Ситуативные технологии
Дети быстро растут и меняются, они очень гибкие и подвижные в восприятии действительности, в поиске своих интересов и способов самореализации. Ребенок живет настоящим, то, что происходит сейчас, его по?настоящему волнует. Завтра это потеряет для него смысл: будет другая ситуация и другое настроение. В определенные моменты педагог просто не может остаться в стороне. И он видит серьезный воспитательный потенциал ситуации, и берет на себя ответственность за ситуацию, управляет ей. Примеры таких ситуаций:
• назрел конфликт в отношениях, что влияет на ситуацию в классе, на взаимодействие педагога сучащимся, отдельным ребенком;
• ЧП (разбили окно, украли ноутбук и т.п.);
• требуется поддержка инициативы ребенка,
• хамская деятельности отдельного ребенка (вспыльчив, чересчур эгоистичен, проявляет неуважительное отношение к педагогу, товарищам, обманывает и т.п.);
• общее сильное эмоциональное переживание в классе (общая радость, общая драматическая ситуация);
• открытое и яркое проявление ребенком позиции касательно событий в стране, в мире.
В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с непредвиденными в ходе планирования ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае использую ситуативные технологии. Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение.
С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».
- Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”: задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, требующие длительного времени для своего разрешения.
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации.
1. Обнаружение факта
Учитель узнает о том, что поизошло.
2. Описание (восстановление) конкретной педагогической ситуации
Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная:
3. Определение характера содержания педагогической ситуации
Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Для младших школьников это:
Драки. Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому зарождается и укрепляется в младшем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, из-за несовпадения оценочных суждений.
Жалобы, ябедничество, доносы. Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял...», «А он списывает...», «А он меня ударил...»
Страхи. Учащиеся 1–4-х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся родителей, учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты.
Клички и прозвища. Дети, как правило, обращаются друг к другу не по именам, а по кличкам, прозвищам, и нередко – с целью унизить достоинство.
Испорченные вещи. Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе
Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участником события и диалога? каков характер конфликта? каковы мотивы действий мальчика?
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых
На основе анализа ситуации появляется возможность сформулировать педагогические задачи.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач
Необходимо вспомнить аналогичные ситуации, изучить психолого-педагогическую литературу.
7. Выбор способов решения педагогической задачи
Это самый трудный этап. Можно с уверенностью сказать, что им современный учитель владеет хуже всего. Хотя богатый опыт решения задач, относящихся к штатным ситуациям, существует, но он плохо изучен и описан.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения
В зависимости от того, насколько эффективны были примененные учителем способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги.
Ситуативный классный час (Н.П. Капустин) может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.
Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:
· осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;
· наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
· внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;
· определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;
· внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;
· рефлексия всего события;
· свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
· обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными нормами;
· мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу
Разбор ситуаций помогает учащимся прогнозировать свои поступки и действия другой стороны, помогает избежать возможных конфликтов, а при их возникновении искать пути выхода из конфликта.
Например, при разборе ситуации, сложившейся на уроке русского языка, я предлагаю ребятам ролевую игру. Один из учеников выполняет роль учителя, другой — виновника конфликта, остальные — очевидцев. Причём, виновник конфликта – это ученик, не являющийся таковым на самом деле. Мы разыгрываем ситуацию, сложившуюся на уроке, и каждый участник высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем выход и альтернативное поведение. Далее оцениваем своё поведение в данной ситуации. Такая работа помогает увидеть себя со стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения товарищей.
На классных часах можно применять тренинги общения, имеющие цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Например,в классах уместно проводить тренинг на развитие умения разрешать межличностные конфликты, на развитие коммуникативных навыков общения. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
· отработать навыки убеждения
· отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
· развить умение находить подход к людям
· подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
· развитие умения невербального средства общения.
· обучить эффективным способам общения
Примеры упражнений
Упражнение «Семь богатырей» (20 минут)
Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.
Ход упражнения. Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.
Рефлексия (10 минут).
После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?
Упражнение «А я счастлив» (10 минут)
Цель: узнать о способах поднятия настроения.
Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у… (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.
Рефлексия: (5 минут).
Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?
1. Я — особенный. Мои чувства.
2. Нравится — не нравится в моей жизни. Гнев. Страх. Что с ними делать?
3. Дружба. Отношения. Знакомство.
4. Толерантность. Я и другой, не похожий на меня. ?
5. Ответственность.
Ситуативная технология –важна не ради осложнения отношений (определения виновных и выбора способа справедливого наказания),а ради помочь каждому лучше узнать и понять самого себя, других. При умелой работе педагога с ситуацией у воспитанников формируются рефлексивные знания и умения, которые важны для их жизненного самоопределения, саморазвития.