Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.
Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.
Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.
В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных универсальных действий. Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями и творческими способностями.
Формировать познавательные универсальные действия младших школьников можно и на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.
Большими возможностями в развитии логических умений обучающихся располагает урок “Окружающего мира”. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает развитие и формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
·умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
·формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
·формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
·развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.[5]
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:
·овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
·формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
·формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
[Петрова И.В. 3].
Рассмотрим фрагмент урока.
Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?»
-Общеучебного характера
Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.
Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?
Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:
«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик….
-Логического характера
Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?
Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.
Что у них общего? Чем различаются?
Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?
Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Что произойдет, если… исчезнут все цветы?
-На сферу применения
1.Вылепи из пластилина цветок и бабочку.
Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.
2.Реши кроссворд.
3.Расскажи по схеме о бабочке.
Название бабочки.
Окрас.
Места обитания.
Чем питается?
Какие растения предпочитает? [А.А. Плешакова. 4].
Все это позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника, учитель применяет логические задачи.
Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.
Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид – загадки. Разновидность загадки – речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире (например, в природе), увидели их «отражение» в содержании логической задачи. [Дмитриева А.А. 2].
Логическая задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найдите доказательства», «Не верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др. [Басова Н.В. 1].
Список использованной литературы:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов- Н/Д: “Феникс”, 2000. - 416с.
2. Дмитриева А.В., Овчинников А.Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно – методическое пособие для реализации предпрофильной подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.-102с.
3.Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116.
4.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. “Окружающий Мир ” 1 кл, ч. 2. М. Издательство “Просвещение”, 2011
Просмотр содержимого документа
«Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.»
Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками.
В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных универсальных действий. Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями и творческими способностями.
Формировать познавательные универсальные действия младших школьников можно и на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.
Большими возможностями в развитии логических умений обучающихся располагает урок “Окружающего мира”. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает развитие и формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
·умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
·формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
·формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
·развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.[5]
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:
·овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
·формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
·формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
[Петрова И.В. 3].
Рассмотрим фрагмент урока.
Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?»
-Общеучебного характера
Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.
Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?
Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:
«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик…..
-Логического характера
Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?
Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.
Что у них общего? Чем различаются?
Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?
Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Что произойдет, если… исчезнут все цветы?
-На сферу применения
1.Вылепи из пластилина цветок и бабочку.
Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.
2.Реши кроссворд.
3.Расскажи по схеме о бабочке.
Название бабочки.
Окрас.
Места обитания.
Чем питается?
Какие растения предпочитает? [А.А. Плешакова. 4] .
Все это позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника, учитель применяет логические задачи.
Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.
Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид – загадки. Разновидность загадки – речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире (например, в природе), увидели их «отражение» в содержании логической задачи. [Дмитриева А.А. 2].
Логическая задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найдите доказательства», «Не верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др. [Басова Н.В. 1].
Список использованной литературы:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов- Н/Д: “Феникс”, 2000. - 416с.
2. Дмитриева А.В., Овчинников А.Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно – методическое пособие для реализации предпрофильной подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.-102с.
3.Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116.
4.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. “Окружающий Мир ” 1 кл, ч. 2. М. Издательство “Просвещение”, 2011