Методическая разработка: «Педагогические принципы социальной работы».
Методическая разработка: «Педагогические принципы социальной работы».
Если говорить о педагогическом мастерстве и о качествах, которыми должен располагать человек, занимающийся социальной работой, то речь не идет о каких-то завершенных качествах характера: например, умение общаться. Сколько мы живем, столько мы учимся общаться. Умение находить общий язык с разными социальными слоями, это важная черта – но это то, чему мы всегда будем учиться. Когда мы будем говорить о характеристиках социального работника, то это имеется в виду предрасположенность или направленность личности к данной характеристике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Если говорить о педагогическом мастерстве и о качествах, которыми должен располагать человек, занимающийся социальной работой, то речь не идет о каких-то завершенных качествах характера: например, умение общаться. Сколько мы живем, столько мы учимся общаться. Умение находить общий язык с разными социальными слоями, это важная черта – но это то, чему мы всегда будем учиться. Когда мы будем говорить о характеристиках социального работника, то это имеется в виду предрасположенность или направленность личности к данной характеристике.
Работая в социальной сфере, мы должны обладать рядом черт, включающих например, естественную потребность помогать людям, способность облегчать их существование и социальное взаимодействие, поддерживать чувство собственного достоинства и развивать его социальную ответственность. Специалисты выделяют три основных качества, которыми он должен обладать:
соответствие направленности в области человек – человек, то есть гуманистическую направленность;
компетентность, включающую знания и умения, как в области социальной работы, так и в смежных сферах,
умение устанавливать адекватные межличностные и конфиденциальные отношения в различных ситуациях общения.
Итак, педагогическое мастерство включает в себя, прежде всего:
1. Способность к постоянному саморазвитию. Педагог это тот, кто всегда не готов, сколько бы он не готовился, так как меняются люди, меняется культура.
2. Гибкость мышления. Зачастую на готовые проблемы у нас есть готовые, запрограммированные в нашем мышлении ответы. В нашей работе у нас должна быть гибкость.
3. Коммуникативность (умение общаться) и коммуникабельность (умение заинтересовывать общением, т.е. умение поддержать разговор на любую тему). Умение общаться, находить общий язык с окружающими, является важной категорией в любой педагогической деятельности, так как практически все стороны обучения и воспитания опосредованы общением. Общение является центральным звеном и в социальной психологии, так как порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга. Наш контингент достаточно закрытый, поэтому чтобы попытаться им помочь очень важно уметь находить с ними общий язык, суметь открыть их, сделать так, чтобы они смогли вам доверять. Если исходить из определения общения - взаимодействие двух и более людей с целью обмена информации и удовлетворение особой потребности человека – контакт с другими, то нельзя сказать, что есть люди, не нуждающиеся в общении.
4. Терпимость. Важным профессиональным качеством является социально-психологическая терпимость, которая в существенной мере определяет эффективность педагогического общения в целом. В процессе нашей работы многие критические ситуации создаются именно в силу неумения педагога встать на позицию собеседника, отнестись к иному мнению непредвзято – то есть вследствие отсутствия терпимости как личностного свойства характера.