kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конфликты и пути выхода из них

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. По статистике, 75 - 80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конфликты и пути выхода из них »

Раздел 4 «Психология общения.

Тема: Конфликты, пути выхода из них.


План:

  1. Понятие о конфликте, типы конфликтов.

  2. Динамика развития конфликта.

  3. Причины конфликтов.

  4. Ошибки учителя, приводящие к конфликту.

  5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

  6. Шаги решения конфликта.


  1. Понятие о конфликте, типы конфликтов.


Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать.

Г. Тейлор

Нередко, стремясь избежать мрачных предсказаний, мы делаем все, чтобы эти предсказания сбылись. Князь Олег по­ставил ногу на череп лошади, его ужалила змея, и сбылось предсказание кудесника. Постоянные разговоры о дефиците тех или иных продуктов приводили к повышенному спросу на эти продукты, а повышенный спрос неизбежно вел к дефици­ту. Предупреждение о школьниках или студентах, с которыми трудно работать, заставляет молодого педагога с повышен­ной требовательностью, недоверчивостью подозрительно относиться к потенциальным нарушителям дисциплины, а те, чувствуя такое отношение, начинают, в свою очередь, не­доброжелательно относиться к педагогу, и возникают конф­ликты, многие из которых можно было бы избежать, видя в молодых людях младших товарищей, сотрудников по совме­стной работе, а не сложные объекты воспитания.

Однако сейчас как никогда важно помнить, что улучшения дисциплины нельзя добиться только административными ме­рами. В период демократии усиливаются требования к людям, но изменяются способы воздействия на них, методы воспита­ния. Теперь к успеху в работе ведут не столько указания, распо­ряжения, приказы воспитанникам, сколько логика убеждения, пример. А это предъявляет повышенные требования к интел­лекту, эрудиции педагога, к его психолого-педагогической под­готовке. Возникает внутренний конфликт, необходимость, не­взирая на объективные трудности, неустанно работать над со­бой, совершенствовать свое профессиональное мастерство и умение работать с детьми. Но не все участники контакта и не сразу это понимают. Возникают столкновения между учителями и школьниками, нередко перерастающие в конфликт.

Однако конфликт не трагедия, он имеет право на сущест­вование. Внутри любой кооперации людей неизбежно воз­никает соревнование и соперничество между ее членами. Наивно думать, что в коллективе возможны тишь и гладь, при которых никто ни с кем не вступает в спор, не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь — иллюзия. В любом учебном заведении, в организации или на предприятии но­вое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, в преодолении косности и консерватизма, отри­цательных привычек, догматических мнений. Различные виды борьбы создают конфликтные ситуации, обостряющие противоречия, повышающие эмоциональную возбудимость и психическую напряженность людей.

В то же время конфликт не следует считать дефектом обще­ния, он во многих случаях — страховка против застоя. Стрем­ление добиться внешнего благополучия, нежелание, а иногда и боязнь вступить в конфликт порождают нравственную аморф­ность и социальную пассивность. И наоборот, активная борь­ба со злом формирует сильную личность, смелого и принци­пиального гражданина, которому чужды мещанская пассив­ность и трусливое молчание, который всегда готов словом и делом вступиться за слабого, невинно обиженного.

Да и невозможно бесконфликтное развитие коллектива. В самом сплоченном, функционирующем в духе времени и в самом инертном коллективе происходят мелкие, невидимые глазу количественные изменения, на определенной ступени развития переходящие в новое качество, требующие иного, чем прежде, подхода, непривычного решения, нестандарт­ной реакции преподавателя.

Конфликтность — один из важ­нейших показателей, характеризующих взаимоотношения людей и социально-психологический климат коллектива.

Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми,

отражающиеся на их отношении к учебе, работе, на их на­строении и самочувствии, затрудняются или делаются не­возможными их совместные координированные действия.

В США уже начата подготовка менеджеров по конфликтным ситуациям. И спрос на выпускников этой специальности с каж­дым годом растет. Теория и практика этой дисциплины, назван­ной конфликтологией, преподается в 150 колледжах и универ­ситетах страны. В последнее время не обходят вниманием эту проблему и отечественные специалисты. По данным С. Тихоми­рова, плохое расположение духа снижает производительность умственного труда до 70 %'. Ряд пособий дают советы по воспи­танию у себя умений не раздражаться, постоянно держать себя в руках. Вот что рекомендует по этому поводу С. Шенкман:

  1. Не оставаться наедине со своими неприятностями. Ис­поведоваться умному, доброжелательному, рассудительному человеку. В трудном положении очень важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах дру­гого человека.

  2. Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться ка­ким-то требующим внимания делом, привычной работой.

  3. Не позволять себе раздражения, гневного состояния. Приучать себя в случае раздражения делать паузу и в это время осмысливать ситуацию. Если есть возможность, целесообраз­но для разрядки заняться тяжелой физической работой.

  1. Не упрямиться, не позволять себе быть капризным. Если вопрос не принципиален, уступать. Разумная уступка вызывает уважение.

  2. Нельзя быть совершенством во всем всегда. Не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне. Таланты и возможности каждого ограничены. Достаточно иметь успех в
    одной -двух областях, а остальное выполнять добросовестно.

  3. Не предъявлять чрезмерных требований к окружающим. Принимать людей такими, какие они есть. Не стремиться сде­лать их удобными для себя. Стараться видеть в них в основном
    достоинства и опираться на их сильные стороны.

Сюда, нам кажется, можно добавить следующее: в ссоре можно говорить только о самом разногласии. Необходимо до предела сузить обсуждаемую проблему. Ни в чем не обвинять оппонента. Не говорить друг другу обидных слов. С одной стороны, такие слова тут же вызывают адекватную ответную реакцию, с другой — активизируют эмоции и гасят разум.

Культура спора требует умения всегда внимательно при­слушиваться к доводам собеседника и быть готовым, подав­ляя самолюбие, признать свою ошибку, если она имела мес­то, и в этом случае, как говорилось выше, уступить.

И наконец, никогда не забывать, что конфликт нередко раскрывает отдельные черты характера учителя. Это и эмо­циональная несдержанность, и черствость, и мелочная обид­чивость, и злопамятность, и неумение ждать, торопливость в принятии решений, в ожидании изменений в поведении, в отношении к ученью у воспитанника.

С конфликтными ситуациями особенно часто сталкива­ется преподаватель, работающий с молодыми людьми. Этот возраст характеризуется активным вступлением во взрослую жизнь, а для учащихся развитием всех органов и систем орга­низма в сочетании с напряженной умственной работой и приближающейся к взрослой нагрузкой на нервную систему. Отсюда, нередко приводящая к конфликтам, повышенная эмоциональность, страстность, моральная ранимость, обидчивость. Положение усугубляется дефицитом общественно­го признания и, с другой стороны, недостатком жизненного опыта, неумением вести себя в сложных ситуациях. Здесь конфликт со сверстниками и старшими может быть следст­вием недовольства собой, чувством неполноценности, по­требностью в самоутверждении, мыслями о своей исключи­тельности, неудовлетворенном желании занять достойное место в коллективе.


Типы конфликтов:

Конфликты бывают горизонтальными (между равными по иерархическому уровню людьми) и вертикальными (между преподавателями и учащимися, администрацией школы, вуза и педагогами).

Конфликты возникают на дело­вой и личной основе.

Деловой конфликт исчезает, как толь­ко решается проблема. Он носит конструктивный характер, выражается в принципиальных спорах и стимулирует раз­витие коллектива.

Межличностный конфликт обычно значительно продолжительнее. Он носит деструктивный характер и яв­ляется следствием психологической несовместимости, ког­да одних интересует цель учебы, оценка, а других — сам процесс овладения знаниями; одни относятся к учебе и ра­боте творчески, другие предпочитают шаблонные дейст­вия; одних больше интересует объем приобретенных зна­ний, других — качество и т. п.

Внутриличностный конфликт.

Межгрупповой конфликт.


  1. Динамика развития конфликта:

  • Возникновение конфликтной ситуации, разногласий (несовместимость интересов, ситуаций, целей, мнений) – возникновение предмета конфликта (основного противоречия, ради разрешения которого стороны вступают в борьбу).

  • Возрастание напряжённости в отношениях.

  • Осознание конфликтной ситуации (оценка чужих действий как преднамеренно враждебных с целью помешать достижению желаемых целей или унизить).

  • Собственно конфликтное поведение – обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия для затруднения достижения целей противника и реализации собственных интересов в ущерб другой стороне.

  • Развёртывание конфликта или его разрешение.

Деструктивные конфликт: конструктивный конфликт:

- расширение конфликта, - отрицание старых отношений,

- рост агрессивных действий - коррекция взаимодействия,

- находятся средства предотвра

щения будущих конфликтов.




  1. Причины конфликтов.

- различие в целях, в интересах, в способах достижения цели, мнениях,

- конфликтогены (слова, действия, которые могут приводить к конфликту помимо желания человека.

- отсутствие до­верия и уважения к школьникам со стороны преподавателей при высокой требовательности к ним и невнимание к разви­тию индивидуальных дарований и способностей,

- отсутствие дифференцированного подхода к личности, стремление всех подогнать под единый шаблон.



4. Ошибки учителя, приводящие к конфликту.

Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений.

Р. Эмерсон

Многочисленные, вызывающие конфликты, ошибки в стиле руководства можно свести в 5 групп:

    1. Неумение правильно сформулировать цель воспитания и, естественно, постановка неверной цели.

Нередко педагог видит свою главную задачу в контроле за действиями школь­ников, студентов, в высокой требовательности к ним и в пре­сечении малейших нарушений дисциплины. А ведь первая задача воспитания — создать все необходимые условия для успешной учебы, работы, отдыха учеников.

Вот одна из классических воспитательных ситуаций.

Два выпускника вуза стали классными руководителями параллельных восьмых классов. Один из них уже в сентябре организовал воскресные прогулки, наладил регулярный выпуск стенной газеты, ежемесячно стал проводить выходы в театр с последующим обсуждением спектаклей, про­вел дискотеку. И класс подтянулся, наладилась дисциплина, ребята стали значительно лучше, чем в седьмом классе, учиться. Другой на просьбы учащихся о проведении коллективных мероприятий отвечал однозначно: вот, когда не будет нарушений дисциплины, исчезнут неудовлетворитель­ные оценки, начнем и вечера отдыха проводить, и в поход пойдем, и даже в подвижные игры играть будем, и внутриклассные соревнования проведем. Он постоянно наказывал нарушителей дисциплины, вызывал родителей «двоечников», сам посещал семьи отстающих, массу времени тратил на классное руководство, а количество нарушений дисциплины росло, успе­ваемость катилась вниз. Никакие угрозы и проработки не помогут, если нет повседневной, интересной для школьников жизни в классе.

  1. Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуаль­ные особенности. Нередко учителя не учитывают, что один школьник быстро овладевает новой опера­цией, знаниями, а другой — медленно. То, что первый схватил на лету, второму необходимо несколько раз объяснить и пока­зать. Зато первый быстро забывает увиденное и услышанное, а второй то, в чем разобрался, не забывает годами. Один пред­почитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, препятствий; другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Один реаги­рует на воздействие извне сразу же, второй «оттягивает» реак­цию на долгий срок, а третий может среагировать опережаю­ще, еще до того, когда обстановка или другой человек потре­буют от него определенных действий. Люди отличаются один от другого и своей коммуникабельностью. Один общителен, другой замкнут, любит одиночество. На одного, например флегматика, можно иногда повысить голос, на другого (холе­рика, меланхолика) не рекомендуется повышать голос никог­да. Одному перед началом работы, связанной с выполнением сложных, трудных заданий, следует сказать об ответственно­сти, которая ложится на его плечи, а другого — успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Люди не безлики, каждый —личность и требует своего подхода.

3. Неправильная стимуляция школьников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказы­вать только за результат действия, игнорируя его мотивы.
Если школьник или студент не проявил трудолюбия, приле­жания, его не следует благодарить за успехи в учебе, обще­ственную работу, высокие результаты во внеклассной работе.
Напротив, выполнение трудного задания новичком или «тройка» отстающего, долго болевшего школьника или сту­дента должны сопровождаться похвалой. И, как правило,
ревности, зависти в таких случаях не бывает. Школьники по­нимают педагога.

Стимулируя учеников, преподаватель опирается на поддержку коллектива. Иначе, в случае похвалы, отмечен­ный попадает в разряд «любимчиков», а в случае наказания — невинно обиженных. В обоих случаях возникает конфликтная ситуация. На первом этапе формирования коллектива, когда в нем еще не сформировалось обще­ственное мнение, нецелесообразно поощрять отдельных школьников, студентов. Иначе вероятны раздоры, конф­ликты. На первом этапе следует стремиться поощрять прежде всего группы учеников или весь коллектив класса, студенческую группу.

Первое замечание провинившемуся всегда следует делать с глазу на глаз. Несоблюдение этого правила быстро создает дурную репутацию учителю, приводит к еще более серьез­ным нарушениям дисциплины. Кроме этого, надо иметь в виду, что недовольство преподавателем или сильный страх усиливают потребность в социальном контакте, а это может быстро сплотить коллектив на основе противостояния стар­шему, и работать с этой группой будет невероятно трудно.

4. Неспособность опираться в работе на неформальные объединения школьников, студентов. Неформальная структу­ра коллектива — неизменно следствие ряда объективных при­чин. Никакие официальные отношения не в состоянии регла­ментировать множество ситуаций, ежедневно возникающих в работе с людьми. Тем более официальные руководители не способны регулировать огромное количество мелких и круп­ных ситуаций общения школьников, студентов друг с другом и со старшими. Это и приводит к спонтанному формированию неформальной структуры коллектива. Неформальная группа под руководством своего лидера стремится добиться поддерж­ки классного руководителя, куратора. Те же, в свою очередь, добиваются согласования интересов группы с требованиями коллектива класса, студенческой группы.

Конфронтация формальной и неформальной структур коллектива не фатальна, но она возникает, если формальные руководители действуют не в соответствии с ожиданиями членов неформальных групп. Конфликт зарождается неиз­бежно, когда руководство осуществляется только с опорой на требования официальных документов, старшие не вника-

ют во внутреннюю жизнь коллектива, не интересуются взаи­моотношениями его членов, не учитывают половых и фи­зиологических особенностей учащихся, условий их жизни, быта, положение в коллективе. Конфликт возникает и тогда, когда группа ожидает от своего члена одного поведения, а преподаватель — другого.

Однако вопреки распространенной точке зрения совсем не обязательно совпадение официальной и неофициальной структур коллектива. Нередко в практике учебного заведе­ния структуры дополняют одна другую и управляющий опирается на поддержку неофициальных лидеров для реше­ния тех или иных задач в интересах всего коллектива. Опыт­ный преподаватель стремится сделать членов неформаль­ной группы своими помощниками в работе по сплочению коллектива. Если это ему удается, он получает мощный ры­чаг воздействия на каждого отдельно взятого члена группы и на группу в целом. Вопреки же влиянию неформальной группы, игнорируя групповые нормы, очень трудно дейст­венно влиять на отдельных школьников. Причем тем труд­нее и тем вероятнее конфликт, чем сплоченнее неформаль­ная группа.

5. Неверное отношение к критике. Критика и самокрити­ка с целью исправить упущения, помочь делу необходимы. Но низкий уровень культуры части критикующих приводит к тому, что, критикуя воспитанника или товарища, они без нужды повышают голос, допускают бестактность, грубость, провоцируют конфликт.

Этого можно избежать, если перед критическим выступле­нием выяснить, а нельзя ли решить возникшую проблему во­обще без критики. До начала выступления узнать позицию того, кого собираетесь критиковать. Иногда и этого достаточно для исправления дела. Перед разбором случившегося выслу­шайте, не перебивая, своего оппонента до конца. Дайте ему сказать все, что он считает нужным. Помня, что критика — не самоцель, перед выступлением предельно четко определите цели критики: что конкретно, у кого именно и как должно из­мениться. Чтобы не ошибиться при анализе случившегося, по­старайтесь выяснить, кто заинтересован в том, чтобы то, что необходимо для дела, не выполнялось вообще или делалось не так. Если таких людей нет, где причина случившегося: в незна­нии, неумении исполнителя или в неаккуратности, небрежно­сти? Не только указывайте на недостатки, но обязательно на­мечайте пути их устранения. Требуя выполнения определенных принципов и правил поведения, следите, выполняете ли вы их сами. Будьте всегда убеждены и внушайте критикуемым, что то, что делалось раньше, сегодня можно сделать лучше, что нет предела человеческим возможностям.



5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

1. настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти).

2. Уход (уклонение) (стремление уйти от конфликта).

3. Приспособление, уступчивость 9отказ от борьбы, от своих интересов).

4. Компромисс (взаимные уступки).

5. Сотрудничество (решение проблемы).



Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

(накопившиеся противоречия) (стечение обстоятельств,

служившее поводом для конфл.)




Разрешить конфликт устранить конфликтную ситуацию


Исчерпать инцидент.


Действия руководителя-педагога для разрешения конфликтов школьников:


- изучение причин возникновения конфликтов.

- ограничение числа участников конфликта.

- анализ конфликта

- преодоление конфликта с помощью:


воспитательно-межличностных способов административных способов

- учёт психологии участников. Организационные админ.-силов

- беседа – просьба – убеждение - чёткие требования, - подавление

- психотренинги – психотерапия. – общие цели, интересов,

- ясные права, - решение

обязанности конфликта

на основе

приказа.



6. Шаги решения конфликта.


- ВЫЯВИТЬ скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий).

- ВЫЯВИТЬ, какие интересы, желания у конфликтующих.

- ПОНЯТЬ доводы, аргументы, интересы оппонента.

- эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнёру «выпустить пар агрессии – самому вести себя спокойно, не давайте партнёру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.

- ОТДЕЛИТЬ отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу).

- ИСКАТЬ разумное с справедливое решение проблемы с учётом законных прав и интересов обеих сторон

ВЫВОД: стремление найти решение + сохранить достоинство + сохранить позитивные отношения с оппонентом + дать партнёру «сохранить своё лицо», не задевайте его достоинство, не характеризуйте словесно его эмоциональное состояние («чего ты злишься» + держаться в общении на равных.


НЕЛЬЗЯ в конфликтной ситуации (11 ТАБУ):

- критически оценивать партнёра,

- приписывать ему плохие намерения,

- демонстрировать знаки превосходства,

- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только оппоненту,

- игнорировать его интересы,

- видеть всё только со своей позиции,

- преуменьшать вклад и заслуги оппонента,

- преувеличивать свои заслуги,

- раздражать, кричать, нападать,

- задевать болевые точки оппонента,

- обрушивать на оппонента множество претензий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конфликты и пути выхода из них

Автор: Тарабаева Анастасия Викторовна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148701

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Классный час "Пути разрешения конфликтов" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyichasputirazrieshieniiakonfliktov9klass"
    ["file_id"] => string(6) "280069"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453311639"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конфликты и пути их разрешения."
    ["seo_title"] => string(37) "konflikty-i-puti-ikh-razrieshieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "284334"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453971442"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа кружка "Этика-азбука добра" "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-kruzhka-etika-azbuka-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "139257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692023"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Классный час: "Три мира воедино слитых: семья , учителя, дитя""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyichastrimiravoiedinoslitykhsiemiauchitieliaditia"
    ["file_id"] => string(6) "288588"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454653412"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Ситуативные технологии "
    ["seo_title"] => string(26) "situativnyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "127788"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415375670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства