Методические рекомендации по подготовке учащихся к интеллектуальным конкурсам
Методические рекомендации по подготовке учащихся к интеллектуальным конкурсам
Подготовка учащихся к интеллектуальным конкурсам
Для эффективной подготовки к интеллектуальным конкурсам важно, чтобы конкурс не воспринимался как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает:
- подготовка к интеллектуальным конкурсам должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к интеллектуальным конкурсам для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к интеллектуальным конкурсам
Машковцева С.Ю.,
методист методического кабинета отдела образования администрации Киевского района города Донецка
Донецк – 2019
Содержание
Актуальность
1.
Подготовка учащихся к интеллектуальным конкурсам
4
2.
Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми
5
3.
Методы психологических воздействий, отличающиеся при работе
с одаренными учащимися (по Ю.Б. Гатанову)
6
4.
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к интеллектуальным конкурсам
7
Литература
14
Приложение 1. Памятка «Как подготовить к интеллектуальным конкурсам одаренных детей?»
15
Приложение 2. Памятка «Как готовиться к интеллектуальным конкурсам (рекомендации участникам)»
17
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»
Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко
Актуальность
Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества. Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Все большую роль играет творчество. Экономика все в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств. Процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования. Донецкая Народная Республика не сможет быть по-настоящему конкурентоспособным государством, если она всерьёз не встанет на путь инноваций и модернизации. А для этого нужен квалифицированный, грамотный человек, умеющий выдвигать и реализовывать нестандартные идеи. И вот здесь-то без коренных изменений в системе образования не обойтись. В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Каждому выпускнику школы предстоит определить свое место в сложном и многообразном мире, исходя из его личных возможностей, способностей и интересов. Для наших образовательных учреждений работа с одаренными детьми является приоритетным направлением. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.
Подготовка учащихся к интеллектуальным конкурсам
Для эффективной подготовки к интеллектуальным конкурсам важно, чтобы конкурс не воспринимался как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает:
- подготовка к интеллектуальным конкурсам должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к интеллектуальным конкурсам для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Создание творческих групп, команд школьников, готовящихся к олимпиадам, которые позволяют:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности; оптимально выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий); предусмотреть возможность отдыха, релаксации; основная форма работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
Расширение кругозора учащихся:
- чтение книг, журналов;
- работа в Интернете;
- дистанционная подготовка и т.д.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности; доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми
Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми: проведение педагогических советов с приглашением специалистов; обучение на курсах повышения квалификации; подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет; научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся: выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения; изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка; организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности. Знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению; наблюдение за результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности; проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности: отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов; предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу; разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена; проявление уважения к индивидуальности ученика:
- понимание особенностей его развития,
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Условия успешной работы с одаренными учащимися: осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми, признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся; включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами.
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
Умение координировать свои действия с действиями родителей.
Умение консультировать родителей и учащихся.
Профессиональная зрелость.
Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
Эмоциональная стабильность.
Способность к самоанализу.
Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Методы и средства обучения базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
-проблемные;
-поисковые;
-эвристические;
-исследовательские;
-проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
3. Методы психологических воздействий,отличающиеся при работе
с одаренными учащимися(по Ю.Б. Гатанову)
1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами: — групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные; — соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;
— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных. 3.Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.
4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки
учащихся к интеллектуальных конкурсам
На современном этапе развития общества в психологических и педагогических кругах большой интерес вызывает важнейшее направление в работе современного педагога, а именно: проблема развития одарённых детей посредством их участия в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Перед учителем встает вопрос: "Как организовать подготовку учащегося к конкурсам так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал, сохранить положительную мотивацию на всех этапах интеллектуальных конкурсов, сохраняя при этом здоровье школьника?" Многочисленные примеры убеждают нас в том, что подготовка и участие в интеллектуальных конкурсах – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, который зависит от четкой и согласованной работы тандема: учитель – ученик.
Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к интеллектуальных конкурсах? Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Ведущим фактором любого обучения является личность учителя. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик будет стремиться не подвести своего учителя.
Учителя, подготовленные к работе с одаренными детьми, значительно отличаются от своих коллег тем, что:
используют методы и технологии, более подходящие для одаренных детей;
больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации);
ориентируются на творчество;
поощряют учащихся к принятию ответственности;
одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.
Если же говорить о составляющей, которая наиболее значима для успешной работы учителя, то таковой является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления:
о самом себе (самооценка): я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; я привлекателен как человек; я верю, что не отделен и отчужден от других; я компетентен в решении стоящих проблем;
представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны, имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником, скорее, положительных эмоций, чем отрицательных;
о целях и задачах своей работы: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.
И, конечно же, учитель, занимающийся подготовкой и осуществлением конкурсов, должен иметь глубокие знания своего предмета, быть осведомлен в организационных вопросах проведения олимпиад, владеть методикой подготовки учащихся к этой особой форме деятельности.
Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления одаренных и заинтересованных учебным предметом обучающихся. Выявить одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция либо серьезная психологическая подготовка. Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно заниматься тем или иным предметом и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.
Начнем с понятия, которое мы часто употребляем, но вряд ли в точности знаем его значение: способности - это способы выполнения какой-то деятельности. Из такого понимания способностей становится ясно, что способности нам от природы не даются, ведь способы деятельности необходимо выработать каждому человеку. Природной же основой способностей являются задатки - такие анатомо-физиологические возможности, которые в результате обучения и воспитания превращаются в способности.
Какой смысл вкладывается в понятие одаренность? Одаренность — это высокий уровень развития каких-либо способностей, и соответственно одаренные дети — это дети с достаточно высокоразвитыми способностями. Одаренность определяется следующими параметрами: опережающим развитием познания; особенностями психологического развития; физическими данными.
Опережающее развитие познания проявляется следующим образом:
Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они "впитывают" в себя все окружающее.
Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может "перерабатывать" интеллектуальную "пищу" в больших количествах, чем мозг обычных детей.
Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы.
У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать имеющуюся информацию или опыт.
Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.
У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).
Попытки понять, что же делает одаренного ребенка именно одаренным, что отличает его от обычных детей, делались, естественно, много раз. Одним из первых на этот вопрос ответил Н. С. Лейтес: главное, что объединяет всех, таких разных вундеркиндов - ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая проявляется в поиске нового знания, в удовольствии от умственного труда, большом трудолюбии [4].
Познавательная потребность - это главная потребность каждого одаренного ребенка, независимо от его возраста, пола, темперамента, характера, интересов и здоровья. И еще очень важно, чтобы деятельность, которой занимается ребенок с целью удовлетворения познавательной потребности, была связана с положительными эмоциями, приносила радость, удовольствие. У одаренных школьников связь радости и умственного труда почти непрерывная.
Практически любая умственная деятельность - чтение, решение задач, придумывание историй доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются семимильными шагами.
Психологическое развитие одаренных детей также имеет свои особенности по сравнению с "обычным" ребенком:
У них очень сильно развито чувство справедливости, и проявляется оно очень рано.
У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.
Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.
Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства.
Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.
У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.
В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.
У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающий мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.
Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна. Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита.
Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.
Реальная педагогическая практика выделяет три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Академическая одаренность — ярко выраженная способность учиться. Интеллектуальная одаренность — способность выполнять сложную интеллектуальную работу, то есть уметь думать, анализировать, сопоставлять факты. Творческая одаренность - проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении.
Принимая во внимание, что не каждому одаренному ученику удается достичь успеха в интеллектуальных конкурсах, очевидно, имеются особенности, отличающие ученика – "олимпиадника" от учащихся с творческой одаренностью.
Так, группа психологов под руководством Юркевич В. С. в течение ряда лет активно занималась психологическим обследованием школьников - победителей международных и всесоюзных олимпиад [6].
Выборку исследования составили около 200 человек - учащихся старших классов. При психологическом обследовании использовались различные методики: интеллектуальные, дающие возможность выявить уровень развития умственных способностей, методики, характеризующие творческие возможности, и методика выявления типа познавательной потребности.
Учеными были сделаны следующие выводы. Испытуемые, составившие выборку, оказались намного интеллектуальнее, чем "среднестатистические" дети. Они не только гораздо лучше справлялись с математическими тестами, тестами пространственного и логического мышления, но и, не будучи гуманитариями, с вербальными (словесными) заданиями. То есть эти дети оказались не только знающими (без этого на олимпиаде делать нечего), но и очень способными к обучению, интеллектуально одаренными.
Что касается творческих способностей, результаты оказались неутешительными: количество творческих детей в этой выборке никак не отличалось от любой случайной группы. Более того, в группе занявших первые-вторые места во всесоюзных олимпиадах процент творческих детей был даже меньше, чем в случайной выборке. Исследования Юркевич В. С. подтвердили факт - интеллектуально развитые школьники стремятся в первую очередь к максимальному результату, творческим интересен сам процесс (решение задачи, анализ проблемы). Итак, предметные олимпиады выдвигают вперед нетворческих, но легко обучаемых интеллектуалов [2].
Для эффективной подготовки к интеллектуальным конкурсам важно, чтобы конкурс не воспринималась как разовое мероприятие. Подготовка к ним должна быть систематической. Но, прежде чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к конкурсам, необходимо выработать у учащихся позитивную мотивационную стратегию, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде.
Целью данного этапа является выделение и осознание учащимися мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как значимых. Мотивы, возникающие у учащихся, Савенков А.И. предлагает классифицировать следующим образом:
мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания необходимо выстраивать по дидактическому принципу "от простого к сложному", чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических способностей ребенка;
мотивация процессом: учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. Педагогам, проводящим интеллектуальные конкурсы, необходимо одновременно с выявлением одаренных школьников, интересующихся учебным предметом, работать над созданием группы, команды учащихся, готовящихся к конкурсам. Командная работа позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, а, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания. Наконец, в такой группе будет работать принцип "соленого огурца" (В. Ф. Шаталов): постоянно находясь в атмосфере решения проблем, методов решения задач, обсуждения, любой школьник будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки;
мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации: "узнать, на что я способен", "определить уровень моих знаний";
общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести. На ученике, представляющем на олимпиаде свою школу, область или регион, лежит огромная ответственность. Для пробуждения данного мотива необходимым условием является самостоятельное волеизъявление школьника на участие в соревнованиях;
широкие социальные мотивы: "быть лучше остальных", "стать гордостью школы", "чтобы мною гордились родители", "сохранить особое отношение учителя";
прогностические мотивы: "участие (диплом) в интеллектуальных конкурсах поможет при поступлении в ВУЗ";
мотив достижения успеха или избегание неудачи. Мотив достижение успеха проявляется в стремлении к победе, вере в свои силы, в чувстве здоровой амбициозности. Если участие школьника в олимпиаде будет обязательно-принудительным или навязанным администрацией учебного заведения, мотив достижения успеха будет заменен на мотив избегания неудачи, что, несомненно, подавит творческое начало учащегося и не позволит его способностям раскрыться в полной мере, не даст школьнику самоутвердиться как личности [5].
Для определения ведущих мотивов участия в конкурсах учитель-предметник может использовать результаты психологической диагностики, либо самостоятельно выяснить мотивы в процессе наблюдения или направленной беседы с учащимся (анкетирования). После анализа ответов учитель проводит направленную работу по формированию позитивной мотивации на всех этапах подготовки и участия в олимпиаде, используя знания об особенностях мотивационной структуры каждого учащегося.
Следующий этап подготовки – правильная формулировка целей. Учителю следует совместно с учеником правильно сформировать цель. Идеально, когда цели ученика и учителя совпадают и становятся общими. Что конкретно я хочу от участия в интеллектуальных конкурсах? Как я собираюсь достичь цели? Цель должна быть сформулирована в позитиве. Сознание не принимает предлога "не". Скажешь: "Не хочу волноваться" – получишь противоположный результат. Скажешь: "Хочу быть спокойным" - получишь то, что приказал себе.
Можно выделить следующие правила работы со способными детьми в процессе подготовки к олимпиаде. Первое правило – помочь ребенку увидеть, ощутить свои способности в какой-то области знаний, дать ему уверенность в том, что рядом с учителем или наставником он обязательно придет к успеху.
Формирование таких качеств должно подчиняться формуле обучения: не учить, а только помогать учиться. Второе правило – методически поддержать индивидуальную траекторию развития школьника.
Учитель – это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ей, где это необходимо, и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама. Третье правило – формировать у школьника умения не только проявлять, но и грамотно, технологично реализовать свои способности на практике. Следует подчеркнуть также важность и жизненность исследовательских задач, решаемых на занятиях. Их значимость помогает обучающемуся самоутвердиться в полезности тех знаний, которые он приобретает.
Интеллектуальные конкурсы – это серьезная пора и для учащихся, и для педагогов. А значит, участникам конкурсов нужно приложить все усилия для того, чтобы выступить достойно. Что необходимо, чтобы достичь высоких результатов? От чего зависит успех? Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащегося.
Один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка - психологическая поддержка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить ребёнка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты сможешь это сделать".
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо", "Ты знаешь это очень хорошо". Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица. Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ребенка, проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
В развитии интеллектуально-продуктивного компонента большую часть работы берет на себя учитель, поскольку именно он готовит ребенка к выполнению заданий олимпиады, то есть отвечает за формирование знаний, умений, навыков.
Обладать знаниями – значит уметь их применять, мыслить. Поэтому при подготовке к интеллектуальным конкурсам необходимо уделять значительное внимание развитию навыков мыслительной деятельности, а не запоминанию фактического материала. Развитие у учащихся мышления позволит им легко ориентироваться в новых для них теориях и фактах.
Другая важная составляющая – это построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника. Учитель может предложить учащемуся пройти тесты "Как ты готовишься к занятиям", "Организованный ли Вы человек", "Совы и жаворонки". Полученная информация поможет определить сильные и слабые стороны индивидуального стиля деятельности школьника, распределить экономно время, средства и силы, избавиться от перегрузок.
В ситуации интеллектуальных конкурсов наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося: высокий уровень самоорганизации, устойчивая работоспособность, сформированность внутреннего плана действий, навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.
Ситуация интеллектуальных конкурсов стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов, но усугубляется к тому же незнакомой обстановкой, ограниченностью времени на выполнение заданий, ответственностью. Волнение перед действием, эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности.
Не испытывая "предстартового" волнения перед важным делом, нельзя полностью реализовать свои возможности, поскольку именно оно способствует общему подъему настроения и боевому духу. Однако избыточная мотивация вызывает волнение. При слишком сильной заинтересованности в результатах человеку трудно отвлечься и думать о чем-либо другом.
Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения физиологических и психических неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно несколько ослабить мотивацию. С этой целью можно произвольно перенести внимание не на значимость результата, а на технические детали и тактические приемы.
Активная и сознательная деятельность человека по переработке информации препятствует фиксации его внимания на собственных переживаниях. Можно использовать и чисто технические приемы снятия напряжения: дыхательные упражнения, приемы медитации, отвлекающие факторы, физические упражнения.
Стресс может быть связан и с самооценкой учащегося: насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Задача педагога - помочь в создании позитивного эмоционального настроя, снизить страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции, приемам волевой мобилизации, управления психофизическим состоянием.
Для начала уточните, каково эмоциональное состояние и отношение к интеллектуальным конкурсам учащегося. Самостоятельно определить эмоциональное состояние и отношение к этому важному событию поможет упражнение "Самоактуализация". Предложите учащемуся закончить предложения:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем конкурсе...
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к конкурсу...
Я хотел бы узнать, как в период подготовки к конкурсу...
Я хотел бы узнать, как во время проведения конкурса...
Можно вместе с учащимися провести мысленную репетицию соревновательной ситуации: проиграть ситуацию предстоящей конкурса, начиная с вечера накануне выступления и до полного ее завершения, мысленно представляя самое удачное выступление. Это поможет снять повышенную тревожность и выявить неосознаваемые проблемы ученика. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать.
Каковы возможные трудности участия в интеллектуальных конкурсах для меня лично и как их облегчить? Мысленная репетиция позволяет воспроизвести чувства и осознать на уровне физических ощущений тела дискомфортные ситуации в предстоящем соревновании.
Одаренность — это особенность не только мозга и интеллекта, это другое устройство всей психики, хотя и почетная, но всё же тяжелая ноша. Одаренным детям часто приходится платить за эту особенность уже с раннего детства: нервные срывы, специфические проблемы со здоровьем, олимпиадное выгорание. Итак, что же мы имеем от участия в интеллектуальных конкурсах?
Долгожданную победу! Если ученик стал победителем или призером интеллектуальных конкурса, похвалите его и себя. Важно, чтобы результат очередного конкурса воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.
Прошедший конкурс обсуждается, разбираются наиболее интересные задачи, возможные другие способы решения. В школе желательно иметь стенд, посвященный интеллектуальным конкурсам, на котором будут представлены лучшие участники не только школы, но и района, Республики. Такая информация будет показывать перспективы участия в интеллектуальных конкурсах, формировать интерес и уважение к предмету у младших обучающихся.
Конечно, в интеллектуальных конкурсах разного уровня, как и в любом состязании, есть и победители, и побежденные. Если вы с учеником не стали победителем или призером, не нужно расстраиваться, победителями все не бывают. Порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.
Поражение - это позитивный опыт, который был получен, прекрасная возможность научиться чему-то новому. Помните, что отрицательный результат - это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Вы оценили свои возможности, и у вас есть время подготовиться, чтобы победить на следующей олимпиаде! Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение материала с удвоенной силой. Работать, работать и работать! И, тем не менее, не забывайте о том, что участие в интеллектуальных конкурсах - это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам.
Литература
Еремин В. В., Пашкова Л. В., Еремина И. В. Опыт дистанционной работы с учителями химии г. Москвы по развитию детской одаренности. – Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. - [Электронный ресурс].
Загорский В. В. Этюды о предметных олимпиадах. - [Электронный ресурс].
Комарова Т. В. Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развития способностей личности школьника//Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3. С. 13-19.
Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. – М., 1960.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия": 2000. - 232 с.
Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей / В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, 1996. – 136 с.
Приложение 1
ПАМЯТКА
«Как подготовить к интеллектуальным конкурсам одаренных детей?»
Условия подготовки к интеллектуальным конкурсам:
Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.
Подготовка к интеллектуальным конкурсам должна вестись систематически через организацию индивидуальной работы на уроке и через внеурочные занятия.
Работа по подготовке к олимпиаде будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности
Принципы при подготовке к интеллектуальным конкурсам:
Максимальная самостоятельность
Активность знаний
Принцип опережающего уровня сложности
Анализ результатов прошедших олимпиад
Индивидуальный подход
Формы и методы работы на уроке по подготовке учащихся к олимпиадам
Ø Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока;
Ø Разнообразные виды самостоятельных работ;
Ø Сообщения, рефераты, презентации;
Ø Работа с тестами;
Ø Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке;
Ø Творческие и олимпиадные домашние задания;
Ø Применение методов: частично-поисковый: привлечение к поисковой деятельности, исследовательский метод, проблемный, метод проектов;
Ø Проведение уроков в нетрадиционной форме.
Стратегия обучения решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности строится на следующих принципах: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
Советыопытных педагогов по подготовке учащихся к успешному участию в интеллектуальных конкурсах:
Совет 1. Начните с того, что определитесь, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с областью знаний, которую вы преподаете выбор будущей профессии. Это станет дополнительным стимулом для ребенка при подготовке е олимпиаде, позволит ему решать сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить свои знания в предмете, уточнить свой будущий выбор. Помните, что участие в конкурсах для учащегося – дело добровольное! Если учитель работает в классе давно, то таких учеников он знает, так как на его уроке они проявляют свои способности. Труднее, если учитель берет новый класс или, такой опыт есть во многих школах, учитель работает с группой детей, в том числе из классов, в которых сам не преподает. Тогда педагог может: провести беседу с учителями предметниками смежных дисциплин на предмет выявления учащихся с особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.
Совет 2. Проведите беседу с самим учеником, чтобы прояснить такие вопросы как: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка! Не настаивайте на его участие в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса, поймите его, ваш предмет —это не единственная сфера его интересов. К сожалению, некоторые педагоги этому совету не следуют: «если хочешь иметь отлично по моему предмету, то ты должен участвовать в олимпиаде», такие «угрозы» иногда можно услышать от некоторых педагогов. Хорошо, если в разговоре педагога и ученика примут участие и родители ребенка, ведь их поддержка, а где-то и помощь очень необходимо в данном случае (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные нагрузка при подготовке его к олимпиадам скажутся на здоровье ребенка не лучшим образом.
Совет 3. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше, за несколько месяцев. Ребенок должен идти на конкурс подготовленным, он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады. Это позволит ученикам избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки. К сожалению, нередки случаи, что ученик узнает о своем участии, например, чуть ли не накануне ее проведения.
Совет 4. Больше времени уделяйте логическим рассуждениям при выполнении заданий. Для успеха нужно выполнять нестандартные задания. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий.
Совет 5. Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения. Учить их очень внимательно знакомиться с условием задания, анализировать условия нестандартных заданий.
Совет 6. Разработайте и подготовьте дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации. электронные образовательные ресурсы, для подготовки к олимпиадам
Совет 7. Спланируйте работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам, определите время групповых и индивидуальных занятий, консультаций. Определите последовательность изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных учреждений.
Совет 8. Используйте при подготовке к интеллектуальным конкурсам школьников возможности дистанционных конкурсов по предметам. Это позволит нашим ученикам проверить свои силы и поверить в свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации.
Совет 9. Хвалите своих учащихся, участников интеллектуальных конкурсов, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.
Совет 10. Занимайтесь самообразованием, сами расширяйте свои знания в различных областях знаний, ведь науки не стоит на месте. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета, кстати, знания в области педагогики и возрастной психологии будут так же востребованы.
Совет 11. Большую значимость имеет работа с учащимися после олимпиады, которая должна включать: — аналитический компонент – обязательно проанализируйте успехи и трудности, определите условия, позволившие победить и причины трудностей, выработать рекомендации учащимся, родителям и педагогам по использованию полученного опыта участия в олимпиадах; — реабилитационный компонент – необходима индивидуальная работа с теми, кто не стал победителем и сильно переживает за это.
Приложение 2
ПАМЯТКА
«Как готовиться к интеллектуальным конкурсам (рекомендации участникам)»
Расслабтесь! Зубрежка разрушает ваши мозги
Вечер накануне и утро дня конкурса - самое подходящее время для того, чтобы расслабиться, поиграть со своей собакой или покататься на велосипеде с родственниками или друзьями. Не надо бодрствовать всю ночь перед конкурсом и разговаривать с совами, пытаясь вызубрить напоследок несколько фактов. Интеллектуальный конкурс - это приятное приключение, так что расслабьтесь и помечтайте о дальних тридевятых землях. Старайтесь каждый день уделять время для подготовки к конкурсу.
2. В здоровом теле здоровый дух
Лучший совет - это быть всегда в хорошей физической форме, придерживаться сбалансированной диеты и стараться не проводить много времени в Интернете или за книгами, так как это сильно понижает физический тонус. Здоровое тело способствует более острому и восприимчивому мышлению. Многие школьники считают, что не стоит есть перед олимпиадой, так как это является большой нагрузкой для желудка. Однако следует помнить, что мозг - это большая мышца, и для того, чтобы заставить работать его в полную силу, необходимо есть высококалорийную пищу. Я это говорю к тому, что ПЕРЕД КОНКУРСАМИ НАДО КУШАТЬ! Не оставайтесь голодными. Пустой желудок заставит трепетать каждый ваш нерв. Эта проблема, конечно, не касается абсолютно всех, но для многих такие важные события - как бы приятны они ни были - затрудняют процесс еды. В этом случае слушайте, следующая информация для вас! Во-первых, надо съесть плотный полноценный ужин вечером перед олимпиадой. В этом случае, даже если ваш желудок размером с наперсток, у вас будет запас калорий, по крайней мере, до середины следующего дня. Во-вторых, обязательно надо хорошо позавтракать: сок и что-то твердое, например, фрукты, а также углеводы (тост, пирожное, хлопья) или яйца. Старайтесь избегать жирной пищи, так как она тяжело переносится желудком.
3. Оденьтесь для успеха
Несмотря на то, что конкурс - это особое событие, вы не должны брать напрокат смокинг или вечернее платье. Даже платья и галстуки - это редкое явление на олимпиаде. Большинство детей - как мальчики, так и девочки - выбирают что-нибудь удобное. Хороший выбор - это брюки или юбка с чистой рубашкой или блузкой. Конечно, хочется выглядеть опрятным и красивым. Но будьте внимательны, чтобы по мере приближения к финалам вы не выглядели как перед выходом на сцену!
4. Сделайте глубокий вдох
Легко впасть в панику, когда слышишь вопрос, ответ на который не знаешь! «О нет, я не могу вспомнить самый большой город на Марсе!» Задержка дыхания или несколько судорожных вздохов - это нормальная реакция в данном случае. Если это случилось с вами во время олимпиады, расслабьтесь, сделайте глубокий вдох, соберитесь с мыслями и затем ищите подсказки в вопросах, которые помогут дать правильный ответ. Слушайте каждый вопрос в каждом раунде
5. Придерживайтесь своего первого ответа
Если вы не уверены, придерживайтесь того первого ответа, который приходит на ум. Верите вы или нет, исследования показывают, что школьники, которые меняют свои ответы или мечутся, пытаясь выбрать между двух ответов, во второй раз обычно выбирают неправильный.
6. Не смотрите на ваших друзей
Так как вы участвуете в соревновании, не смотрите на людей, которых знаете, особенно непосредственно перед или во время своей очереди. Попросите своих друзей, учителя, родителей и других членов семьи быть невидимыми для вас, выбрав места как можно дальше. Также попросите их фотографировать вас после олимпиады, а не тогда, когда вы пытаетесь вспомнить, какая страна граничит с Зимбабве на востоке (Мозамбик, конечно!). Пишите крупными буквами.
ПОМНИТЕ: невозможно провалиться на интеллектуальном конкурсе! Просто участвуя, вы уже приобретаете ценный опыт и имеете успех!
Воспринимайте участие в интеллектуальном конкурсе как жизненный рубеж.
Учитывайте биологические ритмы при подготовке (лучшее время с 9-00 до 13-00, с 16-30).
Соблюдайте режим дня. Сон должен быть не менее 8 часов.
Обратите внимание на питание. Ешьте больше сыра, салата, яблок, рыбы.
Научитесь по-новому смотреть на ситуацию. Вы не должны позволить событиям или другим людям помешать вам сосредоточиться во время прохождения олимпиады.
Стремитесь к разумной организации своего внутреннего состояния: не беспокойтесь, сконцентрируйтесь на решении поставленной задачи.
Не будьте максималистом: будьте терпеливы и снисходительны к себе. Ставьте реальные цели.
Старайтесь найти положительное даже в отрицательном результате.
Борьба со стрессом
Правильная реакция
Неправильная реакция
Отнестись к стрессу как к источнику энергии, воспринять как вызов
Оценивать ситуацию как трагически безысходную
Помнить, что какими бы ни были неприятности, они когда-нибудь заканчиваются
Не помнить плохого события
Не переживать о прошлых ударах судьбы, не тратить созидательную энергию, ожидая беды
Переживать прошлую и предстоящую беду
Если обстоятельства сильнее, смириться и искать выход
Нервничать, упорствовать
Знать свой темперамент
Не придавать стрессу значения
Больше общаться с близкими, друзьями. Помогать им посильно
Уединяться
Поделиться с близким человеком. Излить всё на бумаге и уничтожить её
Повторять многократно стрессовую ситуацию в воспоминаниях
Дать выход боли, занявшись активной деятельностью
Играть роль страдальца. Держать причину боли в себе
Поможет преодолеть стрессовое состояние классическая музыка, изобразительное искусство, юмор, живое существо в доме, природа, танцы
Отказаться от этого
Смотреть на свою жизнь только с хорошей стороны
Видеть свою жизнь, отдельные случаи с отрицательной стороны
Первая помощь в острой стрессовой ситуации
Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения (в любое место, где вы можете побыть один).
Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
Медленно осмотритесь по сторонам. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?
Набрав воды в стакан (или в ладони), медленно, сосредоточенно выпейте её. Сконцентрируйте своё внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и наклонитесь, расслабив шею, плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за дыханием. Продолжительность упражнения 1-2 минуты. Затем медленно выпрямитесь.
Антистрессовая релаксация
Лягте поудобнее в тихом, слабо освещённом помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений.
Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз, затем отдохните около 20 секунд.
Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом, пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чём не думайте.
Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь испытываемым ощущением около 30 секунд.
Далее наступает «пробуждение». Сосчитайте до 30. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя добрым. Неприятное напряжение исчезнет»