Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников
Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников
Проект содержит обоснование выбранной темы, цель и задачи, направленные на реализацию темы, описание теоретических основ метода моделирования, подробный
план – график по реализации проекта, возможности использования детьми и педагогами, результативность, анализ нормативно – правовой базы и список используемой литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников»
Номинация: учебно-дидактический проект
Тема: Моделирование как универсальное учебное средство для развития познавательных способностей младших школьников
Автор: Панькова Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №121 Адрес: ул. Железнодорожная, 20
Аннотация:
Проект содержит обоснование выбранной темы, цель и задачи, направленные на реализацию темы, описание теоретических основ метода моделирования, подробный
план – график по реализации проекта, возможности использования детьми и педагогами, результативность, анализ нормативно – правовой базы и список используемой литературы.
Цель: Создание и апробирование приёмов моделирования.
Задачи:
Изучить теоретико – психологическую особенность метода моделирования.
Разработать приёмы моделирования.
Апробировать приёмы моделирования на различных уроках в начальной школе.
Проследить влияние моделирования на развитие мыслительных процессов и успешность обучения.
Создать методические рекомендации в форме фрагментов и уроков по использованию моделирования.
Теоретическое обоснование проекта
Современное образование вступило на новую ступень своего развития. Важнейшей задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат школьников умением учиться, саморазвиваться и совершенствоваться. «Эти действия объединяются в умении учиться по выполняемой им функции: они являются познавательными средствами»(3, с.65) В Стандартах второго поколения прописано, что учащиеся в начальной школе должны овладеть приёмами моделирования: кодирование, декодирование, умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), умение строить модели.
Развивающая программа Л. В. Занкова, по которой я работаю более 20 лет, реализует принципы, выражающие высокий теоретический уровень содержания программы. Но диагностические данные при поступлении ребёнка в 1 класс, показывают низкий уровень развития психических и умственных процессов (внимание, память, восприятие, мышление) Специалисты в области возрастной психологии считают, если ребёнок не приобрёл «новообразования» (Л. С. Выготский) в игровой деятельности, необходима коррекционная работа. Всё это привело меня к поиску более эффективных методов обучения, одним из которых стал метод моделирования.
Предполагаю, что применение различных приёмов метода моделирования позволит более успешно реализовать принципы развивающего обучения и приведёт на новый уровень психические и мыслительные процессы.
Содержание проекта
«Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познавательным объектом, способный замещать его в определённых отношениях и дающий при этом новую информацию об объекте» (Л. М. Фридман)
Моделирование способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения. Введение в содержание обучения понятий модели и моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает учебную деятельность более осмысленной и продуктивной. При этом важно, чтобы учащиеся сами овладели методом моделирования, научились строить модели, отражая различные отношения и закономерности. И, наконец, моделирование может выступать как учебное средство:
а) Для фиксации наглядного представления ориентировочной основы действия (модель-схема пошаговой программы, операции, в виде графа и др.) Это незаменимое средство для формирования умственных действий.
б) Для фиксации наглядного представления изучаемых абстрактных понятий
б) Для фиксации и наглядного представления общих способов действий по решению каких- либо задач.
г) Выступает как средство наглядности и носит обобщённый характер.
д) Эффективно может использоваться для обобщения изученного материала.
Согласно классификации дидактических методов Н. Г. Казанского и Т. С. Назаровой, этот метод имеет трёх компонентную структуру.
Метод моделирования
внешняя сторона
формы:
- изложение
- беседа
самостоятельная работа
внутренняя
психологическая логическая
сущность:
-догматический способ
-эвристический
-исследовательский
сторона
логическая сущность:
-аналитическая
-синтетическая
-индуктивная
-дедуктивная
-аналитико-синтетическая
технологическая сторона
приёмы:
-построение модели
-преобразование
-конкретизация модели
Внешняя сторона – это форма взаимодействия учителя и учащихся; внутренняя сторона - это совокупность общеучебных приёмов и способов учебной работы; технологическая сторона – это совокупность специфических приёмов данного метода. На страницах методических журналов широко освещаются различные приёмы моделирования. Изучив это, я создала приёмы для создания образных, знаково – символических, графических моделей, кластеров, таблиц и схематических рисунков.
План – график реализации проекта
этап
мероприятие
результат
сроки
1.Освоение
литературных источников
2.Практический
1. Изучение психологических и педагогических идей, составляющих основу моделирования.
2. Анализ методических приемов в опыте работы педагогов.
*Упражнения на развитие воображения
*Решение математических задач
*Коррекция знаний
* Определение понятий и зависимости между разделами русского языка и окружающего мира
Составлено описание приёмов и таблицы по теоретической основе моделирования
Образные модели
Графический рисунок, таблицы, формулы
Кластер
знаковые, графические, образные модели
1четверть
2012-2013уч. г.
1 класс
1-2 класс
3-4 класс
3-4 класс
1-4 класс
3.Мониторинг
* Отслеживание психических процессов
Диагностирование умений работать с моделями
Участие в конкурсах.
Таблицы
Таблицы
Призёры краевого и районного уровня
По окончании класса
По окончании темы и класса
4.Распространение опыта
* Открытый урок на уровне района
* Обобщение опыта
* «Фестиваль педагогических идей»
Описание
статья
2013г.
2014г.
2015г.
5.Перспектива использования метода
* Использование компьютера учащимися при моделировании
* Применение моделирования в исследовательских работах
Схемы, таблицы
2014-2016г.
Апробация проекта
Апробация приёмов моделирования успешно прошла при обучении детей одного выпуска. В настоящее время овладевают моделированием дети другого набора.
Результативность проекта
Положительная динамика успешности обучения.
Повышенный интерес к учению и понимание теоретических знаний.
Обобщение своего педагогического опыта.
Наличие методической копилки фрагментов и уроков по моделированию.
Анализ нормативно - правовой базы
Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение различных знаково – символических средств (цифры, буквы, схемы).
В Стандартах второго поколения прописано, что учащиеся в начальной школе должны овладеть приёмами моделирования: кодирование, декодирование, умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), умение строить модели.
Список литературы
Л. М. Фридман, К.Н.Волков Психологическая наука – учителю. – Москва: Просвещение, 1985.