Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Самооценка как фактор развития личности" »
«Самооценка как фактор развития личности»
Цель: актуализация знаний педагогов по формированию у обучающихся самооценки как фактора развития личности.
Задачи: 1) дать определения самооценки, ее видов;
2) рассмотреть:
основные функции самооценки;
факторы становления самооценки;
3) познакомить:
с методиками диагностики самооценки;
с методами и приемами формирования самооценки.
Ход:
1 этап работы: понятие «самооценка».
В условиях реализации ФГОС очень важным фактором является умение оценить себя, свои возможности, проанализировать свою работу.
Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей. Характер его отношений с окружающими.
Что же такое самооценка? (ответы учителей)
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и чувств, достоинств и недостатков, места себя среди других людей, оценка своей личной деятельности в обществе.
Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы оценить себя, надо себя знать. А всегда ли мы, даже взрослые, можем похвастаться тем, что знаем свои особенности, возможности, способности? Совпадает ли то, что мы думаем о себе, с тем, что думают о нас другие? И если не совпадает, то кто более прав? Как видим вопросов много и все они не простые. Даже взрослым нелегко в них разобраться, а каково же ребёнку?
- Что мы знаем о самооценке?
Функции самооценки:
Регуляторная: на основе самооценки происходит решение задач личностного выбора;
Защитная: обеспечивает относительную стабильность и независимость личности;
Функция развития: Самооценка является толчком к развитию личности.
Виды самооценки:
Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому.
Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.
Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека. Однако распространены случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.
Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, в частности родителей в детстве, когда ближайшие родственники говорят: «Ты ни на что не годен!», «У тебя никогда ничего не получается!», «Ты опять получил двойку, а вот Саша все делает на пять!».
Другая причина - негативные самовнушения. «Я – такая некрасивая, кому я нужна!» .
Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку. Завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму.
2 этап работы: диагностика
Для того, чтобы определить уровень самооценки существуют различные методики, в частности тесты. Они необходимы для изучения личности обучающихся и организации работы с детьми.Хочу сразу оговориться, что ни одна методика не является идеальной; для более достоверного результата необходимо использовать несколько разнообразных диагностик. Рассмотрим некоторые из них:
Методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Задание дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево.
Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков.
У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение.
Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.
Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.
Теперь подчеркните того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Выбор позиции:
№ 1, 3, 6, 7
характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12
общительность, дружескую поддержку
№ 4
устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9
мотивация на развлечения
№ 13, 21
отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8
характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15
комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14
кризисное состояние, «падение в пропасть».
№ 20
часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Работу учеников необходимо оценить тремя оценками: адекватной, завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны». Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?
3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
Методика “Какой я”
Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
№ п/п
Оцениваемые качества
личности
Оценки по вербальной шкале
да
нет
иногда
не знаю
1
Хороший
2
Добрый
3
Умный
4
Аккуратный
5
Послушный
6
Внимательный
7
Вежливый
8
Умелый (способный)
9
Трудолюбивый
10
Честный
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий
«Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Ребята, возьмите карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Тест на выявление уровня самооценки
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто — 1 балл;
б) иногда — 3 балла.
в) никогда – 5 баллов
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.
б) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;
б) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.
в) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.
б) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;
в) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 5 балла;
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да — 1 балл;
б) не знаю — 3 балла
в) нет — 5 баллов;
6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.- 1 балл
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла
в) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да — 1 балл;
б) не знаю — 3 балла.
в) нет — 5 баллов;
8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да — 1 балл;
б) иногда — 3 балла.
в) нет — 5 баллов;
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) нет — 1 балл;
б) не знаю — 3 балла.
в) да — 5 баллов;
Подсчет баллов
45—35 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...
34—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23—9 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
3 этап работы: факторы становления самооценки.
- А сейчас поговорим о факторах, которые влияют на становление самооценки школьника.
Факторы становления самооценки школьника
а) Влияние школьной оценки.
Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
б) Оценка окружающих и достижения индивида.
Повысить самооценку можно у такого ребенка, если показать его успешность в других областях, например в занятиях в УДОД.
в) Влияние семейного воспитания.
Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.
В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует — школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» — рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного».
г) Появление и влияние рефлексии.
Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств. Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Классификация приемов рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексия деятельности.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
- дерево успеха;
- прием «лестница успеха» (ребята оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку);
- графическая самооценка ( с помощью квадратиков, кругов, звездочек разного цвета)
зеленый – выполнил быстро, правильно и самостоятельно;
желтый – правильно, но были ошибки исправил;
красный – неправильно, нужна помощь.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.
Сегодня на уроке я:
-научился…
-было интересно…
-было трудно…
-мои ощущения…
-этот урок дал мне для жизни…
-больше всего понравились задания…
Я выполнил эти задания потому, что…
-они мне нравятся больше остальных…
-я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями…
-они легче остальных заданий…
Кроме этого в своей работе я использую такие приемы как
- прием «взаимооценка» ( 1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Данный прием позволяет применение тактильных способов взаимооценки – поглаживание по голове, пожимание рук и т. д.)
- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия (задания можно предложить придумать самим ребятам);
- прием «сопоставления своих действий и результата с образцом»;
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями).
Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития
Методические рекомендации по коррекции заниженной самооценки.
Найдите свои положительные качества.
Возьмите бумагу и ручку и запишите 5−10 качеств, за которые вас ценят и любят близкие люди. В моменты, когда вам кажется, что вы не справитесь, берите этот листок и перечитывайте.
Перестаньте себя жалеть.
Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны — берите ответственность на себя.
Заведите журнал успеха.
Каждое свое достижение (в любой области) записывайте. Периодически перечитывайте свои записи.
Планируйте свои дела.
Это поможет избежать «безвыходных» ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.
Стимулируйте себя.
Придумайте себе вознаграждение за действия или работу, которых вы избегаете по причине неуверенности в себе (выступить на публике, пойти в тренажерный зал и т.д.). Сделайте себе подарок: купите желаемую вещь, съездите на отдых.
Ищите плюсы.
В случае неудачи, осознайте сложившуюся ситуацию и найдите положительные моменты. Найденные плюсы избавят вас от депрессии и помогут вынести пользу из сложившейся ситуации.
Для нормализации завышенной самооценки ребенка очень помогают такие приемы:
1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
3. Уважать чувства и желания других детей, так как они также важны, как и собственные чувства и желания.
Упражнения по коррекции завышенной самооценки:
Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.
Подведение итогов семинара.
Итак, завершая разговор, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер.
Завершая работу, я предлагаю вам оценить свое настроение. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.