kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие внутренней мотивации изучения химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие внутренней мотивации изучения химии Проблема целенаправленного развития мотивации учения относится не только к психологии и педагогике, но и к предметным методикам обучения, по-скольку ее формирование осуществляется через конкретный предмет и кон-кретную познавательную деятельность. Особенно остро она стоит для предмет-ной области «Химия». Это связано с объективно возникшей в обучении ситуа-цией: резким сокращением учебного времени при сохранении объема форми-руемых знаний; отсутствием научно-обоснованных методических рекоменда-ций, обеспечивающих необходимую интенсификацию; крайне слабым матери-альным обеспечением и т. п. Особенно негативную окраску приобретает этот факт в учреждениях НПО. Последнее объясняется тем, что главной целью уча-щихся лицеев и ПТУ выступает получение профессии, а не расширение общего образования. Этим и определяется особая актуальность проблемы формирова-ния и развития внутренней мотивации изучения химии учащимися системы НПО. Результаты анкетирования, проведенные мною среди учащихся 1 курса, показали, что 75% опрошенных не любят химию, так как на уроках скучно и неинтересно. Между тем познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов обучения, который ранее всего осознается учащимися. Если обучение химии в учреждениях НПО спроектировать и реализовать на основе идеи целенаправленного формирования и развития мотивации изучения предмета (через развитие познавательного интереса и создание ситуаций успеха в обучении), то это обеспечит не только повышение качества знаний учащихся, но и приведет к позитивному изменению ряда личностных характеристик – осознанию учения и знания как личностно-значимой ценности, развитию по-знавательных интересов, стремлению к самоуважению в учении, снижению тревожности в учебном процессе. Для формирования мотивации изучения предмета я реализую деятельност-ный подход в обучении с учетом разноуровневой подготовки учащихся и дози-ровки учебного материала; привлекаю учащихся к постановке цели и задач за-нятия; поощряю познавательную активность учащихся; раскрываю актуаль-ность предметных знаний; привлекаю учащихся к оценочной деятельности и развиваю адекватную самооценку; создаю каждому воспитаннику ситуацию успеха. Важнейшим требованием к любой организационной форме обучения и критерием ее эффективности является создание условий, обеспечивающих либо совместную с преподавателем, либо самостоятельную, но обязательно разви-вающую учащихся деятельность. Одинаковое образование всех учащихся не-возможно. Его никогда не было, и сейчас нет. Для реализации в полной мере развивающего потенциала курса химии, помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, по-знавательную деятельность каждого ученика. Осуществление проектной дея-тельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. Поэтому не последнюю роль при использовании метода проекта играет личностно-ориентированный подход к образованию учащихся, умение учителя соотнести познавательные возмож-ности ученика с уровнем сложности исследовательской работы. Необходимо также учитывать образовательные запросы и заинтересованность учащихся в изучении определенных предметов и тем. Вполне реально выполнить мини – проекты при изучении учебного мате-риала, предусмотренного программой. Например, при изучении темы «Нефть и проблемы экологии» (приложение № 1) с помощью наводящих вопросов уча-щиеся самостоятельно формулируют проблемы, которые им необходимо будет разрешить, объединившись в группы по желанию. (Проблемы: – «Какие по-следствия экологической катастрофы в Мексиканском заливе? Можно ли было ее предотвратить и как?», «Что происходит с нефтью, когда она попадает в во-ду?», «Какие вы знаете способы очистки воды от нефти? Какой из них самый эффективный?»). В этом случае преподавателю заранее требуется подобрать материал для исследования в группах (газеты, журналы, распечатки из интер-нета и др.). Результаты своей деятельности учащиеся представили в форме таб-лицы, схемы, сообщений корреспондентов. Одна из проблем, которая стоит передо мной - приблизить изучение хи-мии к реальной жизни. Для этого необходимо раскрывать применение пред-метных знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в личном жизненном опыте учащихся. Например, урок по теме «Общая характеристика металлов», целью которого было обобщить и систематизировать знания о металлах, при-влечь учащихся к самостоятельному поиску разрешения проблем, связанных с жизнедеятельностью человека, привлек внимание учащихся. Предлагалась ро-левая игра, где ребята с интересом отвечали на письма, присланные в их адрес, решали жизненные проблемы, используя при этом исследовательский метод познания. Особенное значение в развитии предметной мотивации имеет учебный материал профессиональной направленности. С этой целью мною разработаны и проводятся факультативы: для поваров - кондитеров – «Химия и пища», про-давцов – «Химия и повседневная жизнь человека», электрогазосварщиков – «Химия и сварка». Прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”); Наиболее удачные проекты, выполненные ребятами, информационно-исследовательские и практико-ориентированные - «Мыльные истории» (при-ложение №2), «Химчистка на дому», «Витамин жизни», «Лекарства», «Участь городского мусора» и другие. При выполнении этих проектов ребята изучали литературу и справочные материалы, проводили социологические опросы, бра-ли интервью, исследовали содержание витамина С в продуктах питания, полу-чали мыло, разрабатывали рекомендации в форме буклетов. Мною разрабатывается методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии для учащихся, приобретающих про-фессию кулинарного профиля. Создание учебного модуля «Химия в профессии повар» позволит систематизировать знания учащихся и наглядно показать роль химии и биологии в их будущей профессиональной деятельности. Составлены технологические и инструктивные и диагностические карты по изучению таких разделов химии как, «Углеводы и жиры», «Азотсодержащие органические соединения», «Минеральные вещества». В модуль включены, разработанные мною компетентностно-ориентированные задания профессиональной направ-ленности, например по теме «Жиры»: 1. Дополните фразу: «Недопустимо в пищу употреблять только маргарин, так как он не содержит …» 2. В чем смысл выражения «Маргарин – полуискусст-венный продукт». Выберете варианты ответов а) Получают только из ненату-ральных жиров, б) Используют для получения жирные кислоты, выделенные из нефти в) Осуществляют реакцию гидрирования г) Получают только из нату-ральных жиров. Апробация данного модуля осуществляется в рамках факультатива «Химия и пища». Создание подобного модуля возможно и для специальностей техни-ческого профиля. В заключении хочу сказать, что применение личностно-ориентированных технологий повышает интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счет но-визны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения в сово-купности с традиционными. Учащиеся проявляют интерес к сообщаемой ин-формации, не боятся высказать собственное мнение, проявляют положительное эмоциональное отношение на уроке. Увеличивается количество учащихся, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие внутренней мотивации изучения химии »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Формирование и развитие внутренней мотивации изучения химии

Автор: Толокнова Светлана Анатольевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Разработка урока по органической химии в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-orghanichieskoi-khimii-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "283186"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453801899"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегративно-модульные тренажеры как средство  личностно-развивающего  обучения "
    ["seo_title"] => string(94) "intieghrativno-modul-nyie-trienazhiery-kak-sriedstvo-lichnostno-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "175896"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424337983"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ХИМИИ"
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologiia-dieiatiel-nostnogo-mietoda-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "250237"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447060957"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_uchitelia_matematiki_v_innovatsionnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "625784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676482584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства