Тема: Лидерство и управление Дата:
Цель: раскрыть сущность и понятие «лидер», качества которыми должен обладать учитель-лидер , ученик-лидер
Задачи:
- Расширить теоретические знания участников коучинга о «лидерстве».
-Познакомить участников коучинга с личностными качествами лидера, через практические упражнения показать его роль.
-Повысить мотивацию нововведениям в школе , формированию лидерских качеств учащихся школы (классов)
-Создать условия для повышения профессиональной компетенции учителей в вопросах лидерства, возможности проявить лидерские качества.
Ожидаемые результаты:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах о лидерстве.
- раскрытие на практике роли лидера «Лидер – это… » (создание постера)
Ресурсы: презентация, маркеры, ватман , газеты для постера, видеофильм «21 качество лидера (Роман Паук)», раздаточный материал «», стикеры , рефлексия «Луг».
Содержание коучинга.
этап | время | коуч | учителя |
1.Организационный. | 5 мин. | Создание психологического настроя 1.Упражнения на лидерство . (приложение №1) 2. Деление на группы «Бабочка » Закройте глаза каждый получает определенный цвет .Нужно собраться в группы по цвету . Говорить нельзя .. | 1. Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работают молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учатся понимать друг друга на телепатическом уровне 2. Участники выполняют поставленную задачу 3 Занимают места в соответствии с цветом бабочки |
2.Вызов. | 5-10 мин. | С какой целью мы выполняли эти упражнения ? Роль кого была просто необходима, и она проявилась во время упражнения? Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему? Какова тема и цель нашего сегодня коучинга ? Просмотр видеосюжета о важности команды и лидерстве (подводит и формирует совместно цель занятия). | 1.Отвечают на вопрос 2.Определяют тему и цель занятия. |
3.Осмысление. 1.«ДкО»- теория 2.видео- сюжет | 10 минут 5 минут | Теоритическая часть (Приложение 2) «Двойное кольцо Сократа» (Приложение 3) «21 качество лидера »- видеосюжет Выделите на ваш взгляд 3 самых важных качества лидера для учителя, ученика - почему ? Упражнение на самопроверку.
К какому типу лидерства отношусь я? (Приложение 4) 5.Упражнение “Лидер - это” СОЗДАНИЕ ПОСТЕРА 6.Галерея : все группы вывешивают свои работы , по часовой стрелке перемещаются группы и оценивают работу другой группы «Сэндвич» +_+ | Проводят показ данной стратегии учителя начальных классов Просмотр видеосюжета Выделение 3 самых важных качеств лидера учителя , ученика .
Для каждого утверждения , обведите номер на шкале , который лучше всего описывает или соответствует вам
Создание постера.
Галерея .Защита . |
4.Рефлексия. | 5 мин. | «Луг» | Заполняют лист обратной связи. |
Приложение 1
Создание психологического настроя .
1.Упражнения на лидерство
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.
Постройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту
- в два круга
- в треугольник
- в шеренгу по росту
- в четыре колонны с одинаковым количеством участников
- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
2. Деление на группы «Бабочка »
Закройте глаза каждый получает определенный цвет .Нужно собраться в группы по цвету . Говорить нельзя .
https://www.youtube.com/watch?v=XIbXW0Fic3s
просмотр видеосюжета и формулировка темы и задач занятия
Приложение 2
2 .Основная часть
Теоритическая часть «Двойное кольцо Сократа» демонстрируют учителя начальных классов
Теоритическая часть
Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.
Понятие «Лидер» (3 мин)
Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.
Различают:
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделяют стили лидерства:
Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.
Приложение 3
2. Памятка работы с данной стратегией.
«Двойное кольцо Сократа»
Этот вариант более всего подходит к коллективам, которые насчитывают 15 и более человек.
Участники атаки делятся на две группы : в центре и вокруг ( два круга : внутренний- 7 стульев, внешний – 8 и более )
В центре стоят 7 стульев , 6 из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге, на периферии существует запрет на разговоры - здесь можно лишь писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находиться во внутреннем круге (центре). Если у кого то, из участников внешнего круга возникает желание что – то высказать, он занимает свободный стул и вступает в обсуждение, тогда кто то из внутреннего круга должен пересесть на освободившийся стул внешнего круга, освободить 7 стул внутреннего круга, для следующего желающего обсуждать тему.
Просмотр видеосюжета « 21 качество лидера » смотри папку с материалом к коучингу
https://www.youtube.com/watch?v=TFe-aizQ23k
Приложение 4
К какому типу лидерства отношусь я?
| | Полностью не согласен | | | | Полностью согласен |
1 | Мне нравиться выделяться из толпы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Я чувствую гордость и удовлетворение когда под моим влиянием другие люди поступают в соответствии с моими желаниями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Мне больше нравиться работать в группе , чем достигать результатов в одиночку. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | У меня ест опыт становления офицером или капитаном в кружках и \или спортивных секциях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Во время групповой деятельности в школе или на работе я стараюсь оказывать большее влияние . | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | В группах больше всего я стараюсь сохранить дружеские отношения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | В группах больше всего я хочу достигнуть целей работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | В группах я всегда внимательно отношусь к чувствам и потребностям других людей . | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | В группах я всегда структурирую действия и задания, что бы помочь выполнить работу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | В группах я стараюсь, ка поддерживать стремление других , так и продвигать выполнение заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценка готовности к лидерству :
подсчитайте баллы , которые вы обвели на шкале в пунктах с1- по 5 _____
Оценка предпочтения стиля лидерства:
Оценка выразительности задания : подсчитайте баллы , которые вы обвели на шкале в пунктах 7и 9:____
Оценка выразительности отношения: подсчитайте баллы , которые вы обвели на шкале в пунктах 6 и 8______
Разница между задание задания и отношения :
Проверьте высокую оценку :задание ___ или отношение ____
Оценка адаптивности : ваш балл в пункте 10:______
Готовность к лидерству .
Если ваш общий итог по пунктам с 1-5 составляет 20 или более баллов , вам вероятно , нравиться быть лидером . Если ваш общий балл составляет 10 или менее баллов , то на данный момент вашей жизни , вы , вероятно , более заинтересованы в личных достижениях . если вы набрали в среднем диапазоне , ваш лидерский потенциал может пойти в любую сторону , в зависимости от событий .
5.Упражнение “Лидер - это” СОЗДАНИЕ ПОСТЕРА
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 15-20 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Лидер –это !”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о функциях . и. д. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
6.Галерея : все группы вывешивают свои работы , по часовой стрелке перемещаются группы и оценивают работу другой группы «Сэндвич» +_+
3.Рефлексия
«Луг»
Коучинг прошел на достаточно высоком уровне. Этапы дали возможность не только раскрыть сущность и роль лидера , но и практически проявить лидерские качества участников . Высоким показателем является возможность узнать новые стратегии и методы, которые учителя могут использовать на уроке («Двойное кольцо Сократа», «Сэндвич» ) , смогли определить к какому типу лидерства относятся каждый сам ( сведения были конфиденциальные) В рефлексии участники отметили особенность проведения коучинга - задействовано несколько площадок- фойе (2 этаж – 2 площадки ), кабинет самопознания. Смена обстановки позволила расположить участников , показать разнообразие возможностей при проведении коучинга, с большим интересом выполнялся , обсуждался и оценивался постер.
Но как у коуча, возникла сложность в том, (на практике выявилось это ) сложно в фойе, так как акустика звука такая , что приходилось насколько раз повторять задание, нужно было взять какой то звуковой сигнал , что бы через него уже организовывать четко начало и конец завершения.