«Интерактивная образовательная среда (выявление и поддержка способной и талантливой молодежи): модель организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве».
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная многопрофильная школы им. В.Кудзоева с января 2011 года является инновационной площадкой по федеральной программе: «Интерактивная образовательная среда (выявление и поддержка способной и талантливой молодежи): модель организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве». Сохраняя интеллектуальный потенциал среди учащихся, а также развивая и создавая условия для реализации способностей одаренных детей, вся работа опирается на личностную ориентацию учебного процесса и полноценное развитие творческих навыков детей. Учащиеся школы имеют возможность реализовывать свои познавательные потребности в различных областях знаний и заниматься научно-исследовательской деятельностью с первых лет обучения.
Одновременно с внедрением новых стандартов общего образования сопровождение и поддержка талантливых детей ведется на всех ступенях обучения. Одним из путей развития интеллектуального потенциала обучающихся является их систематическое участие в различного рода олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных марафонах.
В школе введена предпрофильная подготовка на II ступени и профильное на III ступени обучения. Предпрофильную подготовку педагогический коллектив рассматриваем как психолого-педагогическую помощь и сопровождение талантливых детей. Она является неотъемлемой частью программы выявления и обучения одаренных детей.
Предпрофильная подготовка
Профильное обучение
Психолого-педагогическая помощь и сопровождение талантливых детей
В плане предпрофильной подготовки в 9-х классах введены элективные курсы, которые помогают учащимся определить профиль обучения. В школе введены гуманитарный, экономико-математический, исторический профили, а с 1 сентября 2011-2012 учебного года, тщательно изучив кадровый потенциал учительского коллектива, интеллектуальный потенциал учащихся и запросы родительского сообщества старшеклассников, был введен химико-биологический профиль на III ступени обучения.
Анализируя интеллектуальную одаренность и практическую работу с детьми, родителями педагогами, было определено, что интеллектуально- одаренные дети отличаются особенным психологическим складом характера. Они больше подвержены психическим травмам и потрясениям. Поэтому им целенаправленно оказывается психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности, что сопровождается в течение всех школьных лет.
В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников, а также на основании приказа Министерства образования и науки в октябре 2011 года в нашей школе проходила олимпиада по всем основным предметам. В этом этапе приняли участие 1200 обучающихся 5-11 классов, многие из которые по 2-5 предметам. Победители и призеры школьного этапа олимпиады (165 обучающихся) стали участниками муниципального этапа.
Учителя школы проделали большую предварительную работу по проведению школьного этапа олимпиады для того, чтобы участие в нем стало для обучающихся увлекательным и дало повод для более глубоких размышлений.
Участие в олимпиаде стимулирует интерес учащихся к изучению школьных предметов и предоставляет им возможность совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями в плане подготовки к ЕГЭ.
Предмет
Средний балл
2011
Город
РСО-А
РФ
Русский язык
67
62
59
56
Математика
60
55
53
41
Физика
58
53
53
48
Химия
80
65
65
57
Информатика
60
54
54
62
Биология
71
53
53
53
История
65
56
56
50
География
56
55
55
53
Английский язык
66
59
58
56
Обществознание
71
53
53
55
Литература
71
60
60
52
Анализ среднего балла
В октябре 2011 года на базе центра «Интеллект» проходил городской интеллектуальный марафон среди старшеклассников школ г.Владикавказа (в рамках целевой программы «Одаренные дети») по двум направлениям: гуманитарный и математический. Учащиеся школы приняли в нем участие и две ученицы стали победителями, одна из которых участвует в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Учащиеся школы принимали участие в Республиканских конкурсах молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии», «Ступень в науку», «Мой Иристон», «Я познаю мир». Работы ребят были очень интересными, содержательными и привлекли внимание членов экспертных комиссий.
На V Всероссийском открытом конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» в секции «Лингвистика» лучшей признана работа ученицы 9 Б класса Агунды Дзагаховой. Она стала обладателем диплома победителя 1 степени и одной из 32 серебряных звезд – высших наград конкурса. В октябре 2011 года Дзагахова Агунда,уже ученица 10 химико-биологического класса стала победителем VIII Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи и Всероссийского молодежного фестиваля «Меня оценят в ХХ1 веке» (ДДО «Непецино» УД Президента РФ). В сентябре она же - Диплом победителя в конкурсе научно-исследовательских работ «Мир биологии» в рамках II фестиваля науки Юга России.
Кусова Ирина, ученица 11 гуманитарного класса является участницей энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» и награждена Дипломом «За проявленный талант и успехи в изучении наук».
Большую возможность увидеть и раскрыть таланты учеников помогают предметные недели, на которых ребята могут показать не только свое художественное мастерство, но любознательность и всестороннюю одаренность. В рамках предметных недель проходит фестиваль защиты проектов и исследовательских работ "Мой первый шаг в науку»". Дни фестиваля посвящаются русскому языку и литературе, английскому языку, истории, биологии, химии, географии, математике, осетинскому языку и литературе. В неделю начальной школы свои проекты защищали обучающиеся 1 - 4 классов. Предметный марафон в целом нацелен на развитие компетентностей обучающихся, их творческого потенциала и популяризации всех предметов школьной программы. Отзывы обучающихся, родителей и педагогов позволяют сделать вывод, что эти цели всегда достигаются. Марафон становится традиционным в каждом учебном году.
Помимо мероприятий, проводимых в городе и республике, ученики школы с 1 по11 класс участвуют во всевозможных интернет конкурсах и олимпиадах.
Начало формы
Конец формы
Человек в современном мире должен творчески решать всевозможные задачи, критически мыслить, отстаивать свою точку зрения и обновлять свои знания. В связи с этим важным представляется требование к такому результату образования, который являясь совместной деятельностью, формой сотрудничества взрослого и школьника, обеспечивает протекание познавательных процессов.
Разумеется, при таком подходе к образованию существенно меняются роли ученика и учителя. Ученик становится не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора превращается в организатора учения.
В нашей школе все дети талантливы. Каждый ребенок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной и двигательной деятельности, сферах общения и лидерства. Мы стараемся предоставить детям возможность добиваться и демонстрировать свои индивидуальные достижения. В школе функционируют многочисленные тандемы преподавателей и учащихся. Для поддержания таланта учащегося учителя разрабатывают определенные правила. Они считают, что учение должно быть шествием от триумфа к триумфу. Они уверены, что ученик, добивающийся успехов, пусть даже незначительных, развивается быстрее и психически и физически, чем неудачник. К счастью, правильность такого подхода к образованию наших учителей очень часто подтверждается победами учеников на различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.