kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум «Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступление

Любознательность, пытливость – естественное состояние дошкольника. Почему? Зачем? Откуда? Куда? Где? И так далее – слова, которые любят задавать дети. На сложные вопросы, как правило, отвечают взрослые, а на менее сложные дети находят правильный ответ, опираясь на подсказку, включая свои знания, наблюдения, интуицию.

И вот именно в последнем случае у детей возникает желание узнать больше, поделиться своими знаниями и впечатлениями.

Дошкольник настроен на познание окружающего мира, он разбирает игрушки, изучая их устройство, наблюдает, например, за растениями, наблюдает за поведением животных. И хорошо, если взрослые при этом направляют и поддерживают его познавательный интерес.

Свои наблюдения, знания дети используют в игре со сверстниками или взрослыми. Включая фантазию, воображение, представляют себя, например, сказочными героями. И играют в соответствии с принятой на себя ролью. Ведь игра в их возрасте является ведущим видом деятельности.

А если мы экспериментирование или исследовательскую деятельность включаем в игровую, то игра становится более насыщенной в познавательном и в развивающем смысле. У ребенка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждается инициатива, желание достигнуть успеха.

Давайте поразмышляем, что нас ждет сегодня? Какие знания мы пополним? Какие навыки разовьем?

Как вы думаете, какова форма методического мероприятия? Какова тема?

Ответы педагогов

Теоретическая часть (педагоги работают с рабочим листом по теме)

Чтобы стимулировать познавательную активность детей и приучить их к самостоятельному поиску решения проблемы, необходимо создать проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей при оптимальной самостоятельности дошкольников и под руководством воспитателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»»

Семинар-практикум «Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»

Подготовила старший воспитатель

С.И. Шихова


Вступление

Любознательность, пытливость – естественное состояние дошкольника. Почему? Зачем? Откуда? Куда? Где? И так далее – слова, которые любят задавать дети. На сложные вопросы, как правило, отвечают взрослые, а на менее сложные дети находят правильный ответ, опираясь на подсказку, включая свои знания, наблюдения, интуицию.

И вот именно в последнем случае у детей возникает желание узнать больше, поделиться своими знаниями и впечатлениями.

Дошкольник настроен на познание окружающего мира, он разбирает игрушки, изучая их устройство, наблюдает, например, за растениями, наблюдает за поведением животных. И хорошо, если взрослые при этом направляют и поддерживают его познавательный интерес.

Свои наблюдения, знания дети используют в игре со сверстниками или взрослыми. Включая фантазию, воображение, представляют себя, например, сказочными героями. И играют в соответствии с принятой на себя ролью. Ведь игра в их возрасте является ведущим видом деятельности.

А если мы экспериментирование или исследовательскую деятельность включаем в игровую, то игра становится более насыщенной в познавательном и в развивающем смысле. У ребенка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждается инициатива, желание достигнуть успеха.

Давайте поразмышляем, что нас ждет сегодня? Какие знания мы пополним? Какие навыки разовьем?

Как вы думаете, какова форма методического мероприятия? Какова тема?

Ответы педагогов

Теоретическая часть (педагоги работают с рабочим листом по теме)

Чтобы стимулировать познавательную активность детей и приучить их к самостоятельному поиску решения проблемы, необходимо создать проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей при оптимальной самостоятельности дошкольников и под руководством воспитателя.

Проблемная игровая ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка, то есть ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей при максимальной активности своего интеллектуального и творческого потенциала. Благодаря помощи взрослого, ребенок справляется с проблемной ситуацией, обучаясь в зоне ближайшего развития, именно эта форма, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

В создании проблемной ситуации может присутствовать противоречие, то есть положение, при котором одно исключает другое. Например, в сказке «Приключения Буратино», которую знают дети, Буратино попадает в новую ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду». Воспитатель просит помочь Буратино. Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку.

В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой деревянные предметы, имеющиеся в группе (карандаши, кубики, палочки).

Или другая ситуация: в руках у воспитателя два воздушных шара разной величины. Он ими играет для создания игровой ситуации, постановки задачи, и предлагает вспомнить сказочного героя, у которого улетел шарик. Это Пятачок. А почему эти шарики называют воздушными? А почему они не падают? А почему они разного размера? Дети дают свои ответы – предположения.

Дети надувают шары (доказательство того, что в них есть воздух) и зажимают пальцами, погружают шары «горлышком» в воду и постепенно разжимают пальцы. Воздух выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации создаются от имени сказочных героев – Мудрая Черепаха, Умный Филин, Непоседа Карлсон, Мудрый Гном, Буратино, Незнайка и т. п.

Проблемные ситуации можно спланировать, придумать, подготовив необходимый материал (но сценарий должен быть гибким), а можно житейскую ситуацию превратить в проблемную, связанную с жизнью детей.

Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:

1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.

2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и, в то же время, быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.

4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности).


Приемы создания проблемной ситуации


1.            Проблемная ситуация создается путем предъявления детям противоречивых положений, невозможных в жизни сочетаний. Тип проблемной ситуации связан с удивлением детей. Вопросы к детям: Что вас удивило? Что интересного заметили? Так бывает?

2.            Проблемная ситуация создается с помощью вопросов или практических заданий, сталкивающих мнения детей. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: Вопрос был один, а сколько мнений? Задание было одно, а какие результаты?

3.            Проблемная ситуация создается в два шага. Первый – это вопрос или практическое задание с опорой на жизненный опыт детей. Второй – предъявление научного факта. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к умозаключениям. Вопросы к детям: Что вы предполагали сначала? Что получилось? А как, оказывается, бывает на самом деле?

4.            Проблемная ситуация создается практическим заданием, которое невозможно выполнить. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: В чем затруднение? Почему не получается? Можем ли мы выполнить задание? Чему еще нам нужно научиться?

5.            Проблемная ситуация создается с помощью практического задания, не сходного с предыдущим. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к проявлению творчества. Предложение к детям: В чем затруднение? Как это сделать по-другому?


Этапы постановки и решения проблемной образной ситуации:

1 – постановка, формулирование проблемы;

2 – актуализация знаний детей;

3 – выдвижение гипотез, предположений;

4 – выбор, проверка решения, обоснование гипотез;

5 – введение знаний в систему.

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.







Игра «Поменяйтесь местами»

Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:

-кто пришел в юбке;

-у кого короткая стрижка;

-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;

-кто любит золотые украшения;

-кто не знает, как составлять конспекты занятий;

-у кого двое детей;

-кто иногда опаздывает на работу;

-у кого ничего не болит;

-кто не знает, как общаться с родителями;

-кто любит играть роли;

-кто любит играть на море.



Практическая часть


Проблемная ситуация №1. «К нам пришел ежик и плачет. У него случилась беда. Его пригласил на День рождения медвежонок. Ежик купил ему подарок – мыльные пузыри. Шел он по лесу. Устал. Сел на пенек и разлил мыльные пузыри. Ежик очень расстроился. Как быть? Как помочь ежику (сделать мыльные пузыри).

Как вы думаете, из чего сделаны мыльные пузыри?

Из какого мыла? (твердое, жидкое).

Попробуем сделать из твердого мыла. Получается (нет).

Пробуем из жидкого (нет).

Что необходимо? (добавить воду).

Пробуем, получилось.

Какие получились пузыри? (Красивые, маленькие, воздушные, мыльные).

Как сделать пузыри еще краше? (добавить краску)

Дуем в трубочки. (пошли цветные пузыри).

Ежик будет доволен нашей работой?

Предлагаю сделать в подарок медвежонку картину из мыльных пузырей (дети выполняют разными способами).


Проблемная ситуация №2 воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.


Проблемная задача №3

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как быть?

Дети рассуждают«Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут»«Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».






Примеры проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста


Ситуация «Свойства материалов»

Сегодня весь день обещают дождливую погоду, нужно прийти в детский сад, не промочив ноги. Какую обувь важно выбрать?


Ситуация «Свойства бумаги»

Самоделкин приглашает детей в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?


Ситуация «Оденем куклу на прогулку».

Кукла Маша собралась на прогулку. Поможем ей одеться (в наборе одежда для куклы меньшего размера).


Ситуация «Цирк»

В наш город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить красивые афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?


Ситуация «Варенье для Карлсона»

Все знают, что Карлсон очень любит все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносит ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошает. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их можно использовать?


Ситуация «Рецепт»

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что не владеют письмом. Как быть?


Ситуация «Какие деревья разговаривают?»

Деревья хвастались друг перед другом.

–             Я всегда бываю зеленая и стройная, а зимой я становлюсь королевой веселого праздника.

–             А я еще лучше, имею стройный и белый ствол, имею нежные тоненькие веточки, листья мою весной и летом – зеленые, а осенью – золотистые. Какие деревья разговаривали между собой? Докажите свой ответ.







Подведение итогов

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ мы с вами видим других детей. Каких? (записываю маркером на мольберте)

более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.


А теперь оцените какие вы стали? Что приобрели? Чему научились?


Упражнение «Разброс мнений»

«Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что…..»

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является….»

«На семинаре-практикуме сегодня я научилась ..»

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что…»

«Я могу применить это в своей работе так как…»

« Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…»

«Меня в этом вопросе больше всего смущает…»

«Мне понравилось на семинаре-практикуме …»

«Значимость этого вопроса в том…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шихова Светлана Ивановна

Дата: 24.03.2022

Номер свидетельства: 603213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства