kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект содержит обоснование выбранной темы, цель и задачи, направленные на реализацию темы, описание теоретических основ метода моделирования, подробный

 план – график по реализации проекта, возможности использования детьми и педагогами, результативность, анализ нормативно – правовой базы и список используемой литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников»

Номинация: учебно-дидактический проект

Тема: Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников

Автор: Панькова Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №121 Адрес: ул. Железнодорожная, 20



Аннотация:

Проект содержит обоснование выбранной темы, цель и задачи, направленные на реализацию темы, описание теоретических основ метода моделирования, подробный

план – график по реализации проекта, возможности использования детьми и педагогами, результативность, анализ нормативно – правовой базы и список используемой литературы.

Телефон: 8(34254) 3-85-52 факс сотовый 89504469652

Цель: Создание и апробирование приёмов моделирования.

Задачи:

  1. Изучить теоретико – психологическую особенность метода моделирования.

  2. Разработать приёмы моделирования.

  3. Апробировать приёмы моделирования на различных уроках в начальной школе.

  4. Проследить влияние моделирования на развитие мыслительных процессов и успешность обучения.

  5. Создать методические рекомендации в форме фрагментов и уроков по использованию моделирования.

Теоретическое обоснование проекта

Современное образование вступило на новую ступень своего развития. Важнейшей задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат школьников умением учиться, саморазвиваться и совершенствоваться. «Эти действия объединяются в умении учиться по выполняемой им функции: они являются познавательными средствами»(3, с.65) В Стандартах второго поколения прописано, что учащиеся в начальной школе должны овладеть приёмами моделирования: кодирование, декодирование, умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), умение строить модели.

Развивающая программа Л. В. Занкова, по которой я работаю более 20 лет, реализует принципы, выражающие высокий теоретический уровень содержания программы. Но диагностические данные при поступлении ребёнка в 1 класс, показывают низкий уровень развития психических и умственных процессов (внимание, память, восприятие, мышление) Специалисты в области возрастной психологии считают, если ребёнок не приобрёл «новообразования» (Л. С. Выготский) в игровой деятельности, необходима коррекционная работа. Всё это привело меня к поиску более эффективных методов обучения, одним из которых стал метод моделирования.

Предполагаю, что применение различных приёмов метода моделирования позволит более успешно реализовать принципы развивающего обучения и приведёт на новый уровень психические и мыслительные процессы.

Содержание проекта

«Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познавательным объектом, способный замещать его в определённых отношениях и дающий при этом новую информацию об объекте» (Л. М. Фридман)

Моделирование способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения. Введение в содержание обучения понятий модели и моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает учебную деятельность более осмысленной и продуктивной. При этом важно, чтобы учащиеся сами овладели методом моделирования, научились строить модели, отражая различные отношения и закономерности. И, наконец, моделирование может выступать как учебное средство:

а) Для фиксации наглядного представления ориентировочной основы действия (модель-схема пошаговой программы, операции, в виде графа и др.) Это незаменимое средство для формирования умственных действий.

б) Для фиксации наглядного представления изучаемых абстрактных понятий

б) Для фиксации и наглядного представления общих способов действий по решению каких- либо задач.

г) Выступает как средство наглядности и носит обобщённый характер.

д) Эффективно может использоваться для обобщения изученного материала.

Согласно классификации дидактических методов Н. Г. Казанского и Т. С. Назаровой, этот метод имеет трёх компонентную структуру.



Метод моделирования


внешняя сторона

формы:

- изложение

- беседа

самостоятельная работа

внутренняя

психологическая логическая

сущность:

-догматический способ

-эвристический

-исследовательский


сторона

логическая сущность:

-аналитическая

-синтетическая

-индуктивная

-дедуктивная

-аналитико-синтетическая

технологическая сторона

приёмы:

-построение модели

-преобразование

-конкретизация модели

Внешняя сторона – это форма взаимодействия учителя и учащихся; внутренняя сторона - это совокупность общеучебных приёмов и способов учебной работы; технологическая сторона – это совокупность специфических приёмов данного метода. На страницах методических журналов широко освещаются различные приёмы моделирования. Изучив это, я создала приёмы для создания образных, знаково – символических, графических моделей, кластеров, таблиц и схематических рисунков.

План – график реализации проекта

этап

мероприятие

результат

сроки

1.Освоение

литературных источников



2.Практический

1. Изучение психологических и педагогических идей, составляющих основу моделирования.

2. Анализ методических приемов в опыте работы педагогов.





*Упражнения на развитие воображения



*Решение математических задач





*Коррекция знаний

* Определение понятий и зависимости между разделами русского языка и окружающего мира

Составлено описание приёмов и таблицы по теоретической основе моделирования



Образные модели

Графический рисунок, таблицы, формулы

Кластер

знаковые, графические, образные модели

1четверть

2012-2013уч. г.







1 класс



1-2 класс

3-4 класс



3-4 класс

1-4 класс


3.Мониторинг

* Отслеживание психических процессов



  • Диагностирование умений работать с моделями





  • Участие в конкурсах.

Таблицы



Таблицы





Призёры краевого и районного уровня

По окончании класса

По окончании темы и класса

4.Распространение опыта

* Открытый урок на уровне района

* Обобщение опыта

* «Фестиваль педагогических идей»



Описание

статья

2013г.

2014г.

2015г.

5.Перспектива использования метода

* Использование компьютера учащимися при моделировании

* Применение моделирования в исследовательских работах

Схемы, таблицы




2014-2016г.

Апробация проекта

Апробация приёмов моделирования успешно прошла при обучении детей одного выпуска. В настоящее время овладевают моделированием дети другого набора.

Результативность проекта

  • Положительная динамика успешности обучения.

  • Повышенный интерес к учению и понимание теоретических знаний.

  • Обобщение своего педагогического опыта.

  • Наличие методической копилки фрагментов и уроков по моделированию.

Анализ нормативно - правовой базы

Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение различных знаково – символических средств (цифры, буквы, схемы).

В Стандартах второго поколения прописано, что учащиеся в начальной школе должны овладеть приёмами моделирования: кодирование, декодирование, умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), умение строить модели.

Список литературы

  1. Л. М. Фридман, К.Н.Волков Психологическая наука – учителю. – Москва: Просвещение, 1985.

  2. Л.С.Выготский. Педагогическая психология – Москва: Педагогика, 1991.

  3. Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология – Москва: АСАDЕМА, 1991.

  4. В.В. Давыдов. Виды обобщения в обучении – Москва, 2000.

  5. Н.Г. Салмина. Знак и символ в обучении – Москва, 1988.

  6. Р.С. Гайсина. Моделируя – познаём окружающий мир – Начальная школа №9, 20006. стр.67.

  7. Новые государственные стандарты школьного образования – Москва, 2004

  8. Н.В.Короткова. Моделирование на уроках литературного чтения – Начальная школа №11, 2004, стр. 76.

  9. Р.Н.Шикова Использование моделирования в процессе обучения решению текстовых задач – начальная школа №12, 2004, стр.32.

  10. О.А.Ивашова Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приёмам – Начальная школа №12,2005,стр.23.

  11. В.А.Крутец2кий. Основы педагогической психологии – Москва: Просвещение, 1972.

  12. Г.К.Селевко Современные образовательные технологии – Москва:Народное образование, 1998, стр197.

  13. Н.Г.Казанский, Т.С.Назарова. Дидактика: начальные классы – Москва: Просвещение, 1978.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панькова Галина Васильевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками."
    ["seo_title"] => string(106) "mietodikaosvoieniialoghichieskikhdieistviivprotsiessiepoznaniiaokruzhaiushchieiprirodymladshimishkolnikami"
    ["file_id"] => string(6) "289539"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454835497"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Материал к педсовету "Формирование универсальных учебных действий" "
    ["seo_title"] => string(74) "matierial-k-piedsovietu-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "172224"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423768870"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства