kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Пути разрешения конфликтов" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Час психолога "Пути разрешения конфликтов"

Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

Задачи:

  • определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”.
  • рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
  • рассмотреть алгоритм действия в конфликтной ситуации и пути разрешения конфликтов.
  • Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации.

Ход урока:

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук – философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, его функции, а так же алгоритм действия в конфликтной ситуации и пути разрешения конфликтов.

3. Основная часть.

Учащиеся садятся по группам. Каждая группа должна составить понятия, которые ассоциируют со словом «конфликт». (борьба, зло, агрессия, война, вражда, ненависть, драка, слезы, грусть, раздражение, недоверие, насилие, боль).

Психолог. Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.  Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

         Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие – то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаю вам дополнить схему «Функции конфликта».

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

ПОЗИТИВНЫЕ                                                    

Познание друг друга.                                  

В конфликте выясняется истина.           

Происходит утверждение личности.    

Может быть достигнут положительный результат.

Человек может самосовершенствоваться.

Открываются вещи, которые мы раньше не замечали.

 НЕГАТИВНЫЕ

Ощущение насилия, давления.

Падает настроение.

Может отрицательно сказаться на здоровье.

Возникает нежелание работать в данном коллективе.

Появляется раздражительность.

Депрессия.

Практически психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

  1. Выделить суть проблемы.
  2. Увидеть ее со стороны.
  3. Поставить себя на место другого человека.
  4. Найти конструктивное решение проблемы.

В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений).

Сейчас вам в группе предлагается рассмотреть конкретную ситуацию и попробовать с точки зрения полученных новых знаний проанализировать пути выхода из них.

Ситуация 1. Саша, выходя из класса, нечаянно зацепил и сбросил на пол пенал Кристины. Кристина рассердилась и специально сбросила с парты Саши все, что там лежало. В результате они начали обзывать друг друга, потом чуть не подрались.

Ситуация 2. Класс условно разделили на две группы, в которых и там, и там есть сильные лидеры, активисты. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах стычки, ссоры. Эта ситуация раздражает весь класс. Как ребята могут разрешить данную ситуацию?

Психолог.  Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

А сейчас мы проведем диагностику  поведенческого стиля в конфликтной ситуации.

Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?” Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

3 балла – часто; 2 балла – от случая к случаю; 1 балл – редко.

Опросник

1.     Угрожаю или дерусь.

2.     Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

3.     Ищу компромисс.

4.     Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.     Избегаю противника.

6.     Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7.     Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8.     Иду на компромисс.

9.     Сдаюсь.

10.           Меняю тему.

11.           Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

12.           Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13.           Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

14.           Предлагаю мир.

15.           Пытаюсь обратить все в шутку.

Ключ

А (1,6,11); В (2, 7,12); С (3, 8,13); Д (4, 9,14); Е (5,10,15).

А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защи­щая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б - примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетво­рить обе стороны.

В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отка­заться от своей позиции.

Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стара­ются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

4. Подведение итогов.

Беседа:

– Что нового вы узнали для себя сегодня?

– Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Пути разрешения конфликтов" 9 класс»

2


Час психолога "Пути разрешения конфликтов"

Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

Задачи:

  • определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”.

  • рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

  • рассмотреть алгоритм действия в конфликтной ситуации и пути разрешения конфликтов.

  • Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации.

Ход урока:

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук – философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, его функции, а так же алгоритм действия в конфликтной ситуации и пути разрешения конфликтов.

3. Основная часть.

Учащиеся садятся по группам. Каждая группа должна составить понятия, которые ассоциируют со словом «конфликт». (борьба, зло, агрессия, война, вражда, ненависть, драка, слезы, грусть, раздражение, недоверие, насилие, боль).

Психолог. Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие – то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаю вам дополнить схему «Функции конфликта».

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

ПОЗИТИВНЫЕ

Познание друг друга.

В конфликте выясняется истина.

Происходит утверждение личности.

Может быть достигнут положительный результат.

Человек может самосовершенствоваться.

Открываются вещи, которые мы раньше не замечали.

НЕГАТИВНЫЕ

Ощущение насилия, давления.

Падает настроение.

Может отрицательно сказаться на здоровье.

Возникает нежелание работать в данном коллективе.

Появляется раздражительность.

Депрессия.

Практически психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

  1. Выделить суть проблемы.

  2. Увидеть ее со стороны.

  3. Поставить себя на место другого человека.

  4. Найти конструктивное решение проблемы.

В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений).

Сейчас вам в группе предлагается рассмотреть конкретную ситуацию и попробовать с точки зрения полученных новых знаний проанализировать пути выхода из них.

Ситуация 1. Саша, выходя из класса, нечаянно зацепил и сбросил на пол пенал Кристины. Кристина рассердилась и специально сбросила с парты Саши все, что там лежало. В результате они начали обзывать друг друга, потом чуть не подрались.

Ситуация 2. Класс условно разделили на две группы, в которых и там, и там есть сильные лидеры, активисты. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах стычки, ссоры. Эта ситуация раздражает весь класс. Как ребята могут разрешить данную ситуацию?

Психолог. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

А сейчас мы проведем диагностику поведенческого стиля в конфликтной ситуации.

Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?” Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

3 балла – часто; 2 балла – от случая к случаю; 1 балл – редко.

Опросник

  1. Угрожаю или дерусь.

  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

  3. Ищу компромисс.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему.

  11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

  13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Ключ

А (1,6,11); В (2, 7,12); С (3, 8,13); Д (4, 9,14); Е (5,10,15).

А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защи­щая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б - примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетво­рить обе стороны.

В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отка­заться от своей позиции.

Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стара­ются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.



4. Подведение итогов.

Беседа:

– Что нового вы узнали для себя сегодня?

– Изменилось ли ваше мнение о конфликте?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Классный час "Пути разрешения конфликтов" 9 класс

Автор: Новичкова Ксения Альбертовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Классный час "Семейные конфликты и пути их разрешения""
    ["seo_title"] => string(61) "klassnyi_chas_siemieinyie_konflikty_i_puti_ikh_razrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "375518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483595412"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Классный час "Урок мира" в 4-м классе"
    ["seo_title"] => string(37) "klassnyi_chas_urok_mira_v_4_m_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "346427"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475061677"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Классный час: "Три мира воедино слитых: семья , учителя, дитя""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyichastrimiravoiedinoslitykhsiemiauchitieliaditia"
    ["file_id"] => string(6) "288588"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454653412"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Классный час "Дружба"!!!"
    ["seo_title"] => string(19) "klassnyichasdruzhba"
    ["file_id"] => string(6) "263767"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449591988"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект классного часа на тему; "Профилактика беспризорности""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiektklassnoghochasanatiemuprofilaktikabiesprizornosti"
    ["file_id"] => string(6) "285926"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454258363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства