Методическое пособие на тему: "Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе".
Методическое пособие на тему: "Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе".
Мтодическое пособие по русскому языку на тему: "Игровые технологии на кроках русского языка в начальной школе". Данное пособие может применятся во всех начальных классах.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные дни на уроках математики, русского языка… Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с перенасыщенностью современного мира информацией. Во всем мире в числе и в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список литературы_________________________________________28
Пояснительная записка
Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает
К.Д. Ушинский
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные дни на уроках математики, русского языка… Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с перенасыщенностью современного мира информацией. Во всем мире в числе и в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, учитель учит детей не так, как ему, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
В данном сборнике представлены дидактические игры по русскому языку для проверки и закрепления знаний и умений учащихся 3-х и 4-х классов. Все игры разделены на разделы: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Наречие», «Однородные члены предложения», «Словарные слова».
Имя существительное
Словарная работа. Тема: «Имя существительное»
4
5
– Разгадайте кроссворд, запишите слова, поставив ударение, отметьте безударные гласные:
1
2
3
По горизонтали:
Не говорит, не поёт,
А кто в дом идет –
Она знать даёт. (Собака)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
По вертикали:
Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окна без спроса;
Но кто же это? Вот вопрос.
Это делает… (мороз)
Москва красою славится,
Из года в год растет,
Москву зовет красавицей
Великий наш …народ.
Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)
Игра «Поединок знатоков». Тема: «Имя существительное»
Вызываются два ученика. Один получает карточку с существительными в форме единственного числа, другой с существительными в форме множественного числа.
Первый ученик читает слова существительные в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе.
Затем второй ученик читает существительные во множественном числе, а первый называет форму единственного числа. Остальные ученики оценивают работу знатоков.
Игра «Сосчитай правильно» Тема: «Имя существительное»
(3 команды по 5 человек)
- Ребята, на доске записаны названия предметов. Ваша задача: правильно назвать число одного из названных предметов от 1 до 6, например: одно яблоко, два яблока и т.д. побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.
Найдите в каждом из приведенных в 1-й группе предложений одно подходящее имя прилагательное и впишите его в горизонтальный ряд фигуры
1. Из каждого предложения 2-й группы найдите глагол и впишите его в горизонтальный ряд фигуры 2. В выделенных вертикальных рядах каждой сетки вы прочтете оценку результата вашей работы.
Группа 1
1. Наступят дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые.
2. Тропа – единственный путь через тайгу.
3. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед...
(А.Пушкин)
4. Нарядили елку В новый наряд, На ее иголках Блестки горят.
Внимательно прочитайте сказку и догадайтесь, кто чужак.
Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудра Вода на крыльцо, глянула на гостей, срузу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственника искать?
Игра «Собери родственников» Тема: «Однокоренные слова»
Учитель называет корень, а ученики подбирают как можно больше однокоренных слов.
Тематические кроссворды на темы «Армия», «Растения», «Родина», «Путешественник», «Транспорт и машины», включают в себя от 10 до 20 словарных слов, которые ребята должны усвоить в начальной школе и с уверенностью применять в средних и старших классах. Армия
По горизонтали:
1. Противодействие нападению противника. 3. Человек, который отличился храбростью на войне. 6. Все сухопутные войска государства. 7. Начальник, командующий военным подразделением. 10. Рядовой Военно-морского флота. 11. Стремительное нападение на неприятеля. 12. Рядовой военнослужащий.
По вертикали:
1. Лицо командного состава армии и флота. 2. Высший военный чин на флоте. 3. Высший военный армейский чин. 4. Боевой успех в сражении с противником. 5. Синоним слова «летчик». 7. Большое морское судно. 8. Самое младшее солдатское звание. 9. Приветствие выстрелами в честь победы над врагом.
Жил-был Дед Мороз. Он всегда забывал, как пишется слово мороз. Наступил декабрь, канун Нового года. Дед Мороз срубил красивую елочку, взял мешок с подарками и отправился в школу на праздник. Пришел к ребятишкам. Они его окружили и начали весело кричать: «Дед Мороз, красный нос!» Хватился Дед Мороз за нос да и запомнил, что слово мороз, как и слово нос, пишется с буквой о. С тех пор и посылки детям правильно подписывает – «Дед Мороз».
Воробей
Под крышей дома жил воробей. А во дворе дома – пес Шарик. И вот повадился воробей таскать у Шарика из миски хлеб. Подкрадывается к нему и ждет, когда Шарик отвернется, схватит кусочек хлеба и – лететь. А Шарик с лаем: «Держите вора! Ловите вора!» – бежит за воробьем. А воробей преспокойненько устраивается под крышей и клюет свою горбушку.
Одежда
Жила-была обувь. Ей очень хотелось иметь друзей. И вот как-то раз обувь встретила одежду. Одежда сказала ей: «Давай дружить, а то у меня нет проверочного слова. Если мы не будем дружить, то ребята никогда не запомнят, как правильно пишется слово одежда». И обувь согласилась. С тех пор обувь никогда не расставалась с одеждой.
Воробей
Жил-был воробей. Был он маленький и неловкий. Однажды устроили воробьи соревнование – кто быстрее? Маленький воробушек все время проигрывал своим сверстникам. Понаблюдал за их соревнованиями воздух и предложил воробьишке свою помощь. На другой день воздух помог воробушку выиграть соревнования. С тех пор воздух и воробьишка стали большими друзьями. Даже пишутся оба с буквой о. А воробей с тех пор возмужал, стал большим и ловким. И уже сам выигрывает соревнования.
Пальто
Бежало слово пальто, запнулось и рассыпалось на отдельные буквы. Ветер подул и сложил эти буквы в слово лапоть. Прибегает пальто домой, а его никто не узнает, ведь оно теперь лапоть. Пальто доказывает, что оно пальто, а ему говорят: «Нет, ты лапоть». Рассказало тогда пальто, как оно запнулось и рассыпалось. И догадались домашние, что с ним случилось. Стали они собирать его по буквам и сказали: «Вот теперь ты пальто».
Словарная работа. Кроссворд «Удвоенные согласные»
1
2
3
4
5
6
По горизонтали:
Игра на льду на конках с небольшим мячом или шайбой. (Хоккей)
Дорога с рядами деревьев по сторонам (Аллея)
Место, где продают билеты. (Касса)
Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир)
Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Игротека
Игра «Назови часть речи»
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам… (имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
Нам с тобой он служит.
С другими частями речи дружит!
У существительного, числительного и местоимения
Берет взаймы род и число
Для лучшего общения!
Занимает второе место после существительного
Как наиболее употребительный! (глагол)
Игра-конкурс «Поставь ударение»
алфавит
арест
баловать
ворота
диалог
договор
заржаветь
звонит
звонят
искра
каталог
квартал
коклюш
комбайнер
красивее
кухонный
намерение
начать
нефтепровод
озлобленный
паралич
партер
петля
процент
распоясался
ремень
столяр
танцовщица
украинский
щавель
Игра-соревнование. Тема: «Однородные второстепенные члены предложения»
Играют ученики первого и второго рядов. При проверке игры привлекается внимание всех. На доске в два столбика записаны предложения без знаков препинания:
Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
Там висят портреты ученых космонавтов инженеров рабочих.
Завод выпускает автобусы грузовики легковые автомашины.
Ребята рисуют играют танцуют поют песни.
Яблоки были крупные спелые сочные вкусные.
В магазине продают овощи фрукты ягоды соки.
Шофер засмеялся влез к себе в кабину включил мотор.
Дождь стучал по крыше трепал листья поласкал во дворе.
Лес гудел тревожно неровно угрожающе.
Я царство мое убираю в алмазы жемчуг серебро.
В вечернем небе замелькали синие зеленые красные звездочки.
В магазине продавали резиновые деревянные пластмассовые игрушки.
Игра «Найди пару» Тема: «Союз»
Мала пчела… а загрызет.
Лесом шел… а попал в Рязань.
Ехал в Казань… а товарища выручай.
Совесть без зубов… а дров не видел.
Сам погибай… но и та работает.
Игра «Подбери союз» Тема: «Однородные е члены предложения»
Играют 2 команды по 6 человек. 2 карточки, на которых предложения с пропущенными союзами.
46. Игра "Вставь слова"
Каждый играющий получает карты с предложениями, в которых пропущены слова, и карточки-вкладки, на которых написаны недостающие слова. В карточках с предложениями имеются разрезы, а на карточках-вкладках – заостренные уголки (см. рис.).
Рис.
Все карты разного цвета. Цвет вкладок соответствует цвету карт. Тот, кто первый правильно вставил в предложение свои слова-вкладки, выигрывает. Но ведущий ждет 3–5 минут. Если за это время все подали свои предложения и не было ошибок, то игра становится беспроигрышной. Тот, кто опоздал или неправильно разложил слова, считается проигравшим.
Карта 1
Сережа ... не боится ... . Игорь ... наблюдал ... . Витя ... нарвал букет ... . Иванова ... возвратилась с ... . Юра ... принес пять ... .
Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Утро. Ребята спешат в школу.
Какие слова пишутся с большой буквы?
Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы
Какие слова называются однокоренными?
47. Игра «Домино» Тема: «Обобщение»
Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными: осень – осенний (день), дружить – дружба.
Какие правила нужно знать, чтобы правильно перенести слова уроки, большой, скамейка, в классе?
Слова с парными согласными звуками на конце нужно проверять. Для проверки измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный: клуб – клубы, друг – другу, гараж – гаражи, медведь – медведи, мороз – морозы, шкаф – шкафы.
Как проверить слово с безударным гласным звуком в корне?
Для проверки безударных гласных звуков в корне измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: окно – окна, края – край, грибы – гриб, стена – стены, мячи – мяч.
Что такое корень слова?
Корень – это общая часть родственных слов, в которой передается их основное значение: белый, беленький, белизна, белить, побелка
Что такое окончание?
Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными: осень – осенний (день), дружить – дружба.
Какие правила нужно знать, чтобы правильно перенести слова уроки, большой, скамейка, в классе?
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Как изменяются глаголы прошедшего времени? От чего это зависит?
Окончание и предлоги служат для связи слов в предложении. В воздухе кружились снежинки. Кружились (где? в чем?) в воздухе
Как образуются однокоренные слова?
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов: стройка – постройка, гриб – грибок.
Что такое приставка?
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: возить – перевозить, город – пригород.
Что такое суффикс?
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: игра – игрушка, теплый – теплица, зима – зимний.
Какие слова со звонкими и глухими согласными звуками надо проверять?
Парные согласные на конце или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать: ошибка, плуг, морковь.
Как проверять слова с парными согласными звуками в корне?
Чтобы проверить два безударных гласных звука в корне, надо подобрать два проверочных слова: сторона – стороны, сторонка; зеленеть – зелень, зеленый; колосок – колос, колосья.
Как пишутся слова с непроизносимыми согласными звуками в корне?
Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук или согласный звук [н]: утюг – утюги, подготовка – подготовить, огород – огородный.
Как найти слово для проверки безударного гласного звука
Чтобы проверить безударный гласный звук, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: волна – волны, смотрю – смотрит, – или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне: глядит – взгляд, зимовать – зимний.
Как проверяют слова с двумя безударными гласными звуками в корне?
В корнях некоторых слов звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся: чувств, праздник, солнце, окрестности
Что надо знать о приставках, чтобы правильно их писать?
Приставка – это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня: пришел, посмотрел. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с-, со-, вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся: сделал, отдал, подплыл, обошел, перешел.
Когда в слове пишется ъ?
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?, называют именами существительными: школьник, дружба.
Какие слова называют
именами прилагательными?
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называют именами прилагательными: смелый, добрая, яркое, сильные
Какие слова называют
именами числительными?
Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при их счете, называют именами числительными. Они отвечают на вопросы который? сколько?: (сколько?)семь (страниц); (которая?)седьмая (страница).
Какие слова называют
наречиями?
Слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда?, называют наречиями. Наречие – неизменяемая часть речи: громко, интересно, далеко, здесь, всегда, рано, поздно, вчера.
Что такое местоимение?
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение – это часть речи.
Как определить род имени существительного?
Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е, ё, ю, я: въехал, съемка, объявление.
Какие слова называют
именами существительными?
Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, – женского рода: страна, тетрадь, весна, мебель. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, – мужского рода: дом, мир, рояль. Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое, – среднего рода: дерево, перо, метро, ателье.
Что называется склонением?
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называют изменением по падежам или склонением
Как пишут существительные женского рода с шипящими на конце?
На конце существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется ь: речь, вещь, молодежь.
Что показывает ь на конце, существительных после шипящих?
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного, с которым оно связано.
На какие вопросы отвечают имена прилагательные во множественном числе?
Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончание -ые, -ие: голубые, яркие.
Что такое глагол?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал?
Как изменяются глаголы? На какие вопросы они отвечают?
Глаголы изменяются по временам. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают? Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали? Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать?
На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род – что делал?играл; женский род – что делала?играла; средний род – что делало?играло. Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу. Весна наступила. Лето наступило.
Как пишется не с глаголами? Для чего нужна эта частица?
Список литературы
Аннина Л. Трудные учить слова помогает нам игра //Начальная школа. 2005. № 14.
Ахметова Н. Грамматические игры //Начальная школа. 2004. № 34.
Губанова О.В. Использование игровых приёмов на уроках//Начальная школа. 1997. № 6. С. 36-37.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 368с.
Лысова О. Игры со словами//Начальная школа. 2007. № 18.
Романов А. Грамматические кроссворды //Начальная школа. 2004. № 34.
Солдатова Е. Словарные слова//Начальная школа. 2006. № 6.
Солдатова Е. Словарные слова//Начальная школа. 2007. № 11.
Суворова В. Домино //Начальная школа. 2007. № 11.
Солдатова Е. Словарные слова//Начальная школа. 2007. № 6.
Ткаченко И. Неправильные правила//Начальная школа. 2005. № 14.
Харченко Н. Тематические кроссворды//Начальная школа. 2005. № 14.