Считая духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни – важнейшей составляющей общественного развития на ближайшие годы и воспитание – как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, учитывая создавшиеся предпосылки в школе для обновления воспитания в целях формирования общечеловеческих, социально-значимых ценностей и развития духовно-нравственной личности школьника, воспитательный процесс в школе переходит к стратегии программного развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитания образовательного учреждения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНТИПАЮТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждена_________________
приказом директора МКОУ АШИ
№____ от «___» _________2016 г.
Концепция
ВОСПИТАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
с. Антипаюта, 2016
«Воспитание – великое дело,
им решается участь человека». В.Г.Белинский
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений образовательной деятельности является воспитательная деятельность.
Современная система образования находится в сложных условиях смены педагогической парадигмы. Переход всей системы образования из состояния, при котором главной целью с позиции социального заказа был выпуск полезных винтиков для государства и общества в целом, к состоянию, при котором главное - ценностное полагание человека, требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления. Изменение педагогической, социальной и управленческой систем, их перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, и т.д. При этом наиболее важна методика управления. Многие образовательные учреждения зачастую единственными приоритетными задачами ставят перед собой реализацию только образовательных программ. На наш взгляд, без учета и взаимной интеграции образовательных и воспитательных аспектов деятельности невозможно достичь эффективного управления инновационными образовательными учреждениями и качества образовательных услуг. Подход к образованию преимущественно с точки зрения его социальной функции создает искаженную картину места образовательных структур в общественной системе. Не отрицая важности социальной функции образования, мы рассматриваем образование как фактор современного производства. Введение в практику работы школ направления воспитательной экспериментальной или инновационной деятельности активизирует жизнь на всех уровнях. Внедрение «нового» в воспитательную деятельность школы позволяет включить большой процент школьников, как в воспитательный, так и образовательный процесс в целом. Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей. Воспитательная система складывается из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания школы - интерната, преемственности «детский сад-школа-вуз», экскурсионной и творческой деятельности.
Потребности государства и общества настоятельно требуют демократизации и гуманизации школы, поворота школы к ребенку, уважения к его личности, достоинству, доверия к нему.
Считая духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни – важнейшей составляющей общественного развития на ближайшие годы и воспитание – как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, учитывая создавшиеся предпосылки в школе для обновления воспитания в целях формирования общечеловеческих, социально-значимых ценностей и развития духовно-нравственной личности школьника, воспитательный процесс в школе переходит к стратегии программного развития.
Ориентация национальной школы должна быть не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение его полноценной сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов. Поэтому, личностно-ориентированный подход в воспитании подрастающего поколения - основное направление работы педагогического коллектива МОУ АШИ.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственный заказ на воспитание личности определен:
в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:
- Конституции Российской Федерации;
- Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);
- Законе Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
- Законе Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
- Законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
- Законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
- «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
- «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393);
- федеральной программе развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);
- государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);
Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением.
Основные цели, задачи, принципы, направления, модель и алгоритм управления воспитанием в системе образования определены в настоящей Концепции воспитательной деятельности. Концепция воспитания определяет систему взглядов на сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, руководства и критерии эффективности воспитательного процесса, адекватные современному социально-экономическому и политическому состоянию общества.
Внедрение настоящей Концепции в практическую деятельность предполагает создание системы воспитательной работы, включающей возможности всех институтов (семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.). Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы воспитания, является государство (органы исполнительной власти всех уровней, законодательной (представительной) власти).
ПОНЯТИЯ
Воспитательная система школы– система сложная, неравновесная, открытая и не может плодотворно развиваться изолированно. Для того чтобы сделать школу средой, развивающей личность, необходимо добиться ее собственного развития. Это возможно только при условии взаимодействия системы с окружающей средой. Воспитательная система просто обязана обеспечивать своим членам широкие контакты с социумом, расширяющие возможности развития и способствующие самореализации как воспитанников, так и педагогов (надо дать коллективам возможность «других посмотреть и себя показать»). Сутью адаптивного управления являются поддержка внутренних, позитивных тенденций системы и максимальное торможение негативных процессов.
Следовательно, в масштабах школы, района, округа просто необходима организация таких встреч (конференций, конкурсов, олимпиад, смотров, лагерных сборов и т.д.), которые позволили бы педагогам и воспитанникам выйти с результатами своей внутришкольной деятельности на уровень межшкольного общения, на «диалог воспитательных систем» – как условия их развития.
Воспитательная деятельность – деятельность педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитания и актуальные потребности воспитанника: в познании, общении, самореализации и т.д.
Воспитание — это целенаправленное инициирование осмысления детьми ценностного содержания жизни и развития у детей способности производить осознанный свободный выбор в жизненных ситуациях с ориентацией на наивысшие ценности жизни.
Самоуправление – удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, направленных, прежде всего на защиту их прав и интересов, участие в решении насущных проблем школьного коллектива.
Самовоспитание – деятельность человека, направления на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Ключевые дела – главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника.
Личностный рост – есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Природы человека и возможности развития внутреннего потенциала.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.
Цель воспитательной работы: Обеспечение необходимых программно-методических, организационных, информационных условий для развития духовно-нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой, преобразующей и полезной деятельности.
Задачи:
осуществление духовно-нравственного воспитания, совершенствование его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей МОУ АШИ;
повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности, участие родителей в подготовке и проведении ключевых дел в классе и в школе;
проектирование образа жизнедеятельности школы с годовым кругом традиций, творческих дел, атрибутики и символики в целях развития микрокультуры коллектива и создания в нем нравственной и духовно-эмоциональной среды для развития личности;
усиление гуманистической и гражданской направленности воспитательных мероприятий, включение в их содержание материалов по истории школы, округа, Отечества, используя культурно-образовательную среду, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут; способы определения в них;
предоставление школьникам реальных возможностей участия в творческой деятельности, усиление значимости досугового компонента;
систематизация воспитательных дел через реализацию общешкольных программ "Здоровье", "Интеллект", "Творчество", "Досуг";
индивидуализация воспитания;
систематизация индивидуальной работы с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности.
Естественный и природосообразный, ненавязчивый характер воспитания, позволяющий избежать сопротивления со стороны воспитанников, более того стимулирующий их участие в воспитательном процессе, прежде всего, благодаря созданию "ситуаций успеха".
Выбор содержания воспитывающей деятельности в соответствии с актуальными на данный момент потребностями ребенка.
Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление любви и уважения к ним.
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВЫПУСКНИКОВ ОУ
Так как личность развивается лишь в активной деятельности и общении, то одной из основных задач педагога является организация деятельности и общения ребенка.
Организация разнообразной предметной деятельности (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, имеющих предметную цель и результат) обеспечивает средства существования подрастающих воспитанников, расширяет возможности иметь в будущем достаточные средства жизни.
Организация же духовной деятельности (духовность - как способность человека иметь свой внутренний мир) ориентирована на обеспечение содержания жизни. Духовная деятельность - это есть осмысление ценностей жизни, главная из которых - Человек. Духовная деятельность, основанная на общечеловеческих ценностях, поможет провести детей по возрастным степеням от проблемы к проблеме, расширяя и оснащая образ жизни.
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ - ЭТО РАЗВИТИЕ:
гуманной личности (гуманность – вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетаются с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, готовностью оказывать помощь, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию);
свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственности, самоуважения, самодисциплины, самостоятельности в принятии решений и ответственности, свободный выбор содержания жизнедеятельности);
культурной личности (с развитыми потребностями в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, со стремлением к поиску смысла жизни, счастья, идеала, автономии своего внутреннего мира; с познаниями мировой и национальной культурах, человековедении; с жаждой продолжения образования);
творческой личности (вариативно мыслящей, постоянно сомневающейся, не удовлетворяющейся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию во всех сферах жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общении);
практической личности (подготовка к жизни в определенном культурном пространстве, в условиях диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли частной жизни).
Адаптация к этим условиям требует от выпускника практического овладения компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, деловым этикетом, знание истории мировых культур, истории духовной жизни России, народных обычаев. В новых условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и преумножать благополучие семьи и богатство своего народа. Воспитание духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству.
Таким образом, ценностные основания и целевые установки личностно-ориентированного воспитания связываются, прежде всего, с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Определяются целью, задачами, принципами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь обусловлены требованиями общества к растущей личности и психологическими закономерностями ее формирования. В связи с этим к направлениям воспитательной деятельности можно отнести:
1) формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала личности (познание истины). В процессе приобретения житейских знаний, их систематизации и обогащения в процессе обучения, самостоятельной работы, разнообразной внешкольной и внеклассной деятельности формируется система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений;
2) формирование мотивационно-ценностного поведения (формирование высших психических функций: потребностей, мотивов, отношений, образа «Я», помыслов, желаний, устремлений души). Это направление предполагает:
а) воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения. Формирование правовой культуры.
б) воспитание гражданственности, патриотизма, направленное на формирование общероссийской и национально-культурной идентичности (привязанности, сопричастности), активное участие в жизни страны, края. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, уважение законных прав и интересов как сограждан, так и людей другой национальности и вероисповедания, формирование электоральной культуры личности;
в) экологическое воспитание: ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
г) эстетическое воспитание как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного (в отличие от безобразного) в искусстве и жизни, развитие эстетического вкуса на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, стремление привнести прекрасное в реальную жизнь;
д) физическое воспитание, направленное на развитие потребности в здоровом образе жизни и стремление быть красивым и сильным духом и телом. Большую роль в формировании такого отношения играют семья и использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;
е)правовое воспитание – целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому;
ж) трудовое воспитание - подготовка детей и юношества к труду в семье и школе;
з)профориентация - ориентация старшеклассников в проблеме профессионального выбора, формирование у них осознанного отношения к настоящему с точки зрения перспектив выбора будущего.
Указанная классификация направлений воспитания вследствие комплексного влияния любого воздействия на личность носит инструментальный характер и используется для осмысления сущности воспитания, для составления программ и планирования воспитательной работы.
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВОСПИТАНИЯ
Воспитательная работа осуществляется через программу "Духовно-нравственное развитие личности в условиях национальной школы" и опирается на детское самоуправление.
Структура детского самоуправления
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Образовательное учреждение, педагогический коллектив которого стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, который обеспечивает реальное взаимодействие растущей личности, родителей и социума, взаимодействует с другими учреждениями и организациями района.
Департамент образования
Учреждения культуры
Семья
Учреждение образования
Воспитанник к
Районный дом молодежи
Центр занятости и трудоустройства
Учреждения социальной защиты населения
Правоохранительные органы
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.
Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.
Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.
По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы. Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педагогического коллектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации. Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы. Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Основное назначение критериев эффективности работы школы — определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев:
1. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений). 2. Уровень воспитанности (критерий факта). 3. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива). 4. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания). 5. Подготовленность к жизни (критерий времени). 6. Критерий "открытости школы". 7. Критерий системности работы. Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.
-умение сопоставлять себя с героями УН творчества и историческими личностями;
-внимание;
-воображение;
3. Творческий потенциал:
-умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.
4. Коммуникативный потенциал:
-умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
5. Художественный потенциал:
-художественная активность в сферах народного творчества
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
II СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
"МАСТЕРСКАЯ КУЛЬТУРЫ" 5-9 КЛАССЫ
Развитие выявленных способностей, склонностей. Поиск своего решения, взгляда на проблему. Формирование гуманистического идеала.
1. Ценностный потенциал:
-восприятие ценности, достоинства человека;
-уважение к женщине, ребенку, старшему поколению;
-уважение к своей родине – России;
-трудолюбие;
-чуткость, тактичность;
-реализм.
2.Познавательный потенциал:
-ЗУН, соответствие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту школы 2 ступени;
-знание широкого спектра профессиональной деятельности человека;
-знание своих психофизических особенностей;
-абстрактно-логическое мышление.
3.Творческий потенциал:
-профессиональные навыки, соответствие складывающимся интересам и элементарные навыки поискового мышления.
4.Коммуникативный потенциал:
-умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс.
5.Художественный потенциал:
-эстетическая культура, художественная активность в сферах молодежной субкультуры.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ,
III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
"ДУХОВНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" 10-11 КЛАССЫ
Подготовка к созданию своей духовной лаборатории, своего творческого стиля жизни, своей системы оздоровления. Решение собственных мировоззренческих проблем, самоопределение.
1. Ценностный потенциал:
-восприятие человеческой жизни, как главной ценности;
-ЗУН, соответствующие образовательному стандарту средней полной школы с индивидуальным обучением;
-память;
-навыки поискового мышления.
3.Творческий потенциал:
-профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами;
-творческое мышление.
4.Коммуникативный потенциал:
-умение выполнять лидирующую роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации, умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.
5.Художественный потенциал:
-этическая и эстетическая культура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущая роль в воспитании учащихся принадлежит преподавательскому составу. Сегодня воспитание может и должно быть понято не просто как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и учащихся в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Воспитательная среда формируется силами всех преподавателей общеобразовательного учреждения. Настоящая концепция должна служить основой для создания комплексного плана воспитательной работы в школе, конкретных программ, планов воспитательной работы. Система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер. Поэтому данную концепцию необходимо постоянно творчески развивать и обогащать.