kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.

В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных универсальных действий. Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями и творческими способностями.

Формировать познавательные универсальные действия младших школьников можно и на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.

Большими возможностями в развитии логических умений обучающихся располагает урок “Окружающего мира”. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

   В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает развитие и формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

·умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

·формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

·формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

·развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.[5]

   В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

   Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

·овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

·формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

·формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

[Петрова И.В. 3].

Рассмотрим фрагмент урока.

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?»

-Общеучебного характера

Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.

Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?

Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:

«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик….

-Логического характера

Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?

Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.

 Что у них общего? Чем различаются?

Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?

Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Что произойдет, если… исчезнут все цветы?

-На сферу применения

1.Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Упражнения в  использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.

2.Реши кроссворд.

3.Расскажи по схеме о бабочке.

Название бабочки.

Окрас.

Места обитания.

Чем питается?

Какие растения предпочитает? [А.А. Плешакова. 4].

Все это позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника, учитель применяет логические задачи.

Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.

Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид – загадки. Разновидность загадки – речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире (например, в природе), увидели их «отражение» в содержании логической задачи. [Дмитриева А.А. 2].

Логическая задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найдите доказательства», «Не верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др. [Басова Н.В. 1].

Список использованной литературы:

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов- Н/Д: “Феникс”, 2000. - 416с.

2. Дмитриева А.В., Овчинников А.Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно – методическое пособие для реализации предпрофильной подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.-102с.

3.Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116.

4.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. “Окружающий Мир ” 1 кл, ч. 2. М. Издательство “Просвещение”, 2011

5. http://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi_2.shtml

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.»

Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.


В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных универсальных действий. Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями и творческими способностями.

Формировать познавательные универсальные действия младших школьников можно и на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.

Большими возможностями в развитии логических умений обучающихся располагает урок “Окружающего мира”. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает развитие и формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

·умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

·формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

·формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

·развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.[5]

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

·овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

·формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

·формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

[Петрова И.В. 3].

Рассмотрим фрагмент урока.

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?»

-Общеучебного характера

Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.

Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?

Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:

«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик…..

-Логического характера

Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?

Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.

Что у них общего? Чем различаются?

Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?

Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Что произойдет, если… исчезнут все цветы?

-На сферу применения

1.Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.

2.Реши кроссворд.

3.Расскажи по схеме о бабочке.

Название бабочки.

Окрас.

Места обитания.

Чем питается?

Какие растения предпочитает? [А.А. Плешакова. 4] .

Все это позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника, учитель применяет логические задачи.

Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.

Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид – загадки. Разновидность загадки – речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире (например, в природе), увидели их «отражение» в содержании логической задачи. [Дмитриева А.А. 2].

Логическая задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найдите доказательства», «Не верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др. [Басова Н.В. 1].


Список использованной литературы:

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов- Н/Д: “Феникс”, 2000. - 416с.

2. Дмитриева А.В., Овчинников А.Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно – методическое пособие для реализации предпрофильной подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.-102с.

3.Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116.

4.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. “Окружающий Мир ” 1 кл, ч. 2. М. Издательство “Просвещение”, 2011

5. http://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi_2.shtml




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фирсова Светлана Викторовна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства