kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект содержит обоснование выбранной темы, цель и задачи, направленные на реализацию темы, описание теоретических основ метода моделирования, подробный

 план – график по реализации проекта, возможности использования детьми и педагогами, результативность, анализ нормативно – правовой базы и список используемой литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников»

Номинация: учебно-дидактический проект

Тема: Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников

Автор: Панькова Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №121 Адрес: ул. Железнодорожная, 20



Аннотация:

Проект содержит обоснование выбранной темы, цель и задачи, направленные на реализацию темы, описание теоретических основ метода моделирования, подробный

план – график по реализации проекта, возможности использования детьми и педагогами, результативность, анализ нормативно – правовой базы и список используемой литературы.

Телефон: 8(34254) 3-85-52 факс сотовый 89504469652

Цель: Создание и апробирование приёмов моделирования.

Задачи:

  1. Изучить теоретико – психологическую особенность метода моделирования.

  2. Разработать приёмы моделирования.

  3. Апробировать приёмы моделирования на различных уроках в начальной школе.

  4. Проследить влияние моделирования на развитие мыслительных процессов и успешность обучения.

  5. Создать методические рекомендации в форме фрагментов и уроков по использованию моделирования.

Теоретическое обоснование проекта

Современное образование вступило на новую ступень своего развития. Важнейшей задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат школьников умением учиться, саморазвиваться и совершенствоваться. «Эти действия объединяются в умении учиться по выполняемой им функции: они являются познавательными средствами»(3, с.65) В Стандартах второго поколения прописано, что учащиеся в начальной школе должны овладеть приёмами моделирования: кодирование, декодирование, умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), умение строить модели.

Развивающая программа Л. В. Занкова, по которой я работаю более 20 лет, реализует принципы, выражающие высокий теоретический уровень содержания программы. Но диагностические данные при поступлении ребёнка в 1 класс, показывают низкий уровень развития психических и умственных процессов (внимание, память, восприятие, мышление) Специалисты в области возрастной психологии считают, если ребёнок не приобрёл «новообразования» (Л. С. Выготский) в игровой деятельности, необходима коррекционная работа. Всё это привело меня к поиску более эффективных методов обучения, одним из которых стал метод моделирования.

Предполагаю, что применение различных приёмов метода моделирования позволит более успешно реализовать принципы развивающего обучения и приведёт на новый уровень психические и мыслительные процессы.

Содержание проекта

«Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познавательным объектом, способный замещать его в определённых отношениях и дающий при этом новую информацию об объекте» (Л. М. Фридман)

Моделирование способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения. Введение в содержание обучения понятий модели и моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает учебную деятельность более осмысленной и продуктивной. При этом важно, чтобы учащиеся сами овладели методом моделирования, научились строить модели, отражая различные отношения и закономерности. И, наконец, моделирование может выступать как учебное средство:

а) Для фиксации наглядного представления ориентировочной основы действия (модель-схема пошаговой программы, операции, в виде графа и др.) Это незаменимое средство для формирования умственных действий.

б) Для фиксации наглядного представления изучаемых абстрактных понятий

б) Для фиксации и наглядного представления общих способов действий по решению каких- либо задач.

г) Выступает как средство наглядности и носит обобщённый характер.

д) Эффективно может использоваться для обобщения изученного материала.

Согласно классификации дидактических методов Н. Г. Казанского и Т. С. Назаровой, этот метод имеет трёх компонентную структуру.



Метод моделирования


внешняя сторона

формы:

- изложение

- беседа

самостоятельная работа

внутренняя

психологическая логическая

сущность:

-догматический способ

-эвристический

-исследовательский


сторона

логическая сущность:

-аналитическая

-синтетическая

-индуктивная

-дедуктивная

-аналитико-синтетическая

технологическая сторона

приёмы:

-построение модели

-преобразование

-конкретизация модели

Внешняя сторона – это форма взаимодействия учителя и учащихся; внутренняя сторона - это совокупность общеучебных приёмов и способов учебной работы; технологическая сторона – это совокупность специфических приёмов данного метода. На страницах методических журналов широко освещаются различные приёмы моделирования. Изучив это, я создала приёмы для создания образных, знаково – символических, графических моделей, кластеров, таблиц и схематических рисунков.

План – график реализации проекта

этап

мероприятие

результат

сроки

1.Освоение

литературных источников



2.Практический

1. Изучение психологических и педагогических идей, составляющих основу моделирования.

2. Анализ методических приемов в опыте работы педагогов.





*Упражнения на развитие воображения



*Решение математических задач





*Коррекция знаний

* Определение понятий и зависимости между разделами русского языка и окружающего мира

Составлено описание приёмов и таблицы по теоретической основе моделирования



Образные модели

Графический рисунок, таблицы, формулы

Кластер

знаковые, графические, образные модели

1четверть

2012-2013уч. г.







1 класс



1-2 класс

3-4 класс



3-4 класс

1-4 класс


3.Мониторинг

* Отслеживание психических процессов



  • Диагностирование умений работать с моделями





  • Участие в конкурсах.

Таблицы



Таблицы





Призёры краевого и районного уровня

По окончании класса

По окончании темы и класса

4.Распространение опыта

* Открытый урок на уровне района

* Обобщение опыта

* «Фестиваль педагогических идей»



Описание

статья

2013г.

2014г.

2015г.

5.Перспектива использования метода

* Использование компьютера учащимися при моделировании

* Применение моделирования в исследовательских работах

Схемы, таблицы




2014-2016г.

Апробация проекта

Апробация приёмов моделирования успешно прошла при обучении детей одного выпуска. В настоящее время овладевают моделированием дети другого набора.

Результативность проекта

  • Положительная динамика успешности обучения.

  • Повышенный интерес к учению и понимание теоретических знаний.

  • Обобщение своего педагогического опыта.

  • Наличие методической копилки фрагментов и уроков по моделированию.

Анализ нормативно - правовой базы

Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение различных знаково – символических средств (цифры, буквы, схемы).

В Стандартах второго поколения прописано, что учащиеся в начальной школе должны овладеть приёмами моделирования: кодирование, декодирование, умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), умение строить модели.

Список литературы

  1. Л. М. Фридман, К.Н.Волков Психологическая наука – учителю. – Москва: Просвещение, 1985.

  2. Л.С.Выготский. Педагогическая психология – Москва: Педагогика, 1991.

  3. Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология – Москва: АСАDЕМА, 1991.

  4. В.В. Давыдов. Виды обобщения в обучении – Москва, 2000.

  5. Н.Г. Салмина. Знак и символ в обучении – Москва, 1988.

  6. Р.С. Гайсина. Моделируя – познаём окружающий мир – Начальная школа №9, 20006. стр.67.

  7. Новые государственные стандарты школьного образования – Москва, 2004

  8. Н.В.Короткова. Моделирование на уроках литературного чтения – Начальная школа №11, 2004, стр. 76.

  9. Р.Н.Шикова Использование моделирования в процессе обучения решению текстовых задач – начальная школа №12, 2004, стр.32.

  10. О.А.Ивашова Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приёмам – Начальная школа №12,2005,стр.23.

  11. В.А.Крутец2кий. Основы педагогической психологии – Москва: Просвещение, 1972.

  12. Г.К.Селевко Современные образовательные технологии – Москва:Народное образование, 1998, стр197.

  13. Н.Г.Казанский, Т.С.Назарова. Дидактика: начальные классы – Москва: Просвещение, 1978.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панькова Галина Васильевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками."
    ["seo_title"] => string(106) "mietodikaosvoieniialoghichieskikhdieistviivprotsiessiepoznaniiaokruzhaiushchieiprirodymladshimishkolnikami"
    ["file_id"] => string(6) "289539"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454835497"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Материал к педсовету "Формирование универсальных учебных действий" "
    ["seo_title"] => string(74) "matierial-k-piedsovietu-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "172224"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423768870"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства