Просмотр содержимого документа
«Из истории понятия "детство"»
Из истории понятия «детство»
Развитие института правового положения ребенка обусловлено созданием в России демократического гражданского общества. Именно с детства в процессе социализации в сознании ребенка формируются ценностные ориентации гражданского общества и правового государства, что делает актуальным изучение правового статуса юных граждан. Молодежная политика в России направлена на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодёжи, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей, ознакомление молодого поколения россиян с их правами и обязанностями, принадлежащими им как обычным людям и как гражданам Российской Федерации.
Детство – это временной период, который охватывает время от рождения человека до начала его полового созревания. Детство – прекрасная пора для каждого человека, когда он огражден от взрослых забот. В этот период дети не сталкиваются с жестокостью и несправедливостью окружающего мира, умеют искренне относиться к людям, не примеряя на себя социальные маски.
Однако само понятие «детство», как особое состояние человека, возникло только сто пятьдесят – двести лет назад. В первобытном обществе мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу. В Спарте новорожденных осматривали старейшины и оставляли в живых только здоровых и крепких детей, а больных и ослабленных умерщвляли. До 7 лет дети жили в семье, где их приучали быть неприхотливыми к пище, не бояться темноты, легко переносить голод и лишения. С 7 лет мальчиков обязательно отдавали в государственные учреждения типа казарм, где они находились до 18 лет. Здесь они в любую погоду ходили босыми, в легкой одежде, спали на жесткой постели из тростника, скудно питались. Подростков 14—15 лет заставляли принимать участие в избиении рабов. Девочки, оставаясь в семье, получали физическое и нравственное воспитание. Их готовили к тому, чтобы быть матерями здоровых, крепких детей, а во время войны, когда мужчины уйдут в поход, охранять город и держать в повиновении рабов. В средние века никто не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Даже само слово "ребенок" в средневековой Германии было синонимом для понятия "дурак". В новое время дети начинали работать на фабрике с 6 лет, нередко с 5 лет, еще чаще с 7 лет, а в возрасте 8 лет, как правило, работали уже все дети неимущих родителей. Статус детства пролетарского ребенка формируется только в XIX-XX вв., когда появилось законодательство, юридически запрещающее детский труд.
Детство, как особый период в жизни человека, связан с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, стало рассматриваться только в ХХ в. Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. С юридической точки зрения ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка, состоящая из 54 статей, которые распространяются на всех детей. В России права детей охраняет Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним дети имеют право на жизнь, семью, заботу со стороны родителей или государства, право на имя и гражданство, право на использование общественных благ, право на здоровый рост и развитие, право на питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, право на любовь и гармоничное развитие, право на получение образования, право на защиту от физического и морального насилия.
Каждый человек должен хорошо знать, какие права и обязанности у него есть. Ведь от незнания каких-то прав или в случае невыполнения каких-либо обязанностей может возникнуть ситуация грозящая административной, гражданской, уголовной ответственностью человека. Поэтому молодежи, только вступающей во взрослый мир, сталкивающейся с новыми сферами общественной жизни, особенно важно хорошо знать свои права и, конечно, не забывать об обязанностях.