Просмотр содержимого документа
«Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительным общеобразовательным программам.»
Тема: Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Цель: повышение профессионального уровня педагогов по вопросам мониторинга результативности образовательного процесса
Задачи:
- познакомить с понятием мониторинга;
- оценить уровень мониторинга результативности образовательного процесса в Учреждении;
- познакомить с методиками оценивания результативности и компетентности обучающихся объединений
I. Введение
Сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждений и детских объединений дополнительного образования называется результативность. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.
На данном теоретическом семинаре мы познакомимся с различными методиками определения эффективности обучения по дополнительным общеразвивающим программам.
II. Знакомство с понятием мониторинга
Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий.
Первоначально данный термин активно использовался в экологии. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл.
Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (наблюдение за образовательным процессом с целью выявления качества знания)
Виды мониторинга:
социологический
психологический
педагогический
образовательный
медицинский и т.д.
Нас интересует образовательный мониторинг
III. Практика мониторинга в Учреждении
В Учреждении проводится диагностика результатов в начале и в конце учебного года, мы анализируем общий уровень теоретической и практической подготовки детей для того, чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы или недостатки. Обращаем внимание прежде всего на степень выполнения образовательной программы (сколько детей выполнили программу полностью, сколько — частично и т.д.): если объективно оценивать результативность реализации любой общеразвивающей программы, то 100% «обученности» быть не может, ведь в учебной группе одновременно занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы: если программу выполнили (или «перевыполнили») все дети, то, возможно, она требует некоторого усложнения; и наоборот, если программу выполнили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном упрощении. Налицо необходимость в повышении эффективности образовательного процесса через мониторинг образовательной деятельности.
Существуют определенные требования к мониторингу результативности по программе:
- форма оценки результатов ребенка должна быть конкретной и понятной;
- должна отражать реальный уровень подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника»;
- отработана определенная система оценки. Например: 10-балльная (или любая другая), присвоение «званий» разного уровня, вручение «знаков» и «медалей» определенного достоинства и др
Самое главное, чтобы у воспитанника формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к достижению еще более высоких результатов.
Наша задача на теоретическом семинаре состоит в том, чтобы познакомиться с различными методиками, которые позволят нам оценить реальные результаты детей.
IV. Знакомство с методиками оценивания достижений и компетентности обучающихся в рамках дополнительных общеразвивающих программ
1. Методика «Портфолио» ( Портфель )
Одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося является формирование «портфеля» (Portfolio). Ведение портфолио развивает у обучающихся навыки рефлексивной деятельности (способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов). Содержание и способы оформления «портфеля» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ до альбома высших достижений.
2. Методика «Педагогический дневник»
Данная форма диагностики может быть использована педагогами, работающими с группами индивидуального обучения (сольное пение, инструментальные классы и т.п.). Педагогический дневник представляет собой документ, в котором педагог путем наблюдения и анализа отдельных характеристик обучающегося (например, уровень творческого развития, развитие интересов), изучает индивидуальную динамику развития данных качеств.
3. Методика «График моих достижений»
1
Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога)
1
2
3
4
5
2
Знаю специальные термины, используемые на занятиях
1
2
3
4
5
3
Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности
1
2
3
4
5
4
Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог
1
2
3
4
5
5
Научился самостоятельно выполнять творческие задания
1
2
3
4
5
6
Умею воплощать свои творческие замыслы
1
2
3
4
5
7
Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях
1
2
3
4
5
8
Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач
1
2
3
4
5
9
Научился получать информацию из разных источников
1
2
3
4
5
10
Мои достижения в результате занятий
1
2
3
4
5
Данная методика позволяет сделать заключение о динамике процесса становления устойчивого интереса к предметной области в процессе реализации образовательной программы
По окончании учебного года кружковцам предлагается представить на системе координат в виде графика:
-) динамику собственного уровня достижений за время пребывания в детском объединении.
-) оценку изменения уровня интереса к изучению той или иной предметной области на протяжении занятий в дополнительном образовании.
На вертикальной шкале отмечается уровень достижений и интереса, на горизонтальной – временные показатели. Установлены условные показатели уровней достижений и интересов: минимальный – 0, максимальный – 10.
На основании индивидуальных графиков может быть составлен график, отражающий совокупность изучаемых показателей у данной группы детей. Сводный график изменения уровня достижений может сопоставляться с индивидуальными графиками.
4. Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)
Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности. Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей
Схема самооценки
Тема, раздел
Что мною сделано?
Мои успехи и достижения
Над чем мне надо работать?
Бланк карты
Дорогой, друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)
Структура вопросов:
Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.
Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.
Пункты 5, 6 – опыт творчества.
Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.
Процедура проведения:
Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.
Обработка результатов:
Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
5. Методика «Защита рефератов»
Одной из распространенных методик публичного представления воспитанником полученных результатов является защита рефератов в научно-практической конференции.
Реферат - самостоятельная работа (проект), требующая от воспитанника анализа и обобщения информации, самостоятельно найденной в различных источниках.
Более подробно остановлюсь на вопросе мониторинга результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе, используя различные методики и приёмы, опираясь на опыт работы в хореографическом коллективе «Росток».
6. Методика Динамика результатов освоения предметной деятельности
по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
6.1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное коли-чество баллов
Методы диагностики
Теоретическая подготовка ребенка:
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Владение специальной терминологией по тематике программы
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).
1
5
10
1
5
10
Наблюдение, тестирование,
контрольный опрос и др.
Собеседование
Практическая подготовка ребенка:
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Владение специальным оборудованием и оснащением
2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
Креативность в выполнении заданий
- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);
- минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);
- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).
1
5
10
1
5
10
1
5
10
Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное задание
Общеучебные умения и навыки ребенка:
Учебно-интеллектуальные умения:
Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)
Учебно-коммуникативные умения:
Умение слушать и слышать педагога
Умение выступать перед аудиторией
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Учебно-организационные умения и навыки:
Умение организовать свое рабочее (учебное) место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу
Самостоятельность в подборе и анализе литературе
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Аккуратность и ответственность в работе
- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).
удовлетворительно – хорошо – отлично
1
5
10
1
5
10
Анализ
Исследователь-ские работы
Наблюдение
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка ______________________________________
Вид и название детского объединения __________________________________________________________
Ф. И. О. педагога __________________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________
Сроки диагностики
Показатели
Первый
год обучения
Второй
год обучения
Третий
год обучения
Конец I
полугодия
Конец
уч. года
Конец I
полугодия
Конец
уч. года
Конец I
полугодия
Конец
уч. года
Теоретическая подготовка ребенка:
Теоретические знания:
а)
б)
в) и т.д.
1.2.Владение специальной терминологией
Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) б) в) и т.д.
2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением
2.3. Творческие навыки
Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
а) умение подбирать и анализировать специальную литературу
б) умение пользоваться компьютерными источниками информации
в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
а) умение слушать и слышать педагога
б) умение выступать перед аудиторией
в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
а) умение организовать свое рабочее (учебное) место
б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
в) умение аккуратно выполнять работу
Предметные достижения обучающегося:
На уровне детского объединения (кружка, студии, секции)
На уровне образовательного учреждения
На уровне района, города
На республиканском, международном уровне
7. Технология определения личностных качеств
Мониторинг личностного развития ребенкав процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств –организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка.
Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное кол-во баллов
Методы диагностики
I. Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.
Способность активно побуждать себя к практическим действиям.
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).
- терпения хватает меньше чем на ½ занятия
- терпения хватает больше чем на ½ занятия
- терпения хватает на все занятие
-волевые усилия ребенка побуждаются извне
- иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком
- ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне
- периодически контролирует себя сам
- постоянно контролирует себя сам
1
5
10
1
5
10
1
5
10
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
II.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы
- завышенная
- заниженная
- нормальная
- интерес к занятиям продиктован ребенку извне
- интерес периодически поддерживается самим ребенком
- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
1
5
10
1
5
10
Анкетирование
Тестирование
III. Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
Умение воспринимать общие дела, как свои собственные
- периодически провоцирует конфликты
- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
- избегает участия в общих делах
- участвует при побуждении извне
- инициативен в общих делах
0
5
10
0
5
10
Тестирование, метод незаконченного предложения
Наблюдение
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________
Вид и название детского объединения __________________________________
Ф. И. О. педагога _____________________________________________________
Дата начала наблюдения _______________________________________________
Сроки диагностики
Показатели
Первый
год обучения
Второй
год обучения
Третий
год обучения
Начало уч. года
Конец
уч. года
Начало уч. года
Конец
уч. года
Начало уч. года
Конец
уч. года
Организационно-волевые качества:
Терпение
Воля
Самоконтроль
Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность3.2. Тип сотрудничества
Личностные достижения обучающегося*
*IV блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.
8. Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (см. таб. ).
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры
Критерии
Образовательные результаты
Освоение детьми содержания образования
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).
5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).
Эффективность воспитательных воздействий
1. Культура поведения ребенка.
2. Характер отношений в коллективе.
Социально-педагогические результаты
1. Забота о здоровье.
8.1. Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл):не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Форма фиксации образовательных результатов (см. таб.).
Высокий (3 балла):имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (см. таб. ).
№
п/п
Ф.И. ребёнка
Воз-раст
Стартовый
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Промежуточ-ный
(декабрь, январь, февраль)
Итоговый
(март, апрель, май)
1
2
1
2
1
2
8. 3 Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Забота о здоровье
Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.
Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.
Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.
Форма фиксации социально-педагогических результатов (см. таб.).
Социально-педагогические результаты
Ф.И. возраст
Стартовый
сентябрь, октябрь, ноябрь
Промежуточный
декабрь, январь, февраль
Итоговый
март, апрель, май
Решение:
- Методистам подготовить выступление на педсовет по выбранной технологии, оформить методические рекомендации и презентацию.
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Цель:
Определение значений игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе.
Раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях в объединениях дополнительного образования
Ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых в игровой форме.
Ход семинара
Часть 1. «Использование игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в учреждении дополнительного образования детей».
В современном темпе, в котором приходится заниматься нынешним детям, заставляет задуматься над тем, чтобы найти оптимальные методы для работы с детьми. Любому педагогу хочется, чтобы обучающиеся работали активно и увлеченно. Вот тут большая роль отводится игровым технологиям.
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В любом учреждении дополнительного образования игровой метод можно использовать в следующих случаях:
как самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более большой технологии;
как технологию воспитательного мероприятия.
Реализовать игровые приемы можно по следующим направлениям:
можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;
образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчиняется определенным правилам игры;
учебный материал можно использовать как средство игры;
можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;
педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.
При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.
Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.
Можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1.По виду деятельности:
физические (двигательные)
интеллектуальные (умственные)
трудовые
социальные
психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
Обучающие
Тренировочные
Контролирующие
обобщающие
познавательные
воспитательные
развивающие;
репродуктивные
продуктивные
творческие;
коммуникативные
диагностические
профориентационные
психотехнические и другие.
Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:
игровые технологии для детей дошкольного возраста;
игровые технологии для детей младшего школьного возраста;
игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.
Хочется представить некоторые виды игр, которые могут использоваться педагогами дополнительного образования на своих занятиях. Итак, это:
Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.
Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.
Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ролевой игре». Это практически «театр», но социально-психологический, где у участников отрабатывается умение прочувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Часть 2. Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании.
В работе объединений дополнительного образования можно использовать такие виды педагогических игр:
Игры-упражнения.
Такие игры занимают обычно 10-15 минут. Они чаще направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся в объединении, а также являются хорошим средством для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления материала. Это всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, загадки и другое.
Игры-путешествия.
Эти игры можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Служат они целям осмысления и закрепления материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций», которые можно совершать по книгам, картам, документам совместно с педагогом. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: ученого, археолога, зоолога и т.д. Отличительной чертой таких игр является гибкость и активность воображения. В результате такой игры у детей рождается определенная деятельность творческого воображения. Игры-путешествия я использую в начале проектов, где предполагается определенная поисковая творческая деятельность.
Ролевая игра.
В этой игре инсценируются условия воображаемой ситуации и обучающиеся играют определенные роли. Именно в ролевой игре ребенок учится справляться с неопределенностью и жизненными ситуациями.
Игра-соревнование.
Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.
Для наиболее лучшего понимания того, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания обучающихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, я провела небольшое исследование среди обучающихся своего объединения и обучающихся других объединений. Также нами было проведено анкетирование. (приложение №1)
Анализ ответов дал следующие результаты:
1.В пользу использования игр на занятиях были получены положительные результаты в 100 % объеме.
2.89 % обучающихся в нашем комплексе хотели бы, чтобы игры использовались на каждом занятии, но только в том случае, если данная игра им интересна.
3. 100 % детей дали положительный ответ в пользу использования групповых видов игр. Скорее всего, это можно объяснить стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями и, конечно же, утвердить свой авторитет среди товарищей.
4.100 % детей нравится побеждать в игре. Это стремление к победе обеспечивает развитие обучающихся в игровой деятельности.
Ну и в конце своего выступления, я хочу сказать, что игра – это активная форма деятельности человека. Данная модель обучения с использованием педагогических игр, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.
Часть 3 (практическая).
Мастер-класс ««Занятие-игра - одна из форм использования игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в дополнительном образовании».
Для того, чтобы с сегодняшнего семинара вы, уважаемые педагоги, могли унести с собой не только теорию, но и небольшой практический багаж, я подготовила для вас несколько вариантов занятий-игр.
Занятие – игра «Домино».
Для проведения занятия-игры необходимо подготовить карточки, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещаем задания и ответы. Карточки раздаем участникам игры. Все участники по очереди расставляют карточки так, чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. Но здесь необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. В случае, если участник неправильно выставил карточку или же не смог объяснить причину ее выставления, то его ход пропускается. Игрок может воспользоваться помощью арбитра, но при этом теряется 100 очков.
Выигрывает тот частник, который первым выставил все карточки.
Методические указания по организации занятия:
Игра проводится на занятии как один из этапов групповой работы для того, чтобы повторить и закрепить знания по всей пройденной теме или же по нескольким темам. В каждой группе обязательно должен быть судья, который будет оценивать правильность ответа. Судьей может быть наиболее успевающий ребенок данной группы группы, либо ребенок, которому оказала доверие наибольшая часть группы.
Примеры карточек к игре:
Что такое – ролевая игра?
Что такое – психодрама и социодрама?
Что такое – игра-путешествие?
Как можно разделить игры в педагогике?
Социодрама –это психологический «театр»
По виду деятельности и по характеру педагогического процесса
Занятие – игра «Лото»
Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, где указаны только номера десяти вопросов. Педагог достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если же команда не дает правильного ответа на вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда, которая, в случае правильного ответа, получает жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на занятиях обобщающего повторения или по всему курсу.
(Используются бочонки от настоящего лото), карточки с номерами готовятся самостоятельно)
Занятие – игра «Аукцион».
На торги выносятся задания по какой-либо теме, которая заранее обговаривается со всеми участниками. В игре участвуют 3 – 5 команд. При помощи проектора на экран проецируется лот № 1 – пять заданий на данную тему (можно задания заранее написать на доске, на плакате, или же используются готовые, распечатанные тексты). Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена этой команды выше тех, что дают другие, то она получает задание и выполняет его. Остальные задания должны выкупить другие команды, Если задание решено верно, команде начисляются баллы, если же задание провалено, то баллы (или часть их) снимаются. Достоинства этой простой игры в том, что при выборе задачи обучающиеся сравнивают все пять задач и мысленно прокручивают ход их решения. Данная игра является прототипом игры «Самый умный».
В какую из представленных игр вам, уважаемые педагоги, хотелось-бы сейчас поиграть?
(Проводится игра, выбранная большим количеством присутствующих педагогов)
Рефлексия. Подведение итогов семинара.
Уважаемые педагоги! Подводя итоги семинара, хочется сказать, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его чувства, эмоциональность, активность, потребность в общении.
Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Она способна решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Но, однако, это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать ответственность на себя. Они прекрасно развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
А сейчас при помощи вот такого замечательного улыбающегося солнышка (нарисованное солнце, которое участники передают друг другу из рук в руки) каждый из присутствующих на сегодняшнем семинаре, поделиться тем, что интересного и поучительного он вынесет сегодня из нашего зала, и что, как ему кажется, он сможет использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а что не пригодится.
Участники семинара передают друг другу солнышко, и тот человек, в руках у которого находится солнце, рассказывает свое мнение о семинаре.
Уважаемые коллеги, наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили или закрепили, пригодятся вам в вашей работе. До свидания. Всем большое спасибо за работу.
Приложение 1.
Анкета для учащихся.
Нравится ли тебе, когда педагог использует на занятии игру?
Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на занятии?
Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
На каких занятиях тебе нравится играть (перечисли)?
Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
Зависит ли твое желание от педагога, использующего игры?
Что тебе больше всего нравится в игре?
Семинар-практикум для педагогов "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"
Андриевская Наталья Николаевна, заместитель директора
Разделы: Общепедагогические технологии
Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.
Задачи:
– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий; – проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей; – обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования
Оборудование:
– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр; – презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1); – карточки для игры “Последствия” (Приложение 2); – памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3); – визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.
План проведения семинара
1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Упражнение “Представление”
Вступительная часть
Теоретическая часть
Практическая часть
1. Деловая игра 2. Игра “Проблема на ладошке” 3. Игра “Последствия”
Рефлексия
Итог семинара
I.
1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Упражнение “Представление”
Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.
Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.
Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.
II. Вступительная часть
1. Эпиграф семинара.
Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед
Френсис Бэкон
Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”
Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение.
Ли Цзи
III. Теоретическая часть
Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.
Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.
Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.
“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.
“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.
IV. Практическая часть
1. Деловая игра
Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”
Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?
В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.
Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.
Предположим, что выделены следующие проблемы:
1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций. 2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения. 3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.
Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?
В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.
Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.
Предположим, что выделены следующие технологии:
– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;
– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;
– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;
– игровые технологиипозволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;
– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.
– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.
Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.
В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
2. Практикум
Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.
Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.
Игра “Проблема на ладошке”
Ход игры:
Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.
Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)
Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.
Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.
Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.
Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.
Игра “Последствия” (Приложение 2)
– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.
Ход игры:
Участник сообщает о совершенном действии
(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).
Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я
твоё последствие первое, я говорю тебе…”.
Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;
Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.
Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.
Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.
Вопрос участникам семинарав конце игры: что думалось во время игры?
V. Рефлексия
1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”
2. Вопрос к участникам семинара:
– Что является условием формирования или развития компетенций.
Итак, ключевые компетентности формируются, если (Приложение 3):
обучение носит деятельностный характер;
идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).
VI. Итог семинара
1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.
2. Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Семинар-практикум «Инновационные подходы в дополнительном образовании»
Обыкновенно полагается, что люди известного поколения знают, какими должны быть люди вообще, и потому могут готовить их к такому состоянию. Это совершенно не справедливо: люди, во-первых, не знают, какими должны быть люди – могут в лучшем случае знать только идеал, к которому им свойственно стремиться, а во-вторых, люди воспитывающие, если они не мертвы, сами движутся и воспитываются.
Л.Н.Толстой
Коченова М.Ю., методист
1.Доклад
по теме «Роль инновационной деятельности
в работе современного педагога»
Для того чтобы разобраться что же такое инновационная деятельность и каким образом она помогает сформировать профессиональную компетентность педагога, мы предлагаем вам отправиться в морское путешествие по волнам инноваций и принять участие в семинаре-практикуме «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога». Вы согласны? В самом начале нашего путешествия вы получили маршрутные листы (карту путешествия), на которых отмечены наши остановки. Вы готовы отправиться в плавание? Тогда отправляемся в путь. (Звучит шум прибоя и звук отправляющегося корабля). И вот мы с вами плывём по океану Инноваций.
Что же такое «Инновационная деятельность»? (спросить у зала)
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
К инновационным формам методической работы относятся так называемые деловые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а также по – новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий, педсоветы и другие методические мероприятия.
Инновационная деятельность руководителя состоит в том, чтобы познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Инновационная деятельность педагога состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое).
Проблемы введения инноваций:
-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);
-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;
-неумение работать коллективно в условиях инноваций;
-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;
А на нашем пути «Коралловый риф». Предлагаем вам поработать в группах и найти ответы на вопросы.
Первая группа «Профессиональная готовность».
Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу для работы в режиме инновационной деятельности?
Ответ:
1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.
2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.
3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.
4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
Вторая группа «Условия для успешной инновационной деятельности».
Вопрос: Какие условия необходимо создавать в образовательном учреждении для успешной инновационной деятельности?
Ответ:
1.Высокая информированность участников образовательного процесса о нововведении, что обеспечивает принятие новшества, стимулирует готовность работать с ним.
2.Рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание всех уровней управления.
3.Интегрированность идей (преемственность, комплексность): инновация должна быть согласована с целями образовательного учреждения, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.
4.Реалистичность планов достижения инновационных целей управления; поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы.
5.Заинтересованность участников в активном освоении новшества: создание благоприятного психологического климата для стабильной работы, создание атмосферы творчества.
6.Контролируемость инновационных процессов: относительная управляемость необходима как условие полноценной реализации новшества. В противном случае, положительные результаты могут стать отрицательными исходами.
7.Организация ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного): организация методической помощи и психологической поддержки, материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды (иллюстративно-справочная и методическая литература, схемы, диски, игрушки и т. д.).
8.Создание сплочённого общностью целей коллектива – дети, педагоги, администрация.
9.Наличие у педагогов личного плана развития.
10.Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми.
Третья группа «Результаты инновационной деятельности».
Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности образовательного учреждения помогает решить инновационная деятельность?
Ответ:
1.Участие всех субъектов образовательного процесса в управлении, принятие ими решений по принципиальным вопросам.
2.Продуктивное взаимодействие педагогического и детского сообществ.
3.Результаты деятельности отличаются объективной новизной.
4.Полноценные личностные отношения между участниками.
7.Оригинальность решения воспитательных задач в условиях реализации инновационных программ, методик и технологий.
8.Повышение качества воспитания и образования, способствование гармоничному и разностороннему формированию личности ребёнка.
«Коралловый риф» мы с вами преодолели и плывём дальше. А направляемся мы к маяку «Наш опыт работы».
На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, учащиеся.
Основные формы использования информационных технологий в нашей методической работе:
- В целях систематизации опыта накапливаемого педагогами, используется один из современных методов профессионального развития – метод «Портфолио». У каждого педагога имеется единая форма «Портфолио педагога», которое им в течение года постоянно пополняется. Данные «портфолио» педагога позволяют описать его деятельность в межаттестационный период и дать объективную оценку результативности работы. (Что отражается в оценочных листах).
-Современный педагог должен хорошо владеть информационными технологиями: он должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои воспитательные и образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Для повышения эффективности образовательных занятий с детьми педагоги создают различные демонстрационные материалы, тренажёры, мультимедийные презентации в программе Рower Рoint. И это уже стало важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
-Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
-Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker).
-Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в учреждении: создание собственных сайтов, электронной почты, ведение сайта ДТ.
-Уже не первый год опыт работы педагогов широко распространяются в глобальной сети Интернет. Педагоги публикуют свои методические материалы на интернет сайтах: Учмет, Продлёнка, Играза, Методкабинет, Инфоурок, , Солнечный свет.
-Педагоги с учащимися принимают активное участие в очном и заочном конкурсном движении, становятся победителями и лауреатами конкурсов и выставок. Педагоги отмечаются сертификатами и благодарственными письмами за подготовку и руководство работами учащихся.
-Для повышения квалификации мы используем дистанционное обучение. Педагоги участвуют в конференциях, вебинарах, проходят дистанционное повышение квалификации и получают сертификаты.
3. А наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к островам «Современное занятие».
Деловая игра «Современное занятие»
Что виделось вчера как цель глазам твоим,
Для завтрашнего дня – оковы.
Мысль – только пища мыслей новых,
Но голод их неутолим.
Э.Верхарн.
Участниками деловой игры являются педагоги.
ЦЕЛИ деловой игры:
Включить участников деловой игры в активную профессиональную работу;
Вооружить участников игры методикой проведения деловой игры;
Внедрить технологию деловой игры в контроль и руководство образовательным процессом в ДТ.
ПРИНЦИП деловой игры: «Мыслить можно по-разному».
В игре участвует группа «аналитиков». Ими могут быть члены из числа слушателей.
ЭТАП 1.
1. Ввод в деловую игру.
Идет разделение участников по группам:
1 группа – учащиеся
2 группа – педагоги
3 группа – методисты
4 группа – администрация
За ходом игры ведет наблюдение группа АНАЛИТИКОВ.
В игре 6-балльная система. Причем на отдельных этапах группы оценивают друг друга, что также фиксируется «аналитиками».
2. ТЕСТ «Можете ли вы влиять на других?»
Каждый из нас поддается влиянию других людей, а иногда и сам влияет на других в разных целях. Педагоги делают это в рамках своих профессиональных интересов. Попробуйте оценить, насколько это вам удается. На вопросы отвечайте «ДА» или «НЕТ».
ВОПРОСЫ:
1. Выбрали бы вы профессию актера или политика? (Да-5, Нет -0)
2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди? (Да-0, Нет-5)
3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих интимных отношений? (Да-5, Нет-0)
4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным? (Да-5, Нет-0)
5. Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваш коллега добился больших успехов по работе, чем вы? (Да -5, Нет-0)
6. Вы бы взялись за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать? (Да -5, Нет-0)
7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас? (Да-5, Нет-0)
8. Любите ли вы часто бывать в кругу друзей? (Да-0,Нет-5)
9. Есть ли у вас график на весь день? ( Да-0, Нет-5)
10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире? (Да-5, Нет-0)
11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели? (Да-5, Нет-0)
12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен? (Да-5, Нет-0)
13. Любите ли вы уличать свое начальство в том, что у него дутый авторитет? (Да-5, Нет-0)
Если вы набрали 65-35 баллов, вы обладаете уникальными способностями влиять на других. Вам легко работать с людьми, советовать им. В таких случаях вы сами получаете огромное удовольствие. Вы считаете, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей. Вы человек, который стремиться оказать ближнему поддержку. Однако может случиться и так, что если вы будете слишком уверены в своих убеждениях, то, потеряв в какой- то момент контроль над собой, вы способны стать тираном.
Если вы набрали 30-0 баллов, к сожалению, вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Вы не любите делать ничего из-под палки. Иногда вы можете быть излишне нерешительным, что зачастую мешает вам достичь своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей. (ОЦЕНКУ производят аналитики).
ЭТАП 2
1. Кто есть кто?
ТЕСТ «Стандартный – нестандартный педагог».
Задание: Указаны личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учащихся. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учащихся, а знаком « - » то, что вам в них не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Организованный.
3. Неровно успевающий.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддерживать общее дело.
8. Стабиль успевающий.
9. Занятый своими делами.
10. Быстро, «на лету» схватывающий.
11. Не умеющий общаться, конфликтный.
12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
13. Приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.
Каких знаков «плюс» или «минус» у вас больше – на четных номерах или нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы СОВЕРШЕННО НЕСТАНДАРТНЫЙ ПЕДАГОГ. (Каждая группа получает столько баллов, сколько человек оказались «нестандартными педагогами»).
2. «Первый раз в новый класс…»
Как это будет происходить с каждой группой, покажет «метод недописанного тезиса»:
«Прозвенел звонок. Я вошла в кабинет…»
Группы продумывают концовку (1-2 минуты) и выставляют по одному выступающему от группы, причем:
«педагоги» заканчивают этот фрагмент с позиции педагога,
«учащиеся» - с позиции учащегося,
«методисты» - с позиции методиста,
«администрация» - с позиции администратора.
ЭТАП 3.
«Мозговая атака». «Его величество ЗАНЯТИЕ».
Идет решение творческих задач методом коллективного генерирования.
1. Итак, вы зашли в кабинет. Но… занятие вами не продумано, у вас нет плана занятия.
Вам необходимо:
· Продумать и предложить не менее двух технологий нетрадиционного занятия, в которых имеет место разделение детского объединения на какие-либо группы,
· Обосновать ценность предложенных технологий.
1. Отбор технологий производят аналитики, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбираются наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная с учетом тематики и структуры занятия.
2. Таким образом, из предложенных технологий отбираются наиболее оригинальные; их должно быть не более трех.
3. Затем каждая группа определяет тему к отобранным технологиям занятия, из которых выделяются две, наиболее интересные как по содержанию, так и по «звучанию» (т. е. грамотно сформулированные), причем независимо от предмета.
4. Итак, отобрана технология нетрадиционного занятия, определена его тема. Каждой группе предстоит планирование занятия по любой из двух тем. Из предложенных планов отбирается оптимальный по «качеству» защиты и принятый «учащимися» (а это означает, что план занятия оценивается « учащимися»).
5. Начинается основной этап мозговой атаки «Современное занятие», в котором сгенерированы идеи всех участников игры.
За парты садятся «учащиеся» и «методисты». За учительский стол становится группа «педагогов» (это может быть один из представителей от группы «педагогов», а может быть и групповая работа по этапам урока).
6. «Проигрывание занятия».
Время, отведенное на занятие, определяется «аналитиками». Это может быть не все занятие, а его фрагмент. По его окончании звенит звонок и производится оценка деятельности как «учащихся», так и «педагога», причем оценку ставят и «педагогу: группа «администрации» следит за ходом занятия, чтобы затем дать любой вид анализа.
7. Анализ занятия:
а) самоанализ;
б) анализ занятия группой «администрации», причем оценка группе выводится как среднее арифметическое оценок, полученных каждым членом группы.
ЭТАП 4.
Выход из игры. «Мысли по поводу …эпиграфа»
1.Самооценка работы группы.
2.Анализ игры всеми группами.
3. Выводы, обобщения, рекомендации дают «аналитики».
2. Педагогические ситуации
Важное место в воспитании и развитии детей играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий и решить их, предлагая 2 варианта решений.
(Даны педагогические ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: педагога, родителя, ребенка)
1-я ситуация.
Педагог просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?
2-я ситуация.
Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития детей. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?
4.После анализа занятий.
Конечно, работать в режиме инноваций сложно. Нам приходится разрабатывать и осваивать новые технологии, принципы, философию воспитания детей. Но для достижения результата, а значит и удовлетворенности от своей работы это необходимо. Работа педагога дополнительного образования – это не просто работа, это миссия. От нашего мастерства и профессионализма зависит не только жизнь наших учащихся сегодня, но и, то какими они будут в дальнейшей жизни. И в организации методической работы мы видим главную цель: каждый педагог дома должен не только обладать необходимыми навыками и умениями, но и чувствовать и осознавать себя профессионалом, способным справиться с большинством возникающих проблем. Считаем, что только уверенный, состоявшийся как профессионал и личность, педагог действительно может выдержать огромное эмоциональное, психологическое напряжение нашей работы.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как учащегося, так и педагога.
А мы с вами приплыли в «Солнечную бухту», и нам хотелось бы получить от вас обратную связь. (Обсуждение проведенного семинара-практикума)