Технология проблемно - диалогического обучения состоит в том, чтобы научить учащихся добывать знания путём самостоятельных находок и открытий.Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Эти приёмы помогут учителю в создании проблемных ситуаций, которые приведут к решению этой задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методические приёмы создания проблемных ситуаций »
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). Для реализации проблемной технологии необходимы:- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле [39].
Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности [13]
Анкетирование учащихся
Анкетирование учащихся проводится дважды – до применения проблемного обучения в процессе обучения и после него.
При помощи данной диагностики мы сможем выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до внедрения проблемного обучения (это первая часть анкетирования. Во второй части (после применения проблемного обучения) мы выясним, какие изменения произошли по тем же вопросам и характер этих изменений. По одному экземпляру анкеты предлагается каждому ученику (см. Приложение 7). Время заполнения анкеты строго не ограничивается.
Инструкция для учеников
Внимательно прочитай вопросы. Подчеркни нужное. Там, где необходимо, впиши в строку свое мнение.
Результат анализа анкет учащихся
Результаты анализа анкет представлены в следующей таблице:
№ п/п
Вопрос
Ответы
Кол-во
ответов
1
Нравится ли тебе учиться в школе?
а) да
б) не всегда
в) нет
г) не знаю
12
14
-
-
2
Трудно ли тебе дается учеба?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
13
10
3
-
3
Возникают ли у тебя трудности в усвоении нового материала?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
15
8
3
-
4*
Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов)
▪ трудно сразу понять новую тему
▪ трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме
▪ в новых темах всегда сложные задания
▪ неинтересно изучать новый материал
▪ я боюсь трудностей на уроках
18
18
7
3
5
5
Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
15
8
2
1
6*
Как ты относишься к новым сложным заданиям?
▪ мне интересно
▪ я их боюсь
▪ с неохотой выполняю их
▪ очень нравится выполнять сложные задания
▪ мне требуется помощь в их выполнении
17
10
3
11
21
* Для вопросов под знаком «*» возможен выбор нескольких вариантов ответов одновременно. В столбце «Количество ответов» указано общее количество выбора соответствующего варианта ответа.
3 ЭТАП
3 этап – исследование после применения проблемного обучения. На данном этапе проводились те же самые диагностики, что и на первом: диагностика на основе наблюдения, наблюдение, анкетирование.