Мое призвание – учитель. Когда меня спрашивают, кем я работаю, я отвечаю: « Учителем». Для меня учитель- не профессия, не общественное положение, не работа, не хобби… Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравиться быть учителем.
Смысл учительской жизни – ученик. Он определяет позицию учителя, творческие принципы, стиль отношений с окружающими людьми в процессе решения главной педагогической задачи- приобщения каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, укрепления в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Успех работы учителя я вижу в сотрудничестве, в прочности связки « учитель- ученик».
Беру за правило идти не от предмета к ученику, а вместе с учеником – к предмету. Это и есть совместное восхождение к знанию, а не его трансляция, когда знания рассматриваются как своеобразный объем предметной информации. Я их не отвергаю, но не хочу, чтобы они превратились в самоцель обучения. Тем более, что в современной социокультурной и экономической ситуации знания стремительно устаревают. Вот и получается, что современный ребенок « вырос» из классно- урочной системы с ее знаниевой ориентацией.
В связи с этим я стараюсь, находясь рядом со своими учениками, поддерживать их, помогать, давать возможность самим формировать жизненный опыт. Думается, что большие резервы в этом плане имеет проектная деятельность. Это, конечно, не панацея, но тем не менее, реальная возможность для учащихся соотнести полученные знания с практикой, осознать их личную, социальную значимость и пригодность. Опыт- он потому и « сын ошибок трудных», что создается , формируется, приобщается самими учащимися, становится его личным достоянием, который не нужно учить, весьма трудно забыть, а значимость ( вместо отметки/ оценки) определяется самой жизнью.
Ориентацию образования только на интеллектуальную функцию рассматриваю как односторонний подход к ребенку. Подход к человеку как к единому целому является моим главным педагогическим принципом. Уверена: то, что по силам мне, по силам и ученику, когда он работает вместе со мной. Не спешу вызывать другого, если молчит этот, а ищу « другого» в нем самом. И – в себе. Развивать самостоятельность ученика исключительно его собственными силами нельзя. Спросить – это знать объем желаемого и возможного, то есть меру своей помощи ученику. Она не должна быть заметной. Вот почему не ученика вызываю к доске, а себя – к ученику. Его односложную мысль стараюсь развить так и настолько, подключив к ней в определенный момент и ученика, чтобы создалось ощущение, будто основная работа сделана им самим.
Неоднозначно отношусь к активности на уроке. Понимаю, что учебная активность – это в будущем активность социальная. Но считаю, что активность учеников нельзя истолковывать примитивно: «молчат – значит, пассивны.»Люблю молчащего ученика с искорками мысли в глазах, в упор смотрящих и на учителя, и в себя.
Мне интересен тот, кто сомневается, ибо он мыслит. Пусть наши ученики ошибаются, пусть спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодушными. Пусть пронесут жажду победы через все годы учебы в школе, сохраняя ее как самое сокровенное, ибо в ней источник самоуважения и самоутверждения.
Слабые успехи учеников отношу не к проблеме способностей, а к проблеме мотивации и ее нарушения, зачастую вызванную самой школой. «Талмуд» сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ему найти себя, проявить свои возможности, раздуть « из искры неясной- ясное знание». Всегда пытаюсь достучаться до ученика: « Ведь тлеет же где-то искра твоего огня, которая может стать пламенем, только надо раскопать, подуть, не боясь ожогов!»
Школьный учитель, какие бы творческие манеры и наклонности он ни исповедовал, каким бы эрудитом ни был и что бы ни преподавал, по сути и в основе – Воспитатель. Он призван формулировать этические устои личности, развивать ее душевный и духовный потенциал средствами своего предмета.
Я убеждена, что по-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка его работы важнее любых авторитетных мнений. Стоит подумать об этом. И о другом. Сохранить себя целым, как Ларра, или, как Данко, отдать целиком? Вопрос не только философский, но и практический, школьный. Целым остаешься тогда, когда отдаешь себя целиком. « Голой» методикой на уроке ничего не вытянешь: нужна душа!» А у души своя методика. Где же затерялся этот ключик, который откроет заветную дверь к тайнам учительского мастерства и ответит на все вопросы? «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма.
И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях. Некоторые из них продолжают моё дело.
А это значит - урок продолжается…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ »
Моя педагогическая философия
Мое призвание – учитель. Когда меня спрашивают, кем я работаю, я отвечаю: « Учителем». Для меня учитель- не профессия, не общественное положение, не работа, не хобби… Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравиться быть учителем.
Смысл учительской жизни – ученик. Он определяет позицию учителя, творческие принципы, стиль отношений с окружающими людьми в процессе решения главной педагогической задачи- приобщения каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, укрепления в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Успех работы учителя я вижу в сотрудничестве, в прочности связки « учитель- ученик».
Беру за правило идти не от предмета к ученику, а вместе с учеником – к предмету. Это и есть совместное восхождение к знанию, а не его трансляция, когда знания рассматриваются как своеобразный объем предметной информации. Я их не отвергаю, но не хочу, чтобы они превратились в самоцель обучения. Тем более, что в современной социокультурной и экономической ситуации знания стремительно устаревают. Вот и получается, что современный ребенок « вырос» из классно- урочной системы с ее знаниевой ориентацией.
В связи с этим я стараюсь, находясь рядом со своими учениками, поддерживать их, помогать, давать возможность самим формировать жизненный опыт. Думается, что большие резервы в этом плане имеет проектная деятельность. Это, конечно, не панацея, но тем не менее, реальная возможность для учащихся соотнести полученные знания с практикой, осознать их личную, социальную значимость и пригодность. Опыт- он потому и « сын ошибок трудных», что создается , формируется, приобщается самими учащимися, становится его личным достоянием, который не нужно учить, весьма трудно забыть, а значимость ( вместо отметки/ оценки) определяется самой жизнью.
Ориентацию образования только на интеллектуальную функцию рассматриваю как односторонний подход к ребенку. Подход к человеку как к единому целому является моим главным педагогическим принципом. Уверена: то, что по силам мне, по силам и ученику, когда он работает вместе со мной. Не спешу вызывать другого, если молчит этот, а ищу « другого» в нем самом. И – в себе. Развивать самостоятельность ученика исключительно его собственными силами нельзя. Спросить – это знать объем желаемого и возможного, то есть меру своей помощи ученику. Она не должна быть заметной. Вот почему не ученика вызываю к доске, а себя – к ученику. Его односложную мысль стараюсь развить так и настолько, подключив к ней в определенный момент и ученика, чтобы создалось ощущение, будто основная работа сделана им самим.
Неоднозначно отношусь к активности на уроке. Понимаю, что учебная активность – это в будущем активность социальная. Но считаю, что активность учеников нельзя истолковывать примитивно: «молчат – значит, пассивны.»Люблю молчащего ученика с искорками мысли в глазах, в упор смотрящих и на учителя, и в себя.
Мне интересен тот, кто сомневается, ибо он мыслит. Пусть наши ученики ошибаются, пусть спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодушными. Пусть пронесут жажду победы через все годы учебы в школе, сохраняя ее как самое сокровенное, ибо в ней источник самоуважения и самоутверждения.
Слабые успехи учеников отношу не к проблеме способностей, а к проблеме мотивации и ее нарушения, зачастую вызванную самой школой. «Талмуд» сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ему найти себя, проявить свои возможности, раздуть « из искры неясной- ясное знание». Всегда пытаюсь достучаться до ученика: « Ведь тлеет же где-то искра твоего огня, которая может стать пламенем, только надо раскопать, подуть, не боясь ожогов!»
Школьный учитель, какие бы творческие манеры и наклонности он ни исповедовал, каким бы эрудитом ни был и что бы ни преподавал, по сути и в основе – Воспитатель. Он призван формулировать этические устои личности, развивать ее душевный и духовный потенциал средствами своего предмета.
Я убеждена, что по-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка его работы важнее любых авторитетных мнений. Стоит подумать об этом. И о другом. Сохранить себя целым, как Ларра, или, как Данко, отдать целиком? Вопрос не только философский, но и практический, школьный. Целым остаешься тогда, когда отдаешь себя целиком. « Голой» методикой на уроке ничего не вытянешь: нужна душа!» А у души своя методика. Где же затерялся этот ключик, который откроет заветную дверь к тайнам учительского мастерства и ответит на все вопросы? «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма.
И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях. Некоторые из них продолжают моё дело.
А это значит - урок продолжается…
Скорнякова Татьяна Геннадьевна МОУ СОШ №131 учитель информатики и математики