманистических началах. Необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Отличительной чертой мотивационной сферы должна быть опора на внутренние мотивы. Если в человеке заложены потребности выполнять нормы, то это приведет к снижению роли силовых министерств, которые служат для того, чтобы контролировать выполнение норм.
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин множество. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей учащихся.
Ответственность учеников за учебу, достижения в ней – мечта каждого учителя. Одну такую тактику обучения, ведущую к передаче ответственности, для детей, имеющих трудности в обучении описал М.Раттер .Она состоит из нескольких этапов, следуя которым, учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться того чтобы ребенок успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.
1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету и предоставить возможность поверить в собственные силы и способствовать достичь успеха. М.Реттер советует использовать не только личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости. Для того чтобы у ребенка возникла вера в собственные силы, учителю придется ввести для него иную систему оценивания результатов.
2. Учитель должен оценить, что известно, что неизвестно ученику по его предмету с тем, чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводиться с помощью специальных тестовых заданий.
3. Программа обучения таких учеников должна быть разбита на серию мелких шагов . Такое поэтапное обучение и позволит ребенку самому следить за собственным прогрессом, то есть облегчить задачу и педагогу, и ребенку.
4. Программу следует сконструировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха. Как правило, дети имеющие трудности обладают длительным опытом неуспеха и разочарования в собственных возможностях и поэтому первостепенное значение приобретает момент осознания ими того, что они могут успешно учиться.
5. Учитель и ученик должен работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определить зоны трудностей.
6. Должна быть установлена система поощрений за успех и выполнения заданий. Это не обязательно должны быть стандартные оценки, которые долгое время будут невысокими. Самое важное при этом перенести акцент в оценках с неуспеха на успех.
На своих уроках организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу учащимся, как слабым так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагаю задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев решения. Применяю стимулирование. В моей работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации . При этом:
каждый контроль преследует конкретную цель - анализ результатов контроля; объективность оценочных суждений, требование к выполнению задания, критерии оценок сообщаются заранее; оценка результатов деятельности (а не личности), преобладание положительных оценок разнообразие форм и приемов контроля; преобладание функции обучающей над контролирующей; использование поощрений, самооценки и самоконтроля.
В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта:
- системное одобрение; похвала, направленная на формирование положительных оценочных суждений; доброжелательность, умор, улыбка, умеренные жесты, мимика;
- создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Использую приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения; преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов;
Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного.
Главная задача – установить связь между деятельностью учителя и учением школьника, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность. На этом этапе просматривается, как учащиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивированности класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала. Без оценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, организую работу с учебником, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных учащихся, привлекаю учащихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для урока упражнения творческого характера.
Практика под руководством учителя проводится для установления обратной связи, для своевременного устранения трудностей в понимании нового материала.
Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, высвечивает проблемы и затруднения, для этого использую дифференцированный подход, используя разно уровневые задания, тесты ,задания с кодированными ответами. Для проверки усвоения знаний по определенным темам использую разгадывание кросснаберов, тем самым используя различные виды контроля. Кросснабер – это один из видов числовых ребусов, предметом разгадывания являются математические задачи. Правильность решения задач проверяется в основном тут же самими учащимися: в случае верных ответов цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать. Все решения учащиеся выполняют в тетрадях, с тем, чтобы учитель имел возможность контролировать работу. Числа, подлежащие отгадыванию – только целые положительные. Разгадывание кросснаберов предпочтительнее других видов контроля тем, что в них присутствуют элементы игры, а это снимает психическое напряжение, которым, как правило сопровождается любая проверочная работа. Домашние задания включают обязательные упражнения и задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно, только положительной оценкой).
Обязательным элементом моих уроков является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого учащегося; продуманное чередование видов работ, типов заданий;
Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологии перспективно-опережающее обучение (С. Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, раннего интенсивного обучения и совершенствования обще учебных умений (А.А.Зайцев).
В процессе обучения использую элементы игровой технологии на уроках и во внеклассной работе, на факультативных занятиях. Игра наряду с трудом и учением один из видов деятельности не только для ребенка, но и для взрослого. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление своим поведением. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную (воодушевить, побудить интерес); коммуникативную; самореализации; терапевтическую (преодоление трудностей);диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть свои скрытые черты); коррекционную (измениться под влиянием игровой практики правила).
Игра включает моменты соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции игры Результат дидактических игр зависит во-первых от целенаправленного построения игровых программ ,сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность включаются упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их, игры развивающие умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, логическое мышление, смекалку. Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений и навыков.
Технология деловых игр состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный. Включает разработку сценария - условия отражения ситуации объекта. В сценарий вход план деловой игры: учебная цель занятия, характеристика проблемы, объяснение поставленной цели, план деловой игры, описание ситуации, характеристика действующих лиц.
2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновывается обстановка проблемы. Выдается пакет материалов, правил, инструкций.
3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий может корректировать действия участников.
4. Анализ и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.
В результате учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует итог занятий.
Применение элементов игровой технологии, позволяет учащимся проявить свои способности, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, поддерживает и усиливает интерес к предмету.
Для повышения мотивации учащихся на своих уроках использую приемы проблемного обучения, разрабатываю сценарии деловых игр, использую новые приемы решения общепризнанных способов решения заданий.
С целью формирования положительной мотивации, связанной с социально-ценной деятельностью познавательной, трудовой, развивающей использую в своей работе эмоциональное стимулирование. На уроках создаю ситуации напряжения, чтобы стимулировать учащихся, вызвать позитивную мотивацию, целеустремленность, интерес и волю. Это направление к самоутверждению и самореализации личности в образовательном процессе становится трудными, но необходимыми составляющими жизнедеятельности.
Математика, 5 класс. Тема «Переместительное, сочетательное и распределительное свойство умножения».
Пример. Открытие! 2*2=5! Верно ли это?
Гипотеза:
•Это противоречит таблице умножения!
•Ошибочное заключение!
Доказательство: 2*2=5!
1.Возьмём верное равенство 4:4=5:5
2.Вынесем за скобки общий множитель 4*(1:1)=5*(1:1)
3.Считаем, значение выражения в скобках. Оно равно 1.
4.Вывод: 4=5 или 2*2=5!
В чём ошибка?
Проект «В стране математических софизмов» способствует повышению строгости математических рассуждений, содействует более глубокому уяснению понятий и методов математики, развивает логическое мышление. Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать её, а осознание ошибки предупреждает от повторения её в других математических рассуждениях. Разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого материала, развивает наблюдательность, вдумчивость, критическое мышление, познавательный интерес, творческую активность.
Математика. 5 класс. Тема «Решение задач».
Пример 1. Бондарь за 6 часов вырезает 48 деревянных ложки, а его ученик за 3 часа - 12 таких ложек. Во сколько раз больше ложек вырезает за 1 час бондарь, чем ученик?
Пример 2. «Однажды на Покровской ярмарке, среди шатров полотняного ряда разыгрался спор между ровеньским купцом и айдарским крестьянином. Купец предложил купить у помещика 120 аршин тонкого полотна на 6 руб. по 5 коп. за аршин. На что крестьянин, ответил, что себе в убыток он продавать не будет, заглянул к себе в расчетную книгу и объяснил купцу экономический расчет производства полотна: «Пуд поскони мятой стоит – 2 руб., спрясть пуд поскони стоит 2 р.80 коп., за тканье с толстого полотна берут 1р. 50 коп., а с тонкого – 2 р. 25 к., на пуд поскони выходит 80 аршин полотна. Давайте поможем сосчитать купцу, сколько стоил аршин тонкого полотна, а сколько толстого? На сколько копеек меньше стоимость толстого полотна от тонкого? Сколько аршин тонкого полотна сможет купить купец на 600 рублей? А сколько рублей он заплатил бы за 120 аршин?
Математика. 5 класс. Тема «Число. Натуральные числа. Натуральный ряд чисел и его свойства».
Пример. Существует большое количество определений понятию «число». О числах первый начал рассуждать Пифагор. Пифагору принадлежит высказывание «Всё прекрасно благодаря числу». По его учению число 2 означало гармонию, 5 — цвет, 6 —холод, 7 — разум, здоровье, 8 —любовь и дружбу. А число 10 называли «священной четверицей», так как 10 = 1 + 2 + 3 + 4. Оно считалось священным числом и олицетворяло всю Вселенную. Приготовьте рассказ посвящённый данным числам и их символическим значениям.
Математика, 5 класс. Тема "Нахождение неизвестного компонента действия сложения и вычитания".
Пример. На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2кг, а на правой чаше - гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?
Математика, 5 класс. Тема «Действия с десятичными дробями».
Воспользуемся счетом-квитанцией по оплате за коммунальные услуги. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление плата берётся с 1 кв.м, а за воду в куб.м с 1 человека, то есть по количеству жильцов.
Математика, 6 класс. Тема "Нахождение числа по его дроби".
Пример. Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 800 кв. м. Найдите площадь всего катка.
Геометрия, 7 класс. Тема: «Центр вписанной окружности в треугольник».
Возьмем треугольник, вырезанный из бумаги. Перегибая углы треугольника пополам (проведение биссектрис) получим подтверждение факта: биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. А затем уже провести доказательство.
Геометрия, 7 класс. Тема: «Четыре замечательные точки треугольника».
Учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: «Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой». Школьники могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера.
Пример. Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?
Геометрия, 7 класс. Тема «Параллельные прямые».
Демонстрация действия слесарного прибора рейсмуса, который предназначен для разметки прямой, параллельной краю деревянного бруска.
Чтобы у учащихся не возникало представление о "сухости" математики, оторванности от её жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.
Геометрия, 7 класс. Тема «Окружность, круг».
Одной из любимых игр со словами являются кроссворды. Они чудесно тренируют память, помогают приобрести новые знания, развивают логическое мышление. Основной задачей кроссворда является запись слова по данному определению. Такие задания применяются при повторении изученного материала, но его можно применять и в качестве антикроссворда: предлагается учащимся составить вопросы к записанным в кроссворде понятиям. Это дает возможность не только проверить как ученики усвоили новые понятия, но и формировать умения задавать вопросы, связанные со свойствами и признаками данного понятия. Если в кроссворде записано слово «диаметр», то к нему можно составить такие определения:
самая большая хорда,
хорда, проходящая через центр окружности.
хорда, состоящая из двух радиусов.
Использование антикроссвордов со временем можно усложнить, предлагая учащимся английские кроссворды, где математические термины запрятаны в путанице букв и их нужно найти по горизонтали, вертикали и диагонали в любых направлениях. Найдя слова, школьники должны дать им определения или составить к ним вопросы.
Похожими на английские кроссворды являются венгерские. В них слова могут «сгибаться» по вертикали и горизонтали, они состыковываются, но не имеют общих букв. Работу с такими кроссвордами можно организовать в группах, парах или фронтально, но вопросы или определения к понятиям должны быть озвучены всему классу. Найденное слово зачеркивается. На начальных этапах работы с такими кроссвордами учащимся можно помогать, указывая начальные буквы слов. Со временем они быстро научатся отыскивать слова без подсказки.
Пример. Разрежьте треугольник на такие части, чтобы из полученных частей можно было сложить прямоугольник.
Геометрия, 8 класс. Тема: «Практические применения подобия треугольников».
Содержание деятельности: два исторических сообщения о том, как Фалес Милетский определял расстояние от наблюдателя до корабля, как он измерял высоту пирамиды; рассказ учителя о геодезии и геодезической вышке.
Результат: учащиеся активно отвечают на поставленные вопросы и формулируют цель урока.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.
Цель: вызвать интерес к решению задач с практическим содержанием, к разным способам сотрудничества с другим человеком.
Содержание деятельности: самостоятельная работа репродуктивного уровня с последующей проверкой у доски; решение проблемы определения высоты дерева; решение проблемы определения длины мостика через овраг; решение проблемы способа применения высотомера лесника; самостоятельная работа, состоящая из заданий конструктивного и творческого уровней.
Например: «Может ли человек изменить законы математики?
Проблемные вопросы:
4 рубля = 40000, 5=6! Так ли это - докажи!
Сенсация! 2*2=5! Правда или вымысел?
Спичка вдвое длиннее телеграфного столба.
Расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоска!
Школьники заняты в году 0 дней! Когда же учиться?
Математика, занятие кружка.
Пример. Софизм «Когда же учиться?»
1. По ночам занятий нет, половина суток свободна. Остаётся:
365-182=183 дня.
2. В школе ученики занимаются половину дня, значит, вторая половина (или четвёртая часть суток) может быть свободна. Остаётся:
183-183:4=137 дней.
3. В году 52 воскресенья. Из них на каникулы приходится 15 дней, таким образом, выходных в учебном году 52-15=37 дней.
Итого остаётся 137-37=100 дней.
4. Есть ещё каникулы: осенние (5 дней), зимние (10 дней), весенние (7 дней), летние (78 дней).
Всего 5+10+7+78=100 дней.
5. Итак, школьники заняты в году
100-100=0 дней.
Когда же учиться?!
Алгебра, 8 класс. Тема « Квадратные уравнения».
Пример. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20м/с. Записать уравнение у=у (t). Найдите, через какой промежуток времени тело будет на высоте а) 15м; б) 20м; в) 25м.
Алгебра, 9 класс «Неравенства, системы неравенств».
При закреплении темы «Неравенства, системы неравенств» я предлагаю изображать решения на заданном числовом поле, где перпендикулярно расположены шкала с номерами заданий и шкала решений. Множество решений закрашивается карандашом и получаются своеобразные рисунки.
Задание 1
8
7
6
4
3
2
1
0
-1
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-
1 2
3 4
5 6 7
8 9
10
8 9
5 6 7
3 4
1 2
3х – 1 ≤ - 1 .
2(3 – х) – 5 ≤ - 1 .
-5(2х – 1) + 4 ≥ 3х – 4.
0,2(2х + 1) – 1 ≤ 0,5(3х – 2) – 2.
-13 ≤ 2х + 3 ≤ -7.
-3 ≤ 5 – 4х ≤ 17.
.
.
.
.
РешениеЗадания 1
8
7
6
5
4
3
2
1
0
-1
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-
1 2
3 4
5 6 7
8 9
10
8 9
5 6 7
3 4
1 2
1) (-; 0]
2) [1; )
3) (-; 1]
4) [2; )
5) [-8; -5]
6) [-3; 2]
7) [4; )
8) [-1; 0]
9) [4; 5]
10) (-; -5]
Задание 2
6
5
4
3
2
1
0
-1
-2
-3
-4
-5
-6
1
2
3
4
5
1. .
(х – 3)(2х – 10)(х – 6)(4 – х) ≥ 0.
3. .
4. .
5.
Решение Задания 2
6
5
4
3
2
1
0
-1
-2
-3
-4
-5
-6
1
2
3
4
5
1) [3; 6]
2) [3; 4] [5; 6]
3) [-6; 4][5; 6]
4) [-5; -3][3; 4][5; 6]
5) [-4; -3][3; 6]
Алгебра и начала анализа, 11 класс. Тема «Производная. Физический смысл производной».
Пример 1. При движении тела по прямой расстояние s(в метрах) от начальной точки движения изменяется по закону: s(t) -0,5t2-4t+6(t-время движения в секундах). Через сколько секунд после начала движения тело остановится.
Пример 2. Найдите кинетическую энергию тела массой 5 кг, движущегося по закону х(t)=20+5t+0,5t2(t-время движения в секундах) в момент времени t=10 после начала движения.
Задачи с «исторической» фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др.
Пример. Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре».
Эта задача пользовалась у самого Архимеда особым вниманием и любовью. Согласно легенде он даже завещал начертить шар, вписанный в цилиндр, на камне своего могильного памятника. «Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения.