kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупреждён – значит, вооружен!

         Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения. В молодёжной среде усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах, или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ.Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, подростки испытывают приятные и яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. Наркологическая ситуация в России усугубляется с каждым годом. Наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ  приходится на возраст 6-10 лет.

      Ранняя подростковая наркоманизация, алкоголизм, курение – следствие той ситуации, которая сложилась в обществе. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводят общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Негативные изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили социальные противоречия и оказали пагубное влияние на семью, как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания, в новых общественно-экономических условиях нарушаются многоуровневые социальные функции семьи. Фактор семейно-бытового неблагополучия непременно присутствует во всех случаях негативного поведения подростков. К тому же жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

       В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы. Министерством образования Российской Федерации в 2000 году был издан приказ “О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”. Согласно этому документу, профилактика должна представлять собой комплекс мероприятий социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность.

    Профилактика ПАВ - совершенствование знаний, умений и навыков педагогов образовательных учреждений, родителей и обучающихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

       На начало каждого учебного года в ГКОУ РО Пролетарской школе-интернате разрабатывается план мероприятий профилактической работы употребления ПАВ. Конечной целью плана является снижение доли несовершеннолетних воспитанников, склонных к табакокурению, употреблению алкоголя от общего числа обучающихся школы-интерната. Задачами остаются: проведение просветительской деятельности для родителей (законных представителей); разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей, ответственности родителей по употреблению ПАВ; предоставление обучающимся объективной и доступной информации о психоактивных веществах; информирование воспитанников о негативных последствиях приема ПАВ.

      В выполнении комплексного плана мероприятий задействованы все специалисты школы-интерната: социальный педагог, педагоги-психологи, воспитатели, классные руководители, уполномоченный по правам детей, учитель по физической культуре, библиотекарь, медицинские сестры. Для эффективности проводимой работы и профилактики аддиктивного поведения среди подростков привлекаются специалисты органов и учреждений по профилактике: инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД России по Пролетарскому району;  КДН и ЗП, секретарь антинаркотической комиссии,ведущий специалист по делам молодёжи отдела по социальным вопросам при администрации Пролетарского района; врач-дерматовенеролог, врач-нарколог; специалисты сельских поселений.

     Формы деятельности учреждения, как с обучающимися, так и с их родителями (законными представителями),  разнообразные:

-проведение социально-психологического тестирования подростков «Отношение к ПАВ»;

-психологическое консультирование родителей «Если вы будете знать»;

-участие в комплексных оперативно-профилактических операциях «Безопасное детство», «Отчим», «Дети России -2018»;

-участие в акциях «Сообщите, где торгуют смертью»;

-проведение классных часов «Статистика употребления ПАВ», «Социальные предпосылки и последствия употребления ПАВ», «Принятие решений. Способы принятия решений», «Групповое давление. Уступать или сопротивляться?» и т.д.;

-участие в «Месячниках по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, потребления психоактивных веществ»;

-участие в «Неделях антиалкогольной, антитабачной, антинаркотической пропаганды, кампания антиСПИД»;

-проведение рейдов по общественным местам, направленных на предупреждение, пресечение и выявление фактов нарушения Областного закона от 16.02.2009 г. № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному здоровью»;

-организация и проведение «Дней здоровья», спортивных мероприятий (эстафеты, соревнования и т.д.);

-походы, экскурсии;

-работа кружков по интересам и потребностям детей: «Делаем сами», «Юные художники»,  «Умелые руки», сценическое  искусство «Пилигрим», старший и младший вокал «Вдохновение»,  настольный теннис и др.;

-конкурсы рисунков, плакатов: «Спорт – это сила. Спорт – это жизнь!», «Мир моих увлечений», «Курить – здоровью вредить», «Алкоголизм. Ступени, ведущие вниз», «Вся, правда о наркотиках» и т.п.;

-выставки книг «Жизнь и смерть на конце иглы», «Мой выбор -  ЗДОРОВЬЕ!» и др.;

-работа с семьями, находящимися в социально опасном положении;

-курсы, лектории, собрания для родителей «Мотивы плохого поведения  иих предупреждение», «Профилактика вредных привычек у подростков», «С вашим ребенком что-то не так?» и т.д.;

- рейды в семью «Подросток в каникулярное время»;

-медицинский лекторий;

-работа совета профилактики школы-интерната;

-оформление наглядной агитации и памяток для подростков и их законных представителей;

-разработка и распространение методических рекомендаций для педагогов по вопросам формирования у подростков антинаркотической культуры;

-интенсивные семинары (обмен опытом);

- мастер-классы;

-реализация программы по организации здоровьесберегающего пространства «Дорога к доброму здоровью» для подростков;

-проведение занятий с учащимися 8-9 классов по психолого-педагогической программе «Профилактика употребления психоактивных веществ»;

-освещение работы по профилактике ПАВ на школьном сайте и в СМИ.

        При проведении профилактической работы в школе-интернате следует учитывать, что приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические и психологические факторы. Такими факторами являются: любопытство; уход от проблем; способ расслабиться; вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков; а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками; низкая самооценка подростка; напряжённо-конфликтные отношения с родителями; бродяжничество и, как следствие, снижение способности к адаптации.  Факторы в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного восприятия ПАВ. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.

Помочь этим подросткам повысить адаптивные возможности, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, развить навыки конструктивного общения, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, информировать о своих правах и обязанностях позволит адаптированная педагогом-психологом программа тренингов: «Профилактика асоциального поведения подростков с основами правовых знаний». Занятия по программе проводятся с подростками «группы риска» 5-9 классов, состоящими на внутришкольном учете (ВШК).

Часто в детском коллективе выделяются дети и подростки с явно выраженным агрессивным поведением,  нападают на остальных детей, обзывают их, отбирают вещи, всё ломают, намеренно ищут грубые выражения, одним словом, становятся для всего детского коллектива источником огорчений.

       Но агрессивный  ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события, он часто ощущают себя отверженным, никому не нужным. Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: "Агрессивные  дети, используя любую возможность, стремятся разозлить родителей, педагогов, сверстников. Они не останавливаются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку". Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире.  В неблагоприятных условиях он ищет людей, которые его выслушают и поймут, место, где его всегда примут. Такие поиски чреваты тяжелыми последствиями (бродяжничество, ранний алкоголизм, наркомания).

     С этой целью с обучающимися 6-7 классовпедагогом-психологом школы-интерната реализуется программа «Психокоррекционная работа с агрессивными детьми и подростками». Программа направлена на коррекцию агрессивных тенденций поведения учащихся средней школы; обучение детей основам коммуникации. По окончанию курса занятий прогнозируется снижение эмоционального напряжения подростков, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое, обучение основам ауторелаксации,  формирование у детей моральных представлений.

На занятиях используются разные формы и методы работы с воспитанниками: игровые упражнения;ролевое проигрывание ситуаций; игры-инсценировки; групповые дискуссии; презентации; беседы; рисование; интервьюирование; просмотр видеоматериалов;сказкотерапия и др.

       Элементы профилактической работы «Наркотики. ПАВ. Последствия их употребления», «Алкоголизм. Пагубное воздействие на организм», «Разумный выбор – жизнь, семья, здоровье», «Навыки уверенного поведения», так же включены в программы учебных предметов СБО (Социально бытовая ориентировка), биология (6-9 классы).

       В результате проведения системы учебных и воспитательных мероприятий у детей и подростков должны быть сформированы: целостное отношение к себе и своему здоровью; внутренние установки на сознательный отказ от употребления психоактивных веществ; умение решать жизненные проблемы социально-позитивным путем. Достижение цели – сокращение числа несовершеннолетних воспитанников, склонных к табакокурению, употреблению алкоголя, будет рассматриваться как положительный итог профилактической работы, маленькая лепта в общее дело не только школы-интерната, но и всего Пролетарского района и общества в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён"»

Предупреждён – значит, вооружен!


Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения. В молодёжной среде усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах, или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ.Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, подростки испытывают приятные и яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. Наркологическая ситуация в России усугубляется с каждым годом. Наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ приходится на возраст 6-10 лет.

Ранняя подростковая наркоманизация, алкоголизм, курение – следствие той ситуации, которая сложилась в обществе. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводят общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Негативные изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили социальные противоречия и оказали пагубное влияние на семью, как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания, в новых общественно-экономических условиях нарушаются многоуровневые социальные функции семьи. Фактор семейно-бытового неблагополучия непременно присутствует во всех случаях негативного поведения подростков. К тому же жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы. Министерством образования Российской Федерации в 2000 году был издан приказ “О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”. Согласно этому документу, профилактика должна представлять собой комплекс мероприятий социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность.

    Профилактика ПАВ - совершенствование знаний, умений и навыков педагогов образовательных учреждений, родителей и обучающихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

На начало каждого учебного года в ГКОУ РО Пролетарской школе-интернате разрабатывается план мероприятий профилактической работы употребления ПАВ. Конечной целью плана является снижение доли несовершеннолетних воспитанников, склонных к табакокурению, употреблению алкоголя от общего числа обучающихся школы-интерната. Задачами остаются: проведение просветительской деятельности для родителей (законных представителей); разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей, ответственности родителей по употреблению ПАВ; предоставление обучающимся объективной и доступной информации о психоактивных веществах; информирование воспитанников о негативных последствиях приема ПАВ.

В выполнении комплексного плана мероприятий задействованы все специалисты школы-интерната: социальный педагог, педагоги-психологи, воспитатели, классные руководители, уполномоченный по правам детей, учитель по физической культуре, библиотекарь, медицинские сестры. Для эффективности проводимой работы и профилактики аддиктивного поведения среди подростков привлекаются специалисты органов и учреждений по профилактике: инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД России по Пролетарскому району; КДН и ЗП, секретарь антинаркотической комиссии,ведущий специалист по делам молодёжи отдела по социальным вопросам при администрации Пролетарского района; врач-дерматовенеролог, врач-нарколог; специалисты сельских поселений.

Формы деятельности учреждения, как с обучающимися, так и с их родителями (законными представителями), разнообразные:

-проведение социально-психологического тестирования подростков «Отношение к ПАВ»;

-психологическое консультирование родителей «Если вы будете знать»;

-участие в комплексных оперативно-профилактических операциях «Безопасное детство», «Отчим», «Дети России -2018»;

-участие в акциях «Сообщите, где торгуют смертью»;

-проведение классных часов «Статистика употребления ПАВ», «Социальные предпосылки и последствия употребления ПАВ», «Принятие решений. Способы принятия решений», «Групповое давление. Уступать или сопротивляться?» и т.д.;

-участие в «Месячниках по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, потребления психоактивных веществ»;

-участие в «Неделях антиалкогольной, антитабачной, антинаркотической пропаганды, кампания антиСПИД»;

-проведение рейдов по общественным местам, направленных на предупреждение, пресечение и выявление фактов нарушения Областного закона от 16.02.2009 г. № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному здоровью»;

-организация и проведение «Дней здоровья», спортивных мероприятий (эстафеты, соревнования и т.д.);

-походы, экскурсии;

-работа кружков по интересам и потребностям детей: «Делаем сами», «Юные художники», «Умелые руки», сценическое искусство «Пилигрим», старший и младший вокал «Вдохновение», настольный теннис и др.;

-конкурсы рисунков, плакатов: «Спорт – это сила. Спорт – это жизнь!», «Мир моих увлечений», «Курить – здоровью вредить», «Алкоголизм. Ступени, ведущие вниз», «Вся, правда о наркотиках» и т.п.;

-выставки книг «Жизнь и смерть на конце иглы», «Мой выбор - ЗДОРОВЬЕ!» и др.;

-работа с семьями, находящимися в социально опасном положении;

-курсы, лектории, собрания для родителей «Мотивы плохого поведения иих предупреждение», «Профилактика вредных привычек у подростков», «С вашим ребенком что-то не так?» и т.д.;

- рейды в семью «Подросток в каникулярное время»;

-медицинский лекторий;

-работа совета профилактики школы-интерната;

-оформление наглядной агитации и памяток для подростков и их законных представителей;

-разработка и распространение методических рекомендаций для педагогов по вопросам формирования у подростков антинаркотической культуры;

-интенсивные семинары (обмен опытом);

- мастер-классы;

-реализация программы по организации здоровьесберегающего пространства «Дорога к доброму здоровью» для подростков;

-проведение занятий с учащимися 8-9 классов по психолого-педагогической программе «Профилактика употребления психоактивных веществ»;

-освещение работы по профилактике ПАВ на школьном сайте и в СМИ.

При проведении профилактической работы в школе-интернате следует учитывать, что приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические и психологические факторы. Такими факторами являются: любопытство; уход от проблем; способ расслабиться; вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков; а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками; низкая самооценка подростка; напряжённо-конфликтные отношения с родителями; бродяжничество и, как следствие, снижение способности к адаптации. Факторы в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного восприятия ПАВ. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.

Помочь этим подросткам повысить адаптивные возможности, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, развить навыки конструктивного общения, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, информировать о своих правах и обязанностях позволит адаптированная педагогом-психологом программа тренингов: «Профилактика асоциального поведения подростков с основами правовых знаний». Занятия по программе проводятся с подростками «группы риска» 5-9 классов, состоящими на внутришкольном учете (ВШК).

Часто в детском коллективе выделяются дети и подростки с явно выраженным агрессивным поведением, нападают на остальных детей, обзывают их, отбирают вещи, всё ломают, намеренно ищут грубые выражения, одним словом, становятся для всего детского коллектива источником огорчений.

Но агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события, он часто ощущают себя отверженным, никому не нужным. Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: "Агрессивные дети, используя любую возможность, стремятся разозлить родителей, педагогов, сверстников. Они не останавливаются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку". Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире. В неблагоприятных условиях он ищет людей, которые его выслушают и поймут, место, где его всегда примут. Такие поиски чреваты тяжелыми последствиями (бродяжничество, ранний алкоголизм, наркомания).

С этой целью с обучающимися 6-7 классовпедагогом-психологом школы-интерната реализуется программа «Психокоррекционная работа с агрессивными детьми и подростками». Программа направлена на коррекцию агрессивных тенденций поведения учащихся средней школы; обучение детей основам коммуникации. По окончанию курса занятий прогнозируется снижение эмоционального напряжения подростков, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое, обучение основам ауторелаксации, формирование у детей моральных представлений.

На занятиях используются разные формы и методы работы с воспитанниками: игровые упражнения;ролевое проигрывание ситуаций; игры-инсценировки; групповые дискуссии; презентации; беседы; рисование; интервьюирование; просмотр видеоматериалов;сказкотерапия и др.

Элементы профилактической работы «Наркотики. ПАВ. Последствия их употребления», «Алкоголизм. Пагубное воздействие на организм», «Разумный выбор – жизнь, семья, здоровье», «Навыки уверенного поведения», так же включены в программы учебных предметов СБО (Социально бытовая ориентировка), биология (6-9 классы).

В результате проведения системы учебных и воспитательных мероприятий у детей и подростков должны быть сформированы: целостное отношение к себе и своему здоровью; внутренние установки на сознательный отказ от употребления психоактивных веществ; умение решать жизненные проблемы социально-позитивным путем. Достижение цели – сокращение числа несовершеннолетних воспитанников, склонных к табакокурению, употреблению алкоголя, будет рассматриваться как положительный итог профилактической работы, маленькая лепта в общее дело не только школы-интерната, но и всего Пролетарского района и общества в целом.



Черненко М.В.- педагог-психолог

ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён"

Автор: Черненко Марина Викторовна

Дата: 09.01.2021

Номер свидетельства: 569610

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства