Методическая разработка "Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников"
Методическая разработка "Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников"
Данная методическая разработка отражает роль внеурочной деятельности в формировании ключевых компетентностей школьников. Описаны формы и виды формирования компетенций из опыта работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников"»
Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.
Перед образовательной системой страны стоит нелегкая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Главным фактором для развития личности становятся умение ориентироваться в мире информации и способность принимать правильные решения на основании данных из разных источников. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано, что «…школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынков труда, устарела….., и образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально – экономическим условиям».
Введение понятия компетенции позволяет решить типичную проблему для наших школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Что же такое компетенция и компетентность?
Компетенция - это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто - либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применение компетенций.
К ключевым компетенциям учащихся относятся:
ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования.
Перед школой возникает вопрос: как же правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей? Здесь на помощь приходит новый образовательный стандарт, одной из особенностей которого является введение внеурочной деятельности.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность реализуется в разнообразных формах, которые условно можно разделить на следующие:
индивидуальная работа – работа с отдельными обучающимися (подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа с одаренными обучающимися, и т.п).;
групповая работа – регулярная работа, проводимая с небольшим устойчивым коллективом обучающихся и направленная на приобретение и усвоение новых знаний и практических умений (кружки, секции, творческие группы);
массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом (вечера, конференции; недели, олимпиады и конкурсы; игры, акции, выпуск тематических газет, внепрограммные экскурсии и т.п.)
Внеурочная деятельность - это одна из форм углубления знаний по предмету, своеобразная форма научной популяризации. Во время проведения внеурочной деятельности используются разнообразные методы обучения: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах. Необходимо отметить, что виды внеклассной деятельности многообразны.
Их можно разделить на три большие группы:
систематически действующие внеурочные занятия (кружки, секции, факультативы, журналы, информационные стенды,);
эпизодические(конкурсы, турниры знатоков, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, КВНы и т.д.);
комбинированные формы внеурочной работы, например, предметные недели - в которые обычно включаются конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и т.д.
Правильно организованная система внеурочной деятельности является одним из средств формирования ключевых компетентностей школьников. Причём удельный вес внеурочной деятельности достаточно высок, т.к. ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов. Это значит, что нужно интегрировать урочную и внеурочною деятельность, гармонично дополняющие друг друга. С этой целью мною был составлен план мероприятий на 2015-2016 учебный год, который направлен на развитие всех ключевых компетенций, с использованием различных форм, методов и видов внеурочной деятельности. Формирование ключевых компетенций осуществлялось через следующие формы и виды работы:
Ценностно-смысловые компетенции - выставка рисунков «Дружба»; спортивно-игровая программа «В дружбе наша сила», открытый классный час «Поговорим о дружбе»; праздничный концерт «Любимая мамочка»; тематический классный час «Согласие да лад – для общего дела клад»; урок мужества «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой!», посвященный Дню Неизвестного солдата; урок мужества «Горячие сердца; Всероссийский конкурс детского патриотического рисунка «Дети России за мир»;
Общекультурные компетенции - выставка рисунков «Братья наши меньшие», посвященная Всемирному дню животных; поэтические чтения, посвященные 120-летию со дня рождения С.А.Есенина, 195-летию со дня рождения А.А.Фета; 110-летию со дня рождения Даниила Хармса, 120-летию со дня рождения А.Барто; конкурс для мальчиков «Малые да удалые!»; конкурс для девочек «А ну-ка, девочки!»; участие в школьном конкурсе чтецов «Нити словесного жемчуга» - 7 участников, из них Осинцева В. – 1 место, Свит А. – 2 место, Яковлев И. – 3 место; участие в школьном конкурсе «Битва хоров – 2016» - 1 место; участие во Всероссийском конкурсе «Откроем страницы книг» (участники – 9 человек); Всероссийский конкурс «Мои таланты» - Свит А. 2 место, Павлова М. 3 место в номинации «литературное творчество», Яковлев И. 1 место и Ложкина Е. 2 место в номинации «рисунок», Парначев Е. 3 место в номинации «юный фотолюбитель»; Всероссийский творческий конкурс «Созвездие талантов» - Степанова К. 2 место в номинации «литературное творчество»; Всероссийский конкурс детского творчества «Викторенок» - Яковлева Д. – 2 место в номинации «юный фотолюбитель»;
Учебно-познавательные компетенции – выставка рисунков «Зимующие птицы»; школьные предметные олимпиады по русскому языку (участники – 25 чел.), литературному чтению (участники - 23 чел.), математике (участники – 19 чел.); Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» (частники – 20 чел.); Всероссийская олимпиада «Гелиантус» (участники – 16 чел.); Международная игра-конкурс «Кенгуру» (участники 15 чел.); игра-путешествие «Математическая карусель»; школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» - участники 5 человек, из них Яковлева Д. – 1 место «Моя любимая герань», Фефилова Е. – 1 место «История моего села в математических задачах», Буторина В. – 2 место «Жалобная книга растений», Ледик – 3 место «Жалобная книга домашних животных»; участие во Всероссийском конкурсе «Рассударики» - Ложкина Е. – лауреат в номинации «детские исследовательские работы» («Лыжный спорт в моей жизни»), Всероссийский конкурс «Мой успех» - Койнов К. – победитель в номинации «детские исследовательские работы» («Хоккей. Секреты успеха»), Юдина Е. – 2 место в номинации «кроссворд»; Всероссийский конкурс «Золотая рыбка» - Шеин Д. – 2 место, Ихсанов А. и Васильева В. – 3 место в номинации «кроссворд»;
Информационные компетенции - Всероссийский конкурс «Дети читают стихи», посвященный году литературы (участники – Осинцева В., Павлова М., Шорохова М., Фефилова Е.); Всероссийская «Олимпиада плюс» (участники – 24 чел.);
Коммуникативные компетенции - выступление студии «Теневой театр» со сказками С.Я.Маршака «Умный мышонок», и Сутеева «Мешок яблок»; Всероссийский ежегодный литературный конкурс "Зимние краски" - Буторина В. – участник, Плохотниченко А. – 3 место;
Социально-трудовые компетенции – выставка рисунков «Кем быть?»; открытый классный час «Все работы хороши!»; акция «Пусть осень будет золотой»; Всероссийская акция «День финансовой грамотности»; Всероссийская акция «Самый Большой Урок в Мире»; информационно-познавательная правовая игра «Правила для всех»;
Компетенции личностного самосовершенствования – выставка рисунков «Витамины – залог здоровья»;информационно-познавательная игра «Юные пожарные»; игра «Путешествие в страну Светофорию»; игра «Папа, мама и я – спортивная семья»; спортивная игра «Путешествие в страну Здоровья»; школьная спортивно-военизированная игра «Зарничка»; Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «Робокар Полли» - участники – 9 человек; Общероссийская акция «Урок безопасности для детей и родителей» (зимние и весенние каникулы).
Мероприятия реализовались как в рамках кружков, так и на классных часах. Считаю, что внеурочная деятельность не только способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, формирует ключевые компетентности учащихся. Также она позволяет нам формировать портфолио учащегося, где не только отражены результаты труда ребёнка, но и прослеживается его личная траектория и особенности развития.