kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации «Подготовка учеников к дистанционным конкурсам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концертное, конкурсное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определённым комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования.

Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Какими путями добиваться того, чтобы выступление доставило удовлетворение и ученику, и педагогу?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Подготовка учеников к дистанционным конкурсам» »

4


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Г. ХАБАРОВСКА

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ОТРАДА»













Методические рекомендации


«Подготовка учеников к дистанционным конкурсам»








Составила: Титова С.А.

педагог дополнительного образования

















г. Хабаровск 2014 г.

Концертное, конкурсное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определённым комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования.

Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Какими путями добиваться того, чтобы выступление доставило удовлетворение и ученику, и педагогу?

Многие факторы оказывают влияние на исполнительство. Не говоря уже о музыкальных способностях ученика, большое значение имеют и его физическая и нервная конституция, общий культурный, интеллектуальный уровень, всё, что составляет особенности его индивидуальности. Но решающим, доминирующим фактором является метод обучения музыке.

Публичное выступление – есть итог всей системы обучения ребёнка музыке, где всё взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, слышания, памяти, двигательных навыков, контроль педагога над режимом и дисциплиной домашних занятий.

Значит, нужно проследить весь путь, начиная от выбора программы, и, кончая поведением на эстраде.

Удачно выбранная программа – один из важнейших залогов успеха. Составляя учебный план, педагог включает в него произведения, которые ученик будет готовить для зачёта, экзамена, концерта, конкурса, произведения для классной работы, либо для преодоления определённых недостатков, либо для закрепления достижений.

Очень важно эмоциональное отношение ученика к выбранному произведению. Полюбившаяся пьеса будет выучена быстрее и лучше, чем та, которая кажется ему неинтересной. Но, чтобы вызвать интерес, увлечь ученика этой пьесой, нужно дать возможность услышать её.

Итак, цель намечена. Но даже самые яркие образы, интересные рассказы ни к чему не приведут, если не найдены средства для воплощения замыслов.

Процесс разбора является едва ли не самым важным этапом в разучивании музыкального произведения. Как качество всходов обусловлено посевом, так зерно удачи заложено в первом знакомстве с текстом пьесы. Каждый педагог требует внимательного отношения к аппликатуре, отмеченной в нотах. Если пальцы не выписаны, это означает, что предполагается их естественная последовательность. А для того, чтобы понимать эту последовательность, нужно знать аппликатуру гамм, аккордов, арпеджио. Чаще всего нерациональная аппликатура наблюдается у учащихся в стаккатной фактуре. В таких случаях полезно предложить ученику сыграть легато вместо стаккато, и последовательность аппликатуры станет ясной. Требуя от ученика точного выполнения указанной в нотах аппликатуры, сам педагог не всегда должен слепо ей следовать – теоретически верная, она может оказаться затруднительной для строения рук данного ученика. В таких случаях следует записать изменения в нотах. Исключением являются полифонические пьесы, где нельзя руководствоваться кажущимся удобством, она может оказаться непригодной для правильного голосоведения.

Одно из основных средств выразительности в музыке – артикуляция (отчётливое звукоизвлечение). К сожалению, нужно признать, что запас артикуляционных приёмов у учеников беден и однообразен, тогда как окраска звучания легато, нон легато и стаккато требует разнообразия и гибкости. Как часто слышишь лёгкую напевность там, где нужна глубокая кантилена, слышишь мягкость там, где звучание должно быть сухим, маркатированным, стаккато всегда одной окраски, нон легато безотносительно к длительности ноты, к её функции. Ученик должен владеть такими видами артикуляции, как: глубоким, певучим легато; чётким, членораздельным легато; глубоким весовым нон легато, при котором трудно уловить точное окончание звука, и нон легато метрически точным, при котором звучание равно половине длительности; мягким стаккато, стаккато, схожим со звучанием скрипичного, исполняемым без движения запястья, и очень коротким стаккато, схожим со скрипичным пиццикато.

Задача педагога – научить ученика включать нужную группу мышц, перестраивать их работу, включая предположением, крупные мышцы, расположенные в пястье, научить пользоваться большим или меньшим весом руки – т.е. научить всему, что составляет игровые приёмы, необходимые для реального воплощения нужного звучания.

Как в домашних занятиях разучивать музыкальное произведение – целиком или по частям? Споров быть не может – требует членения.

Н.Перельман в своей книжке «В классе рояля» пишет: «Хорошо разучивать – это умело расчленять материал, расчленённый, он мягко затем сочленяется. Плохо разучивать – безумно дробить материал, раздробленный, он с трудом затем пригоняется». Ещё не зная твёрдо всего текста, ученики довольно бойко играют начальные такты пьесы, а затем всё хуже, т.е. успевают поучить только первые 2-3 фразы. Значит, полезно давать им в обратном порядке, т.е., начиная с последней фразы, либо с наиболее трудной части пьесы. И, конечно, обязательно хоть раз в день сыграть всю пьесу целиком. Умение правильно расчленить пьесу требует понимания границ фразы, формы музыкального произведения. Границы фразы, вопрос-ответ, простейшая 2-х и 3-х частная форма – понятия, доступные 6-летним детям. В последующие годы обучения систематическое накапливание знаний даёт возможность ученику понять и запомнить основные правила тонального плана 3-х частной формы и т.д. и т.п.

Также последовательно и систематически следует заниматься развитием гармонического слуха. Понимание формы и хотя бы в общих чертах тонального плана музыкальных произведений способствует воспитанию и развитию логической памяти.

Значение памяти для уверенного самочувствия во время публичного выступления, несомненно, одно из главенствующих.

Как учить на память?

Каждый пианист учит музыкальную пьесу на рояле по нотам и затем на рояле без нот. Дети, особенно те, у которых слабая слуховая или двигательная память, затрачивают много времени на заучивание наизусть. В их домашних занятиях сознание участвует ничтожно мало, работа чисто механическая, процесс длительный, а результат мизерный. Такая работа скучна, а скука – враг усвоения.

Н.Гофман предлагает ещё такие способы: по нотам без рояля и без нот и без рояля. Эти способы направлены на активную работу сознания и внутреннего слуха.

1-й способ – по нотам без рояля – можно разделить на 2 этапа:

закрыв рояль, играть на крышке по нотам;

убрав руки с крышки рояля, мысленно играть, глядя в ноты.

2-й способ – без нот и без рояля – гораздо сложный и требует постепенной подготовки. Для начала ученик играет на крышке рояля без нот. Затем задача усложняется: также на коленях. Следя за чередованием пальцев, педагог легко обнаружит ошибку. Пропускать ошибку нельзя. Следует остановить ученика, предложить заглянуть в ноты и затем повторить непрочно запомнившееся место. Овладев такими вспомогательными способами, можно попробовать играть пьесу мысленно или в «голове», как называют ученики. Проверить это несложно. Ученик играет пьесу на рояле. Через несколько тактов педагог хлопает в ладоши, и ученик продолжает играть мысленно. Затем – снова хлопок, и снова – на рояле. Так, чередуя игру реальную и мысленную, сыграть всю пьесу. Этот способ запоминания, безусловно, самый надёжный. Ученик после него чувствует себя на сцене гораздо спокойнее тех, кто учит механически (особенно средние и старшие классы).

Для детей с неразвитым внутренним слухом, низким интеллектуальным уровнем можно предложить механический приём: расчленив пьесу и пометив каждый отрывок цифрой, спрашивать с любой цифры без нот – «в разбивку». Иногда в этюдах встречаются секвентные пассажи или стереотипные построения, которые можно показать ученику так, что он сможет сыграть их ещё до разбора, не глядя в ноты.

Например: Этюд № 26 Беренс (т.33-40)

Предложить сыграть сексты (1-5) по белым клавишам в пределах 2-х октав. В таком же порядке – терции (2-3). Затем чередовать сексту и терцию. Также можно разучить и нисходящий пассаж, построенный на Ум.5/3. Например: Этюд № 5 К.Черни соч.299 (т.39-42).

Педагог играет мелодию и просит каждый её звук сыграть 1-ым пальцем. Затем от каждого звука мелодии просит сыграть восходящую гамму в 1 октаву на белых клавишах, не глядя в ноты. Левой рукой сыграть нисходящую гамму До мажор от «до1» - «дом», каждый звук 5-м пальцем. Затем от каждого звука гаммы сыграть восходящую гамму в одну октаву на белых клавишах. Усвоив, таким образом партию каждой руки, ученику обычно удаётся сыграть это трудное место сразу двумя руками без нот. Этюды с таким видом, как короткие арпеджио, очень полезно разбирать сначала аккордами.

Например: Этюд Черни-Гермер № 35. Этюд Черни Соч.299,№3. Этюд Лешгорн ор.66,№9.

Умение «смотреть вперёд», охватить сразу группу нот не только помогает более быстрому запоминанию, развивает навыки чтения с листа, но что особенно важно, обобщение ряда отдельных звуков в единое целое (аккорд), изменение мысленного восприятия фактуры благотворно сказывается на беглости, так как мозг посылает приказ не каждому отдельному пальцу, а движению руки для охвата целой позиции или пассажа.

Мы, педагоги, часто повторяем ученикам: «Слушай себя». Умение слушать себя – процесс, так сказать, трёхступенчатый. Он включает в себя три фразы: Мысленное представление звучания, приказ мозга к действию, нужному для воплощения представления, контроль исполнения.

Умение «думать вперёд», слышать звучание до его реального воплощения, владение средствами, самоконтроль не позволяют волнению разрушить большой труд, затраченный на подготовку к выступлению. Нельзя от каждого ребёнка, подростка, не обладающего музыкальными способностями, ожидать исполнения яркого, но научить играть осмысленно, с пониманием характера, настроения, стиля исполненной музыки можно; привить культуру звука, музыкальный вкус можно каждому ученику.

Однако близится день выступления, программа готова, и пора подготовить психику ученика к ответственному испытанию.

У детей в очень раннем возрасте, с 2-3 лет появляется склонность к театральной игре. Разве не театр игра в куклы, в солдатики, где ребёнок одновременно и автор, и режиссёр, и актёр? Выступление на экзамене, на концерте младшие школьники воспринимают как интересную игру, в которой они охотно участвуют. У учеников младших классов волнение (за редким исключением) носит характер ожидания праздничного, радостного события. Волнение такого рода не тормозит работу слуховой или двигательной памяти. Сложнее обстоит дело со старшеклассниками.

Эстрадное волнение для неопытного исполнителя страшно тем, что застаёт его неподготовленным к вмешательству новых непривычных эмоций, затуманивающих сознание, мешающих сосредоточиться.

Обычно педагоги напутствуют ученика – «ты только не волнуйся» - и тем самым «мы» поддерживаем в нём чувство ожидания события, которое должно внушать беспокойство, страх. Практика показала, что лучшие результаты дают наставления обратного порядка: «Волнуешься? Очень хорошо, так и нужно. Если не будешь волноваться, будешь играть бледно, скучно. Слушай себя, «думай вперёд» и волнуйся, тогда будешь играть хорошо и интересно».

Необходимо проводить беседы о волнении, как обязательном спутнике любого выступления, о том, что самые великие артисты всегда волнуются; о том, что замечательная артистка Яблочкина, когда ей было 90 лет, сказала: «Если я перестану волноваться, выходя на сцену, значит, я перестала быть актрисой и нужно уходить со сцены».

Благодаря таким беседам волнение не исчезает, но приобретает другой характер: уходит слепой страх, на его место приходит ощущение волнения, как чувства нормального, естественного волнения. Для этого нужно за неделю-полторы до выступления устраивать «генеральную репетицию». Хорошо, если при этом присутствуют ещё ученики или родители, которые играют роль «комиссии».

Педагог должен настроить ученика: «Сейчас ты будешь играть на концерте (или на конкурсе). Я тебе уже ничем помочь не могу, не смогу ничего подсказать, исправить. Ты сам за себя отвечаешь. Волнуйся и сохраняй ясную голову». Затем желательно выдержать паузу и официальным тоном объявить фамилию и имя ученика, класс программу – т.е. создать обстановку выступления. После этого ученик начинает заметно волноваться, выражение лица становится серьёзным, чувствуется, как он внутренне собрался. Однако, стоит педагогу во время игры не сдержаться и где-то шёпотом сделать замечание, как приподнятость на глазах улетучивается, исполнение блекнет – т.е. педагог разрушил у ученика чувство личной ответственности, и тренаж можно считать не состоявшимся.

Такие тренировки нужно предлагать ученику проводить дома, за 3-4 дня до выступления представить зал, публику, почувствовать себя на эстраде, заволноваться и сыграть всю программу. В тех случаях, когда ученик не умеет вызвать в воображении обстановку выступления, можно устроить лишний раз «генеральную репетицию».

А что делать с учениками ленивыми, безответственными? Если он за 2 дня до экзамена спотыкается? – где уж тут интересная репетиция? Необходимо проводить большую работу - беседы, разъяснять влияние изменения окружающей обстановки на работу памяти. Например: «Если в классе играешь хуже, чем дома, то в зале при чужих педагогах будешь играть ещё хуже».

Постращать полезно, но лишить веры в себя нельзя и после насыщенного урока нужно выразить уверенность в том, что ученик дома сумеет также внимательно, как на уроке, закрепить всё, что добился при педагоге и сможет сыграть всю программу хорошо.

Маломузыкальных детей больше всего волнует память, боязнь забыть сковывает ученика. Но всё же забывание на эстраде может постигнуть. В таком случае главное – помнить, что играя на публике, ничего нельзя исправлять. Иногда на репетиции может с учеником произойти казус – забыл, споткнулся, смазал, но он не ищет, не исправляет, не повторяет, а спокойно продолжает играть. Обязательно нужно за это похвалить и тем самым вселить в него уверенность и спокойствие. Благодаря этому боязнь забыть не будет назойливой, мешающей мыслью. Думать о страхе всегда опасно, «игра наизусть» и нужно всячески подавлять в себе мысли о провале, о страхе.

«Страх – это только чувство ненадёжности и, может быть ненадёжности только одного отрывка или даже одной фразы…, но фраза эта будет мучить до тех пор, пока вы её не одолеете».

В день выступления очень важна спокойная атмосфера дома, в семье. Некоторые чрезмерно честолюбивые мамы, бабушки умеют взвинтить нервную систему самого уравновешенного ребёнка. Не следует будить в ребёнке дух конкуренции. Такие побуждения исполнению не помогут, а воспитанию человеческих качеств, безусловно, повредят. Об этом нужно проводить беседы с родителями.

Необходимо разъяснять старшим ученикам не прибегать к употреблению успокаивающих лекарств, т.к. нельзя точно предугадать эффект, который они окажут: в результате может быть мышечная или эмоциональная вялость. Гораздо более верное действие окажет спокойное, уверенное настроение педагога, которое передаётся ученику, и проведённая заранее «психотерапия». (Зачитать стр. 54 Вера Харитоновна Разумовская.)

Соблюдение этих условий будет способствовать умению дольше сохранить активное физическое и психическое состояния, которые способствуют процессу формирования игровых движений.

Для успешного проведения определённого вида работы необходимо поддерживать состояние уверенности в благополучном его завершении.

В наше время, благодаря сети Интернет, получили широкое распространение дистанционные конкурсы. Ученики моего класса с удовольствием принимают в них участие.

Каждое дистанционное мероприятие – это очередная ступень к развитию творческого потенциала, ключ к успеху.

Предлагаю видеоматериалы выступлений моих учениц, принимавших участие в VII Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» и в Международном творческом конкурсе «Мир одарённых людей».



https://yadi.sk/d/jv2Q5DA0UBVhH Исакова Ева (6 год обучения) Ф. Шопен «Ноктюрн» (до# мин.)

https://yadi.sk/d/o1rkXW7LUBVqw Михайлова Мария (4 год обучения) и Мороз Наталья (7 год обучения) Н. Смирнова «Бразильский карнавал»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации «Подготовка учеников к дистанционным конкурсам»

Автор: Титова Светлана Александровна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 162978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Научный проект по теме : " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" "
    ["seo_title"] => string(126) "nauchnyi-proiekt-po-tiemie-ispol-zovaniie-sriedstv-ikt-v-protsiessie-podghotovki-uchashchikhsia-k-matiematichieskim-olimpiadam"
    ["file_id"] => string(6) "110701"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406465883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства