Lesson Study как способ совершенствования практики преподавания и обучения.
Lesson Study как способ совершенствования практики преподавания и обучения.
Учителя по-разному воспринимают новое. Кто-то говорит, что это все уже давно известно, описано в классических педагогических трудах. Другие скептически полагают, что в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи программы. Третьи требуют пойти к первоисточникам теории. Но следует помнить, что к новому просто так не приходят, значит, этого требует вся система образования! Необходимо усовершенствовать педагогическую практику учителя.
Учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Lesson Study как способ совершенствования практики преподавания и обучения.»
Lesson Study как способ совершенствования практики преподавания и обучения.
СЛАЙД №1. Учителя по-разному воспринимают новое. Кто-то говорит, что это все уже давно известно, описано в классических педагогических трудах. Другие скептически полагают, что в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи программы. Третьи требуют пойти к первоисточникам теории. Но следует помнить, что к новому просто так не приходят, значит, этого требует вся система образования! Необходимо усовершенствовать педагогическую практику учителя.
Учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным.
СЛАЙД №2. Ярким примером того является Lesson study или «Урок - исследование», который имеет корни японской начальной школы, где широко распространено профессиональное развитие практики.
ССЫЛКА №1. Возник в 1970 - х годах, в Японии, в целях усовершенствования школьной практики. А в последнее время получил популярность за пределами Японии. Йошида утверждает, что успех японских учеников обусловлен широким использованием в школах Lesson Study.
Можно утверждать, что рефлексия является одной из характерных особенностей Lesson Study. Тем не менее, чтобы назвать деятельность по внедрению Lesson Study профессиональной, необходимо соблюдение определенных принципов и практических составляющих.
ССЫЛКА №2. Lesson Study успешно используется с целью:
- совершенствования методики преподавания;
- разработки концептуальных педагогических подходов;
- повышения уровня знаний учащихся.
ССЫЛКА №3. Задачи проведения Lesson Study:
- помогает учителям увидеть обучение детей, увидеть разницу, понять, как планировать обучение, использовать возможности LS в своей учительской практике, реализовывать подход LS в рамках профессионального сообщества учителей.
ССЫЛКА №4. №Этапы Lesson Study :
ПЛАНИРОВАНИЕ. Группа, реализующая подход Lesson Study, совместно согласует систему правил, обеспечивающих результативность ее работы и обязывающих всех ее членов относиться друг к другу с уважением;
СОГЛАСОВАНИЕ ИДЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ. Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. Члены группы изучают исследовательскую литературу в поисках ответа на ключевой вопрос Lesson Study с целью дальнейшего использования ее в процессе планирования;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ. Группа определяет конкретный класс и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, которые будут находиться в центре исследовательского урока и представлять категории учеников с высоким, средним и низким уровнем успеваемости данного класса;
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА. Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на том, как он будет усвоен тремя «исследуемыми» учениками; Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают письменные заметки, обращая особое внимание на трех «исследуемых» учеников;
ОПРОС УЧАЩИХСЯ. Учителя интервьюируют нескольких учеников класса для выяснения их мнения об эффективности исследовательского урока;
РЕЗУЛЬТАТЫ. Группа обсуждает исследовательский урок после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:
* наблюдение за обучением трех «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений;
*обучение класса в целом;
*ход исследовательского урока и процесс преподавания;
*постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии
и на основе установленного, и изученного;
ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОЕКТА. Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson Study.
Lesson Study является, по существу, коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения, поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения? Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых методов.
СЛАЙД №3. Как в нашей школе осуществляется подход Lesson Stady?
На этом хочется остановиться подробнее.
Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок (так называемый "урок исследования») (ССЫЛКА №1), чтобы наблюдать, как это работает на практике (ССЫЛКА №2,3), а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли извлечь из этого пользу. (ССЛКА №3,4)
Таким образом, можно рассматривать Lesson study как средство для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучении учащихся и определить способы использования Lesson study в качестве инструмента для совершенствования практики группы учителей, совместно планирующих, преподающих, наблюдающих и анализирующих обучение на исследуемых уроках.
Нам, учителям, самим надо работать в сотрудничестве, обогащать друг друга новыми идеями, учиться на ошибках и искать новые подходы. Это очень непросто – не только обучать своему предмету, а обучать учеников критически мыслить, развивать навыки самообучения и самооценивания, на каждом уроке работать над развитием одаренности учеников. Поэтому, давайте меняться и мир измениться вместе с нами.
Как говорится в известной притче о бабочке - всё в ваших руках!