Программа объединения «Эстрадный вокал» является программой художественной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что её реализация даёт обучающимся раннюю профессиональную ориентацию, и, кроме того, помогает оценить свои возможности, познать себя и помочь сформировать личную позицию.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» - художественная.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность получить художественно-эстетическую подготовку, что отвечает тенденции развития системы образования в стране, где предусматривается усиление системы дополнительного образования. Программа объединения «Эстрадный вокал» является программой художественной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что её реализация даёт обучающимся раннюю профессиональную ориентацию, и, кроме того, помогает оценить свои возможности, познать себя и помочь сформировать личную позицию.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» - художественная.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность получить художественно-эстетическую подготовку, что отвечает тенденции развития системы образования в стране, где предусматривается усиление системы дополнительного образования.
Программа «Эстрадный вокал» - предоставление ребенку возможности наиболее полно выразить через музыку и песню свои творческие способности, освободится от физических и психологических «зажимов».
Новизна данной программы состоит в том, что в ней:
- осуществляется специфический подход к обучению, с учетом развития музыкального слуха;
- предусмотрена деятельность для детей, не обладающих явными вокальными данными, которые могут выполнять роли ведущих и действующих лиц в концертах, конкурсах и тематических представлениях;
- предусмотрена содержательная дифференциация занятий,
Цель программы:
способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению к самосовершенствованию и духовному обогащению, осуществляя их нравственно-эстетическое воспитание средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением.
Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
- Обучающие:
- научить основам эстрадного вокала, сценического движения, актёрского мастерства;
- сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;
- научить приёмам расширения диапазона голоса;
- сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 - 3 голоса, петь в ансамбле согласованно;
- формировать индивидуальные способности: голос, слух, пластику, актёрские, импровизационные данные;
- знакомить с основными вехами истории эстрадных стилей и их особенностями, с творчеством звёзд мировой вокальной эстрады;
- научить работать со звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой.
2. Развивающие:
- активизировать творческие способности обучающихся;
- развить гармонический и мелодический слух;
- развить образное мышление и желание импровизировать;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
- развить в ученике эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;
- развить художественный и музыкальный вкус.
3. Воспитательные:
– приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;
- воспитать самостоятельную творческую личность;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
- сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий;
- привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания;
- воспитать эмоционально-волевую сферу;
- подготовить личность ребенка к социализации в обществе.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
Основной вид занятий – практический.
Срок реализации программы, режим занятий и возраст учащихся.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Полный объём учебных часов – 648. В основе обучения лежат групповые занятия по 10 человек. Занятия в группе 1, 2 и 3 года обучения проходят 3 раза в неделю по два часа с 10 минутным перерывом (итого 216 часов в год) с 10 минутным перерывом. В реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы участвуют дети в возрасте с 10 лет. В объединение дети принимаются по желанию, на основе проверки музыкального слуха, голоса и чувства ритма. Возможен прием детей в течение учебного года. При наличии свободных мест в течение календарного года может производиться зачисление учащихся в группу 2-го и 3 годов обучения, по итогам испытательных заданий.
Методы и формы обучения во время реализации программы применяются в зависимости от возрастных особенностей учащихся и особенностей изучаемой темы.
При этом занятия проводятся как в теоретической форме, так и в практической.
При проведении теоретических занятий применяются словесные, наглядные и слуховые методы и приёмы:
- беседа;
- рассказ;
- объяснение;
- разъяснение;
- просмотр видеофильмов;
- прослушивание аудиозаписей и др.
При проведении практических занятий предпочтение отдаётся специальным основополагающим методам
- выполнение вокальных тренировочных упражнений;
- отработка специальных движений;
- разучивание репертуара.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- правила охраны певческого голоса;
- назначение и роль упражнений для распевания и развития певческих навыков;
- знать азы вокальной терминологии;
- различать простые размеры и темпы в музыке.
- иметь элементарные понятия о поведении на сцене;
Должны уметь:
- соблюдать певческую установку;
- петь лёгким звуком с мягкой атакой;
- правильно дышать, уметь делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь ровно короткие фразы на одном дыхании;
- правильно показать самое красивое, индивидуальное звучание своего голоса, правильно
и ясно выговаривая слова песни;
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
- основные средства музыкальной выразительности;
- основные вокальные установки и позиции;
- иметь понятие о вокальном дыхании;
- понимать и уметь передать поэтический смысл произведения и уметь довести его до
зрителя.
Должны уметь:
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь чистым, естественным звуком, правильно формировать гласные и произносить
согласные;
- петь на одном дыхании более длинные фразы;
- петь чисто и слаженно в унисон несложное 2-х голосие в ансамбле.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:
- основные средства музыкальной выразительности;
- закрепить вокальные установки и позиции;
- владеть вокальным дыханием;
- понимать и уметь передать поэтический смысл произведения и уметь довести его до
зрителя.
Должны уметь:
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь чистым, естественным звуком, правильно формировать гласные и произносить
согласные;
- петь «на опоре»;
- петь на одном дыхании более длинные фразы;
- петь чисто и слаженно в унисон несложное 2-х голосие в ансамбле.
В рамках программы предусмотрено сетевое партнерство с организациями:
• МБОУ ДОД «Детская школа искусств Починковского р-на» (участие в концертах);
• МБ ОУ Починковская СОШ (сотрудничество с администрацией школы, с педагогическим коллективом);
• Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский культурно-досуговый центр» (участие в концертах);
Данная программа так же предусматривает проведение социокультурных проектов и различных экскурсий
Формы подведения итогов реализации программы:
Результаты обучения по данной дополнительной образовательной программе по каждому году обучения просматриваются на отчётном концерте коллектива в конце учебного года. При этом отмечается техника и характер исполнения пения, эмоциональность и выразительность, сложность исполняемого репертуара.
Обеспечение наиболее полной и качественной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» реализуется через постоянный мониторинг результатов деятельности учащихся. При этом в основу закладывается проверка знаний, умений и навыков на начальном этапе прохождения программы, в промежуточном и при завершении обучения. По итогам мониторинга корректируется применение педагогических методов по отношению к каждому учащемуся с целью достижения наибольшего эффекта.