kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов, как личностно – ориентированное развитие ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деление опытом  с учителями о проэктах и их применение в образовательной среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов, как личностно – ориентированное развитие ученика.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

села Красный Октябрь Буденновского района»

Ставропольского края






Метод проектов, как личностно – ориентированное развитие ученика.












Пушечкина Виктория Викторовна







Содержание:

I. Теоретическая часть.

1.1.Введение.

1.2.Научное творчество в школе.

II. Практическая часть.

2.1.Метод проектов, как личностно-ориентированное развитие ученика.

1.Метод проектов.

2.История методов проектов.

3.Понятие «Методов проектов».

4.Разработка методов проекта.

5.Основные этапы выполнения проекта.

6.Роль учителя при выполнении проекта.

7.Роль учащихся в выполнении проекта.

8.Оценка выполненного проекта.

9.Разработка плана проведения проекта в школе.

10.Защита учебных проектов.

11.Требования к докладчику.

III. Заключение.

3.1.Опыт своей работы.

3.2.Вывод.

IV. Список используемой литературы.














1.1.Введение.


Качество образования оценивается не по

объему знаний учеников, а по потребности и желанию узнать и способности учиться.

Р.Ливингстон

Условия социализации и условия жизни учащихся изменяются быстрым темпом. Влияние этих изменений на работу на уроке знакомо каждому учителю. Изменения в обществе смыкаются с внутри школьными изменениями: нормативные ориентировки и идентификации, которые предлагает общество подрастающему поколению, становятся все более расплывчатыми. Дети и подростки получают сегодня разносторонние впечатления, как по каналам средств массовой информации, так и благодаря возможностям относительно улучшившейся в потребительском отношении жизни. Но для них все труднее становится перерабатывать эти впечатления и установки в опыт.

Дети и подростки видят, слышат и испытывают сегодня уже в юные годы гораздо больше, чем их родители, не говоря уже о более старшем поколении. Они каждый день получают огромное количество информации, которой наполнена окружающая среда. Недостающую часть информации они получают из телевизора. Но эта современная форма «познания» мира осложняет духовно-целостное взаимодействие с людьми и предметами. Изменяющиеся условия социализации и жизни оказывают воздействие с далеко идущими последствиями на чувство жизни и картину мира подростков, впрочем, так же, как и на их отношение к школе, работе и профессии. Субъективизм и эмоциональность занимают все более значительное место в жизни молодого поколения.

Расширение возможностей для самостоятельных действий, которое характеризуется в основном как позитивное, в растущем диапазоне пересекается с развитием, которое называют «внутренней колониализацией». Личная жизнь все более контролируется средствами массовой информации, анонимными организациями, государственным аппаратом, рынком, модой; квартира, одежда, поездки, работа, еда, свободное время, отношения полов и поколений формируются по-новому, и это неизбежно влияет на образ мыслей, чувства и мечты. Это развитие открывает подросткам не только новые арены

действий, оно производит на свет « муки выбора», и , тем самым, новые и трудно обнаруживаемые зависимости. Установка на моду и СМИ, и все более укрепляющееся желание самоутверждения вопреки миру взрослых идут рука об руку.

Сегодня все труднее быть ребенком и становиться взрослым, потому что условия социализации и условия жизни становятся все более импульсивными, и, в то же время, все более нестабильными и необозримыми.

Все это оказывает влияние и на учителя, которому все труднее обучать. Провести интересный урок стоит много сил и энергии, потому что приходится конкурировать с изощренными возможностями, которые предлагают средства массовой информации и бизнес развлечений. Школа скучна для большинства учащихся, но социально приемлемой альтернативы для них нет, хотя принцип жизни общества, которое мы сейчас формируем, в том и состоит, чтобы при скуке и перенасыщении уметь переориентировать производство товаров потребления и услуг на все новые альтернативы.

1.2.Научное творчество в школе


Научное творчество… Правомерна ли такая формулировка? Не является ли она своеобразным оксюмороном, ведь в искусстве личность творца, художника противопоставлена образу учёного: наука - некое строгое знание, а творчество - неповторимое волшебство, воплощение свободной фантазии и парения мысли. В контексте данной статьи сочетание «научное творчество» возникло не случайно, так как точно называет вполне определённую практику, существующую в современной школе.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Наука – то, что поучает, даёт опыт, урок. Вперёд тебе наука. Пусть этот случай будет тебе наукой»; «Научный - основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки», а «Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Из приведённых определений следует: научное творчество - это не что иное, как генератор идей, содействующий развитию научной мысли; деятельность, направленная на создание нового, на открытие ранее неизвестного. Научное творчество - колыбель будущего крупного учёного. Во всех смыслах введённое понятие представляется лучшим определением для того, чем школа позволяет заниматься учителю и ученику сегодня.

Профессия педагога во все времена требовала, чтобы человек постоянно пополнял свои знания. Сложно быть хорошим учителем, если не стремишься узнать как можно больше нового, актуального для современного состояния науки, важного для учеников. Однако ни для кого уже не секрет, что в XXI веке школа не только способствует расширению научного кругозора учителя, но и требует того, чтобы учитель был учёным.

Направление научного поиска учащихся, подготовка ребят к участию в научно-практических конференциях – то, без чего работу в школе сегодня уже трудно представить. На мой взгляд, обозначенный вид педагогической деятельности - настоящее спасение для того учителя, который не просто изо дня в день делает доступным для детского восприятия материал учебника, но хочет быть в курсе современных научных теорий, направлений, мыслей и живёт по закону Сенеки «УЧА, УЧУСЬ».

Известный физик, основоположник квантовой теории Макс Планк писал: «...Каждый исследователь вносит свой вклад в науку не только собственными открытиями, но и теми открытиями, к которым он побуждает других». Почему бы не посмотреть на эти слова с точки зрения профессии учителя: быть серьёзным учёным-теоретиком и школьным учителем-практиком, наверное, невозможно. Однако школьному учителю, если он исследователь в душе, выпадает счастье помогать делать открытия тем, кто находится рядом.

Есть замечательное высказывание: «Некоторые дети так любят школу, что хотят оставаться в ней всю жизнь. Из них-то и выходят ученые». Это действительно так. Учёный – тот, кто стремиться познать и объяснить загадки окружающего мира; это человек, который всю жизнь остаётся ребёнком и неустанно задаёт себе вопрос ПОЧЕМУ? Вырастая, многие перестают быть почемучками. А жаль, ведь исследовательский потенциал в детстве есть у каждого. Если учитель смог увлечь процессом научного познания, ребёнок раскроется как исследователь и обязательно сделает своё, пусть на первый раз маленькое открытие. Кто знает, быть может, это будет первый шаг будущего крупного учёного, который со школы сохранит детскую пытливость ума.

Как же организовать научное творчество ребёнка?

Каждый учитель хорошо помнит свои студенческие годы и переживания от «брожения» мыслей в голове в момент написания курсовой или дипломной работы. Понять растерянность школьника, занимающегося исследованием, не так уж сложно. Задача учителя – успокоить, направить, помочь, оставив право открытия за ребёнком.

Не тайна, что иногда при написании исследовательских работ учитель становится чашей, из которой ученик черпает готовое. Особенно часто подобное происходит со старшеклассниками, когда они впервые пишут научную работу, не знают, как это делать и, ссылаясь на свою беспомощность или занятость, вынуждают учителя практически писать работу за них. Чтобы избежать возникновение такой ситуации, нужно стимулировать ребят заниматься научной деятельностью не в старших классах, а в среднем звене: активность многих 5, 6, 7-классников – бесценное топливо для двигателя научной мысли. Стремление свернуть горы и найти необходимую информацию - это то, что роднит юного исследователя с настоящим учёным-новатором. Кроме того, взгляд ребёнка всегда чище, проще, наивнее взгляда взрослого. Дети в силу своей неискушённости часто останавливаются на том, что важно.

Написание исследовательских работ по тем законам, которые существуют в вузе (ученик пишет, а учитель корректирует и направляет научный поиск), – это процесс взаимообогащения, расширяющий кругозор всех, кто вовлечён в работу. Говоря же о деятельности учителя, добавлю, что эмоции получаешь очень хорошие, если не непосредственно твоя исследовательская работа, а работа ребёнка, которого направлял, получается, когда видишь, что ученику интересно.

Сегодня научное творчество в школе занимает очень важное место. Современная школа – своеобразная исследовательская лаборатория, чьи достижения в области научных исследований нередко рассматриваются на государственном и международном уровнях: конкурс научных работ «Учительской газеты», Международный конкурс детской рукописной книги «Хорошо быть полиглотом».

2.1. Метод проектов, как личностно – ориентированное развитие ученика.

1.Что такое метод проектов?

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

 2. История метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

3.Понятие «Метод проектов»

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность .

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде .

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

4.Разработка метода проектов

Основные требования к использованию метода проектов

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7.Использование исследовательских методов :

* определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

* выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

* оформление конечных результатов;

* анализ полученных данных;

* подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

5.Основные этапы выполнения проекта

При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

Этапы выполнения проекта



Этап

Задача

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя


1

2

3

4


Начинание

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает


Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе),

наблюдает


Принятие

решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Наблюдает, консультирует


Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)


Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)










Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект, участвуют в

коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта







6. Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно продемонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

7.Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

8. Оценка выполненного проекта

Как отмечает Чечель З.И, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 - 100 баллов - «5»; 70 - 85 баллов - «4»; 50 - 70 баллов - «3»; менее 50 баллов - «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.


9.Разработка плана проведения проекта в школе.

С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо продуманного плана возможно эффективное управление проектом и получение нужного результата.

10. Зашита учебных проектов

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

На этом этапе производится защита курсовой работы участниками проекта на экзамене по соответствующему спецкурсу во время экзаменационной сессии, готовятся рецензии и отзывы на представляемую программу и ее описание, дается оценка проекту членами аттестационной комиссии.

Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства пользователя. Рассмотрим наиболее общие из них.

Во-первых, предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с логикой авторского изложения, подан, представлен пользователю в соответствии с этой структуризацией. Пользователь должен свободно ориентироваться в программе, для чего его следует ознакомить со стратегией освоения предлагаемой информации

Интерактивность, «дружественный» интерфейс, продуманная система помощи, подсказок, комментарие неотъемлемые составляющие эргономики разрабатываемого проекта. Сюда же можно отнести требования к дизайну программы: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий «читабельность» текста, тщательность исполнения картинок, заполняющих экранное пространство, высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов. Любой, даже самый увлекательный, сценарий потеряет свою притягательную силу, если не соблюдены элементарные эргономические требования к компьютерной программе.

Не менее значимо и техническое исполнение: обеспечение бесперебойного режима работы, надежность программы, грамотная компиляция продукта.

Таким образом, приступая к реализации проекта, научный руководитель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа. И то, и другое концентрируется в форме бланка технического задания.

Кроме того, необходимо обратить внимание на единство стиля. Каковы же пути достижения единства стиля, определяемые большинством дизайнеров?

Создайте тему, определите ее графическое решение своеобразный лейтмотив создаваемого ресурса. Проверьте, соответствует ли найденное решение смысловому содержанию, отражает ли его суть. Определите, соответствуют ли элементы оформления выбранной визуальной теме, гармонично ли «вписываются» в общий дизайн, не выглядят ли чужеродными элементами.

В ходе проектирования образовательных Web-ресурсов не следует забывать о ряде требований, соблюдение которых может быть приравнено к следованию авторами правилам хорошего тона. Прежде всего для сетевого проекта важны:

* простота и согласованность, особая привлекательность титула (по статистическим данным, если пользователь Web-ресурсов, заглянувший на ваш сайт, не задержался там долее 30 секунд, можете не рассчитывать на то, что завладеете его вниманием в дальнейшем);

* правило двух щелчков в маршрутизации (гиперссылки в начало текста!);

* красочность и увлекательность: избегайте «скучных» формулировок, непонятных аббревиатур;

* правильность, грамотность речи;

* уважение авторских прав, культура цитирования;

* «бесшовность»: последовательность в визуальном представлении.

Общие требования к дизайну: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов (начертание и размер), обеспечивающий «читабельность» текста, выбор оптимального формата и размера графических объектов, заполняющих экранное пространство, высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов.

Из выше сказанного можно катко выделить внешнюю оценку проекта и создать итоговую оценочную таблицу проекта

· Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

· корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

· активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

· коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

· характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта (при групповом проекте);

· необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

· доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

· эстетика оформления результатов проведенного проекта;

· умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы(при групповом проекте).

11.Требования к докладчику:

Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне?

Вот только некоторые из них:

· энтузиазм, · организованность, · настрой на аудиторию, · гибкость, · правильный язык телодвижений,

· хороший словарный запас, · разнообразие тона голоса, · настрой на достижение цели.


3.1.Опыт своей работы.

Девиз: «Твори, выдумывай, пробуй»

Начнем рассмотрение моей системы с внеурочной деятельности со школьниками, так как именно в этом виде деятельности можно реализовать систему научного творчества школы в полной мере.

Когда я пришла в школу, у нас не велась научная работа со школьниками, и мне захотелось работать в данном направлении. Поэтому в школе была создана школа научного творчества «Искатель». Она объединила всех ребят, интересующихся научно-исследовательской деятельностью и техническим творчеством.

Для классификации научных работ в школе мною была использована методология высшей школы, используемая в МАИ. Были разделены на отдельные виды научно-исследовательские работы, результатом которых должно являться новое знание, и проектные работы, результатом которых является готовый продукт, который может быть и информационным, и материальным.

Для того чтобы ученик смог заниматься наукой серьезно, необходимо с как можно раньше научить его основам исследовательской работы, ее методологии, структуре. Подготовкой к научно-исследовательской работе и занимается школа исследователей. В ее рамках ребята начинают заниматься подготовкой с 1 класса. В начальной школе они изучают пропедевтический курс, который включает небольшие исследования, эксперименты соответствующие темам, изучаемым ими на предмете «Окружающий мир». Здесь ребята знакомятся с примерами различных направлений научно-исследовательской работы и приобретают опыт работы с различными приборами, устройствами и моделями. Работа с учащимися начальной школы очень интересна, именно поэтому занятия с младшими школьниками я беру на себя.

С 5 по 9 класс учащимся предлагают дополнительные курсы, которые изучают предметы на стыке наук, такие как «Математика и искусство» и другие. Здесь важно показать школьникам связь различных предметов.

Параллельно с подготовкой к проектным работам занимается клуб технического творчества «Искатель». Обучение в этом клубе начинается в начальной школе с изучения основ моделирования и конструирования. На этих занятиях школьники изучают основные виды моделей и конструкций различных аппаратов, знакомятся с основными приемами моделирования и конструирования, с работой с различными материалами.

Знания, получаемые на этом курсе, позволяют им проводить уже полностью самостоятельные исследования.

Безусловно, в научной работе школьникам важно показать практическое приложение тех знаний и умений, которые они получили на занятиях в школе исследователей и клубе технического творчества. В процессе всего обучения с 1 по 11 класс ребята также выполняют индивидуальные или групповые научные работы. В зависимости от уровня подготовки ребята могут выполнять проекты либо под полным руководством учителя (в начальной школе), либо при поддержке учителя (в средней школе), а в старших классах проекты выполняются практически полностью самостоятельно. Это возможно не только в силу их возрастных особенностей, но и в большей степени благодаря тому, что так построена структура научной работы в гимназии.

Как вы видите, структура работы в школьных научных подразделениях позволяет включить в научную деятельность всех детей, а не только одаренных. Действительно, любое научное открытие и техническое достижение не мыслимы без работы колоссального количества людей, чей труд также неоценим, как и труд главных конструкторов и ведущих ученых.

Очень важным достижением в работе со школьниками я считаю установление связей с музеями, библиотеками.

Важным моментом в поддержании интереса детей к научно-исследовательской работе и техническому творчеству является организация и проведение выставок, участие в научных конференциях. Современный мир невозможен без качественного труда. Именно проведение соревнований, конференций и других подобных мероприятий позволяет детям убедиться в качестве выполненной работы, увидеть как та или иная ошибка в их работе, приводит к ухудшению результатов в целом, повышает мотивацию к самоконтролю.

Для того, чтобы у учащихся вырабатывались навыки публичных выступлений мы начинаем работу с школьных конференций.

· Для учащихся начальной школы – недели науки и техники. Начинаются эти недели с простых опытов и экспериментов, проводимых ребятами 1-4 классов. В продолжении свои опыты и проекты представляют старшие ребята в целях повышения интереса учеников начальной школы к науке и технике. Завершают недели отчетные запуски и соревнования моделистов клуба «Искатель»

· Для учеников среднего и старшего звена проходит конференция «Науки юношей питают…» – своего рода отчетное мероприятие, где все учащиеся, работающие над научными проектами, показывают свои результаты

Важным стимулом является выступление на более высоком уровне в районных конференциях и конкурсах.

В течение нескольких лет работы с детьми у нас накопилось достаточно большое количество материалов, которые решено было оформить виртуальный школьный музей, который объединил все научные исследования школьников, а также позволил разместить на нем образцы изготавливаемых в клубе творчества моделей.

В дальнейшем планируется создать отдельный музейный сайт и сайт по научно-техническому творчеству в школе.

Кроме того, в рамках работы ребятами также проводятся выставки в холлах школы, информация о которых также помещается в соответствующие разделы музея.

Принципы организации внеурочной деятельности я привношу и на уроки. Здесь мне помогает то, что в школе я веду один предмет: математику, а кроме того еще и внеурочную деятельность, поэтому любую тему на уроке я могу изучать с привлечением знаний из других наук. Это позволяет ученикам видеть приложение их знаний, связи между школьными предметами, и связи предметов с реальной жизнью.

Важным моментом помимо повышения уровня познавательной активности и развития творческих способностей в работе с детьми является и воспитание. Это и трудовое воспитание – привитие детям культуры труда, понимания необходимости работы для человека. Конечно же, и патриотическое воспитание, поскольку проведение с детьми обучения в школе исследователей и клубе технического творчества не возможно без изучения истории мировой и отечественной науки и техники. А эти знания показывают ученикам место России в мире. А проведение с ребятами экскурсий на природе, выездных научных экспедиций позволяет заниматься с ними и социализацией, и, несомненно, экологическим воспитанием.

Эта система работы, о которой я рассказывал, сможет работать только при учете двух важных особенностей.  Самая главная – это очень большое время на подготовку к работе, зачастую в разы превышающее время для подготовки к урокам. И вторая – это необходимо понимать, что такая системная работа возможна только в сплоченном коллективе, представляющем из себя единую команду, идущую к своей цели – воспитанию творческих и активных детей.

Качество знаний по предметам у моих учеников достаточно среднее. При этом очень важно то, что даже троечники имеют очень серьезную научную, методическую базу, которая позволит им в дальнейшем применить все полученные знания на практике, и не важно, в какой отрасли. А если среди моих детей окажется второй Яковлев или Королев, то это и будет самым высоким моим достижением.

3.2.Вывод.

Для того чтобы достигнуть поставленных целей был рассмотрен метод проектов и его роль в деятельности учителя и ученика, для развития научного творчества в школе.

Научное творчество в школе – это не упрощение научного познания мира до уровня понимания ребёнка, а совершенно оправданное обращение внимания мудрых (серьёзных исследователей) к пытливым умам детей, ведь не случайно в русском языке слова «ученик» и «наука» имеют общие корни.

Молодым людям необходимы не только практические навыки, они должны быть способны выражать имеющиеся у них эмоции и убеждения. Опыт, приобретаемый в процессе действий в рамках проектного метода, определенным образом помогает сформировать позитивные убеждения и научиться проявлять позитивные чувства.

Они включают умение слушать, реагировать, сочувствовать, умение справляться с переменами и постоять за себя.

Но самым главным достоинством и результатом своей работы я считаю радостные лица детей, у которых получаются их первые или уже не первые успехи, благодарность выпускников.
















Список используемой литературы.

1. . Ботт Э. Использование Microsoft Office 2000. Специальное издание: Пер. с англ.: Уч. Пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.-1024с,

2. Варламов С.Д., Сурков В.А. использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.

3. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power point//Информатика и образование. 2002. №9. - С. 27-30.

4. Демушкин А.С, Кириллов А.И. Компьютерные обучающие программы//Информатика и образование. 1995.№3.-С. 14-19.

5. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.

6.Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.

7. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.

8. Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами // Педагогическая информатика. 1999. №2. - С. 21-27.

33



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод проектов, как личностно – ориентированное развитие ученика.

Автор: Пушечкина Виктория Викторовеа

Дата: 19.07.2022

Номер свидетельства: 611193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-proiekt-orghanizatsiia-lichnostno-oriientirovannogho-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421238402"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование и развитие внутренней мотивации изучения химии "
    ["seo_title"] => string(68) "formirovaniie-i-razvitiie-vnutrienniei-motivatsii-izuchieniia-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "171486"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423674065"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства