kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по истории в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: способствовать изучению периода правления Елены Глинской, ее реформ, причин установления боярского правления; исследовать качества и черты, приобретенные Иваном IV в детстве.

Задачи:

1. Способствовать получению информации о периоде правления Елены Глинской.

2. Предоставить возможность анализа причин установления боярского правления.

3. Исследовать качества и черты Ивана IV, приобретенные им в детстве.

4. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

5. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых, патриотических и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Цель занятия: способствовать изучению периода правления Елены Глинской, ее реформ, причин установления боярского правления; исследовать качества и черты, приобретенные Иваном IV в детстве.

Задачи:

1. Способствовать получению информации о периоде правления Елены Глинской.

2. Предоставить возможность анализа причин установления боярского правления.

3. Исследовать качества и черты Ивана IV, приобретенные им в детстве.

4. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

5. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых, патриотических и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории в 7 классе»

Конспект урока по истории в 7 классе

учителя истории и обществознания Матвеевской Н.И.

МБОУ Школа № 128 г. Самара



Раздел: История России 7 класс

Тема: Начало правления Ивана IV

Тип занятия: изучение и освоение нового материала

Цель занятия: способствовать изучению периода правления Елены Глинской, ее реформ, причин установления боярского правления; исследовать качества и черты, приобретенные Иваном IV в детстве.

Задачи:

1. Способствовать получению информации о периоде правления Елены Глинской.

2. Предоставить возможность анализа причин установления боярского правления.

3. Исследовать качества и черты Ивана IV, приобретенные им в детстве.

4. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

5. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых, патриотических и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «История России. 7 класс». - Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.; проектор; мультимедийная презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: письменная работа, рассказ, обсуждение, работа с текстом, просмотр презентации

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.):

- приветствие: Добрый день.

- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?

(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);

- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;

- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.

II. Актуализация опорных знаний (20 мин.)

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о внешней политике Российского государства в первой трети XVI в. Узнали, с какими странами взаимодействовало наше государство. А теперь, давайте проверим ваши знания при помощи исторического диктанта.

Учащимся раздаются тетради для проверочных и самостоятельных работ.

Исторический диктант

1. Главной внешнеполитической задачей единого Русского государства в первой трети XVI в. была борьба с …..

Ответ: с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли

2. Какие цели преследовал великий князь литовский Сигизмунд Ягеллон, заключая союз с Крымским ханством?

Ответ: объединение против Российского государства.

3. Напишите имена литовских князей, признавших себя вассалами Василия III.

Ответ: Михаил и Василий Глинские.

4. Результаты мира, заключенного в 1508 г. между Российским государством и Великим княжеством Литовским?

Ответ: 1. Литва признавала все прежние завоевания Московского княжества, совершенные Иваном III.

2. Земли князей Глинских остались в составе Великого княжества Литовского.

5. Запишите два повода, приведшие к новому военному столкновению между Россией и Литвой (1512-1522).

Ответ: 1. Арест сестры Василия III великой княжны Елены, пытавшейся бежать из Великого княжества Литовского.

2. Заключение антироссийского литовско-крымского договора.

6. Результаты русско-литовского перемирия, заключенного в 1522 г.?

Ответ: 1. Польский король и великий князь литовский Сигизмунд I уступил Российскому государству смоленские земли.

2. Василий III отказался от притязаний на Киев, Полоцк и Витебск.

7. Годы русско-ливонской войны?

Ответ: 1501-1503 гг.

8. Причина русско-ливонской войны?

Ответ: торговая блокада России литовскими и ганзейскими купцами.

9. Союзник Российского государства в борьбе против Ганзы, Ливонского ордена и Швеции.

Ответ: Дания.

10. Династия, правившая в Священной Римской империи?

Ответ: Габсбурги.

11. Посла, какой страны в 1514 г. принял Василий III?

Ответ: посла императора Священной Римской империи.

12. Что являлось признанием равенства российского государя и императора Священной Римской империи?

Ответ: В договоре между странами Василий III именовался кайзером – цесарем, т.е. царем.

13. В каком веке произошел распад Золотой Орды?

Ответ: начало XV века.

14. Какие ханства выделились из Золотой Орды?

Ответ: Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское, Ногайская орда.

15. С кем, после стояния на реке Угре, Иван III заключил союз?

Ответ: с правителем Крымского ханства Менгли-Гиреем.

16. В каком году были установлены дипломатические отношения России с Османской империей?

Ответ: в 1498-1499 гг.

17. Кто стал правителем Казанского ханства в 1487 году?

Ответ: Мухаммед-Эмин

18. Где и когда была построена крепость Васильсурск?

Ответ: в 1523 году на реке Волге.

Учитель: теперь обменяйтесь тетрадками со своим товарищем по парте, для того чтобы проверить результаты друг друга. Я снова зачитаю задания и ответы к ним, ваша задача заключается в том, чтобы поставить плюс, если ответ правильный и минус, если ответ не правильный. По окончанию проверки, подсчитайте количество правильных ответов и запишите их количество.

Далее проверка результатов исторического диктанта, подсчет правильных ответов и сдача работ учителю.

Учитель: те из вас, кто набрал от 14 до 18 баллов, заработал оценку «5»;

те, кто набрал от 11 до 13 – оценку «4»;

те, кто набрал от 7 до 10 – оценку «3».

III. Мотивационно-целевой этап (2 мин.)

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о сыне Василия III – Иване IV.

1. Что вам известно об этом человеке?

2. Из каких источников вы получили информацию о нем?

3. Давайте подумаем, о чем именно сегодня мы с вами поговорим и над чем поработаем?

Ответы учащихся

Учитель: Тема нашего урока «Начало правления Ивана IV»

IV. Изучение нового материала (15 мин.)

План урока:

1. Боярское правление. Елена Глинская

2. Личность Ивана IV

3. Венчание на царство

4. Московское восстание 1547 г.

1. Боярское правление. Елена Глинская

Учитель: (Слайд 3) В декабре 1533 г. великий князь московский и всея Руси Василий III умер.

Запись: В 1533 г. умер Василий III.

Учитель: Перед смертью Василий III назначил опекунский совет при своем малолетнем сыне Иване, которому на тот момент было три года. Боясь того, что младший брат Василия III - Юрий Дмитриевич предъявит свои права на престол, бояре через несколько дней после смерти Василия III возвели на престол Ивана IV.

Запись: Иван IV правил с 1533 по 1584 гг.

Учитель: (Слайд 4) Юрий Дмитриевич по приказу Елены Глинской, матери Ивана IV, был заключен в темницу, где через три года скончался от голода. Также она жестоко расправилась еще с одним сыном Ивана III – Андреем Старицким, который, как и брат, умер в темнице.

Елена Глинская отстранила от власти бояр-опекунов Шуйских, Бельских и Глинских и взяла бразды правления в свои руки.

Правление Елены Глинской продолжалось менее пяти лет.

Запись в тетради: Елена Глинская правила страной с 1533 по 1538 гг.

Учитель: Ею были проведены реформы, которые способствовали централизации государства. Одной из важных реформ, проведенных ею, была денежная реформа.

Задание 1. Поработав с текстом на стр. 42, вам нужно будет записать, в чем смысл данной реформы и какие еще нововведения появились.

Учащиеся: Денежная реформа – московский рубль стал единственной для всей страны денежной единицей. Были введены единые для всего государства меры веса и длины.

Учитель: При Елене Глинской Российское государство вело войну с Великим княжеством Литовским.

Задание 2. Поработав с текстом на стр. 43, запишите годы этой русско-литовской войны и результаты

Учащиеся: Русско-литовская война 1534-1537 гг. Результат: было заключено перемирие, по которому Гомель переходил Литве, а Себеж и Заволочье – России.

Учитель: А что послужило причиной этой русско-литовской войны 1534-1537 гг.?

Учащиеся: В 1534 г., видя, что Российское государство ослаблено внутренними распрями польский король и великий князь литовский Сигизмунд I начал войну с Россией.

Учитель: В апреле 1538 г. тридцатилетняя Елена Глинская неожиданно умерла, как полагают историки, она была отравлена боярами. Власть в стране снова перешла в руки бояр. После ее смерти борьба боярских родов за власть приобрела ожесточенный характер. Отравления и убийства соперников, их заключение в темницу или насильственное пострижение в монахи – все это стало обычным делом при московском дворе. Причем часто бояре совершали свои зверства прямо на глазах у юного государя.

2. Личность Ивана IV

Учитель: (Слайд 5) А теперь, давайте поговорим о самом Иване IV.

Задание 3. Но для этого вам нужно будет познакомиться с информацией п.2 на стр.43.

Учащиеся читают про себя. После ознакомления с информацией, начинается обсуждение прочитанного.

Ответы учащихся:

- Иван рос одаренным ребенком.

- Любил чтение.

- Интересовался описаниями жизни великих правителей прошлого и рассуждениями о божественном происхождении власти.

- В юные годы не получил систематического образования, однако в зрелом возрасте он поражал знавших его людей своими обширными знаниями.

- Был талантливым и весьма плодовитым писателем.

- Был хорошим оратором.

- В своих речах любил ссылаться на произведения древних авторов и приводил примеры из римской истории.

- Был обладателем крупнейшей в Европе библиотеки.

- Сочинял церковную музыку.

- Хорошо играл в шахматы.

- Был беспощадно жестоким, болезненно подозрительным и мстительным.

Учитель: Вот сколько информации вы узнали об Иване IV.

3. Венчание на царство

Учитель: На 17-м году жизни Иван заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство, а не на великое княжение, как это было принято на Руси.

Задание 4. Поработав с текстом на стр. 43, найдите информацию о том, что давал этот шаг – венчание на царство, Ивану IV?

Учащиеся: Значительное укрепление верховной власти и неограниченные права, которыми пользовались ордынские ханы и византийские императоры.

Учитель: (Слайд 6) 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание Ивана IV на царство. Шапку Мономаха (рис. на стр. 43) возложил на голову царя митрополит, подчеркивая тем самым особое положение церкви в государстве. Иван IV Васильевич стал первым в истории России «боговенчанным царем».

Запись в тетради. 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание Ивана IV на царство.

4. Московское восстание 1547 г.

Учитель: Следующая наша с вами задача – это работа с информацией п.4 на стр. 44 о Московском восстании 1547 г. Ознакомившись с текстом, вам нужно будет записать в тетрадь: причины, повод, ход восстания и результат (данная работа может быть задана в качестве домашнего задания).

Причины: борьба за власть между боярскими родами привела к злоупотреблениям властью, беззаконию, взяточничеству; ухудшение положения широких слоев населения; возвышение рода Глинских.

Повод: пожар в Москве, уничтоживший почти весь город.

Ход восстания:

- 26 июня 1547 г. вооруженные горожане, ворвавшись в Кремль, потребовали выдать им Глинских на расправу;

- был забит камнями дядя Ивана IV – Юрий Глинский;

- разграблены дворы Глинских, перебиты их слуги;

- царь с семьей сбежал в подмосковное село Воробьево;

- толпа двинулась в Воробьево;

- удалось убедить народ, что Глинских в Воробьеве нет.

Результат: народные восстания в Москве и в других городах убедили царя в необходимости проведения реформ, направленных на укрепление центральной власти.

По завершению работы начинается проверка и обсуждение Московского восстания 1547 г.

V. Рефлексия (2 мин.)

Учитель: Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Кто такой Иван IV?

2. Кто были его родителями?

3. Какие новшества ввела Елена Глинская?

4. Какое новшество ввел Иван IV?

5. Какой материал был трудным, непонятным?

6. Понравился ли вам урок?

7. Что еще нового по этой теме вы хотели бы узнать?

VI. Подведение итогов (2 мин.)

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

VII. Домашнее задание (2 мин.): читать стр. 42-44; вопросы 1-3 рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа»; ответить на вопросы рубрики «Изучаем документы» на стр. 48; по желанию подготовить сообщение о Елене Глинской, Иване IV.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по истории в 7 классе

Автор: Матвеевская Наталья Ивановна

Дата: 28.08.2021

Номер свидетельства: 585941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект открытого урока по истории Древнего мира  «Природа и люди Древней Индии»(5 класс) "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-priroda-i-liudi-drievniei-indii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415405440"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории «Киевская Русь накануне монгольского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-istorii-kiievskaia-rus-nakanunie-monghol-skogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "156392"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419525"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок мастер-класс по ритмике 4 класс  "Весенний бал""
    ["seo_title"] => string(62) "otkrytyi-urok-mastier-klass-po-ritmikie-4-klass-viesiennii-bal"
    ["file_id"] => string(6) "251425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447242923"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация к открытому уроку истории в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia_k_otkrytomu_uroku_istorii_v_5_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "471054"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1527252348"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта к уроку истории Древнего мира "В Афинских школах и гимнасиях""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_istorii_drievniegho_mira_v_afinskikh_shkolak"
    ["file_id"] => string(6) "395773"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488110143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства