kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание необходимости исследовательской технологии  обучения в последние годы все чаще приводит к организации конкурсов исследовательских работ школьников. Участие в подобных конкурсах  требует серьезной подготовки (длительной по времени) и профессиональной помощи педагогов. Педагог должен не только увлечь детей,  но и сам быть компетентен в организации исследовательской деятельности школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся»

Исследовательская деятельность учащихся


В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое трижды проходило в тридцати странах мира, российские школьники ни разу ни поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по - прежнему в большинстве случаев хорошо. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт – российских школьников не учат.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Понимание необходимости исследовательской технологии обучения в последние годы все чаще приводит к организации конкурсов исследовательских работ школьников. Участие в подобных конкурсах требует серьезной подготовки (длительной по времени) и профессиональной помощи педагогов. Педагог должен не только увлечь детей, но и сам быть компетентен в организации исследовательской деятельности школьников.

Для эффективной организации школьных научных исследований важно знать, что:

  • доклад – устное или письменное сообщение, позволяющее познакомить слушателей с определенной темой, дать общую информацию. Представленные материалы не требуют научной проверки или доказательств;

  • реферат – сбор и аргументированное представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в т.ч. представление различных точек зрения по этому вопросу;

  • проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата наиболее оптимальным способом;

  • исследовательская работа – работа, связанная с решением исследовательской задачи с заранее известным результатом.

Основные этапы, характерные для исследования:

  • постановка проблемы;

  • изучение теории, посвященной данной проблематике;

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности.


  1. Выбор темы исследования. «Как яхту назовешь, так она и поплывет». Эти известные слова очень хорошо соответствуют и нашему разговору. Только на первый взгляд, выбрать тему легко и просто.

К выбору темы следует отнестись очень вдумчиво. Школьнику, в большинстве случаев, тяжело учитывать все аспекты темы: актуальность, обеспеченность источниками и литературой, правильная формулировка темы, в конце концов. Разумеется, каждый ученик выбирает тему самостоятельно, учитывая местную специфику.

Главный критерий в выборе темы – наличие доступных школьнику источников.

Тема работы должна быть конкретной (относительно времени и объекта исследования), затрагивать только определенные вопросы. Часто школьники выбирают широкие темы, и в таких случаях существует угроза не раскрыть содержание или уйти в сугубо реферативную работу. Тема не должна быть слишком общей, сформулированной расплывчато, т. к. существует угроза вместо исследовательской работы представить пересказ прочитанного в книгах или найденного материала в Интернете. Тема должна дать возможность школьнику не только высказать свои идеи, но и проверить их экспериментально.

Рекомендации по выбору тем:

  • тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем;

  • тема должна быть конкретной (и для школьного исследования небольшой);

  • тема должна быть актуальной;

  • тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.

Таким образом, выбор и формулировка темы исследования – один из важнейших этапов организации исследовательской работы школьника. Исследовательская работа возможна только при условии интереса ребенка. Навязанная тема, при всей ее актуальности никогда не даст должного эффекта. Кроме того, большинство работ п темам, предложенным ученикам руководителями, или «заброшены» на каком – то из этапов, либо выполнены под давлением. Тема должна быть школьнику интересной. Сложно, но вполне решаемо.

  1. Научный аппарат школьного исследования. Научный аппарат – обязательный элемент исследовательской работы. Определение актуальности и практической значимости работы обязательны для исследователя с 1 по 11 класс. Обосновать актуальность, значит объяснить необходимость изучения выбранной темы. Совместно с руководителем старшеклассники выделяют объект и предмет исследования. При определении объекта исследования ученик должен ответить на вопрос: что рассматривается. Определяя предмет исследования, школьник отвечает на вопрос, как будет рассматривать объект именно в данном исследовании. Сформулировав предмет исследования, школьник избегает ошибки попытаться объять необъятное.

При грамотно сформулированной теме исследовательской работы, определении проблемы, объекта и предмета, школьнику легко сформулировать цель и задачи работы.

Цель исследовательской работы школьника – «сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе «исследования».

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить при достижении направленной цели. Конкретными задачами могут быть выбор определенных методов исследования, характер, объем используемого материала, решения определенных вопросов в процессе выполнения научного труда.

Рекомендовано при формировании цели использовать глаголы «обосновать», «доказать», «разработать», «выявить», «описать»…

Много споров всегда вызывает вопрос необходимости формулирования гипотезы исследования. Ни первоклассник, ни старшеклассник не готовы грамотно сформулировать гипотезу, если они не обучены основам исследовательской деятельности. Только в беседе школьника и научного руководителя возможно определение гипотезы исследования как предположения, выдвигаемого для объяснения того или иного явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы, поэтому она определяет основное направление исследования. Гипотезам предъявляют следующие требования:

  • гипотеза не должна включать в себя много положений;

  • гипотеза должна быть логически непротиворечивой;

  • гипотеза должна быть проверяемой при помощи имеющихся методов.

В результате исследования гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.

  1. Методы исследования. Все методы принято разделять на эмпирические (направленные на получение нужной информации путем эксперимента) и теоретические. Среди эмпирических методов необходимо, в первую очередь, выделить наблюдение. Метод наблюдения важен как для естественно – научных, так и социальных исследований.

Чтобы метод наблюдения мог принести пользу, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • быть плановым - наблюдение ведется по определенному плану.

  • быть целенаправленным – фиксируются только те стороны явления. Которые интересуют исследователя;

  • быть систематичным.

Эксперимент доступен учащимся 1 по 11 класс, но на разных ровнях. В некоторой степени, эксперимент – универсальный метод. Преимущество эксперимента в том, что он позволяет изучать явление «в чистом виде». Эксперимент широко распространен в биологии, физике, химии, где он является ведущим. А вот географии, астрономии. Геологии использование эксперимента ограничено, так как создать условия, близкие к естественным, как правило невозможно.

В школьном научном исследовании достаточно разнообразно представлены и теоретические методы исследования. К ним относят анализ, математические и статистические методы.

  1. Структура исследовательской работы. Примерная структура исследовательской работы, как правило, включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист 1 стр.

  • оглавление (содержание) 1 стр.

  • введение 1-2 стр.

  • основная часть 10-15 стр.

  • заключение 1 стр.

  • список используемой литературы 1 стр.

  • приложения 2-5 стр.

Объем всей работы – 15 – 20 страниц.


Понимание каждым учителем того, что к исследовательской работе нужно готовить не только учеников, но и профессионально готовиться самому – обязательное условие успешности такой деятельности. Но, к сожалению, в данном направлении есть некоторые недостатки. Особого внимания требует самостоятельность исследовательской работы школьников. Недопустимо выдавать чужую, выполненную взрослым работу – за ученическую. В этом случае школьник не развивается. Бессмысленно списывание выложенных в Интернете работ (экспертам они видны с первого взгляда), не нужно простое переписывание учебников, авторефератов кандидатских и докторских диссертаций. В работе учитель не должен разрешать своим ученикам использовать специфический язык ученых (перегруженный терминами, понятиями). Дети не должны играть «роль ученого» как в театре. Потому что мы ставим цель не развитие артистических способностей, а развитие научно – исследовательских навыков. А те же, кто ищет выгоду в занятиях наукой, должны помнить притчу о молодом парне, который пришел обучаться к Эвклиду. Первым вопросом его был: «Будет ли мне польза от этого обучения?». Эвклид велел дать парню денег и отправить его домой, так как тот искал выгоду, а не знания.



Исследовательская деятельность школьников Страница 3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская деятельность учащихся

Автор: Нам Наталья Михайловна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Системно- деятельностный подход при обучении математики  на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(139) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-pri-obuchienii-matiematiki-na-primierie-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "107017"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403155208"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "«Интерактивная образовательная среда : модель организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве»."
    ["seo_title"] => string(159) "intieraktivnaia-obrazovatiel-naia-srieda-modiel-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-sovriemiennom-obrazovatiel-nom-prostranstvie"
    ["file_id"] => string(6) "267328"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450357059"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Программа организации исследовательской деятельности учащихся "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "103820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402639231"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся "
    ["seo_title"] => string(93) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-i-proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "240889"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445154116"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Исследовательская деятельность  учащихся по теме “Die Geschichte der Wolgadeutschen”. "
    ["seo_title"] => string(94) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-po-tiemie-die-geschichte-der-wolgadeutschen"
    ["file_id"] => string(6) "222680"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436690647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства