Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
В данной статье подробно изложены способы рпботы по проектной и исследовательской деятельности школьников. этот материал может быть полезен учителям химии, биологии, руководителям НОУ учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская и проектная деятельность учащихся»
Материал по исследовательской и проектной работе школьников в рамках научного общества учащихся
Научное общество учащихся «Генетик»
Работа научного общества направлена на исследовательскую деятельность школьников, когда обеспечивается возможность познания и усвоения детьми не только системы знаний, но и ценностей, нравственно- этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Приоритетной формой деятельности является исследовательская и проектная работа, которая развивает познавательные интересе учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта и исследовательской работы, развитие критического мышления, практические работы. Эти методы всегда ориентированы на самостоятельную индивидуальную, парную или групповую деятельность учащихся, которую ребята выполняют в течение определенного промежутка времени.
Работа секций школьного НОУ состоит из нескольких отделов: отдел научной и технической информации; лекторская группа; отдел теоретических исследований. В школьном НОУ занимаются учащиеся 5-9 классов, всего 32 человека. Результатом научно-исследовательской работы учащихся являются их выступления на экологических, краеведческих конференциях, участие в творческих конкурсах.
Для оказания консультативной помощи учащимся, их родителям и педагогам заключены договора с МИВлГУ, МПСУ, ГОУ СПО «МТРП», педколледжем Специалисты этих учебных заведений принимают участие в подготовке и проведении занятий правового лектория для учащихся и родителей, мероприятиях профориентационной направленности, общешкольных мероприятиях. Оказывают помощь и консультации в исследовательской деятельности учащимся школьного НОУ.
Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция «День науки», где учащиеся НОУ представляют свои исследовательские работы.
В работе школьного научного общества учащихся приоритет отдается предметам естественнонаучной направленности: физике, химии, биологии, экологии, географии.
Одна из задач работы НОУ - это способствовать формированию у учащихся интереса не только к естественнонаучным дисциплинам как учебным предметам, но и развитию у них творческого отношения к любому виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук.
Активное вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность позволит вызвать интерес и желание изучать химию, биологию, физику, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии.
Так как я являюсь учителем химии и биологии, то и занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися по этим предметам.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся научного общества способствует:
1. закреплению, систематизации и расширению знаний учащихся по основам естественнонаучных дисциплин;
2. расширению границы применения имеющихся химических и биологических понятий и знаний;
3. формированию системы взаимосвязи теоретических и практических знаний в химии и биологии;
4. выработке практических умений использования химических методов анализа для определения качественного состава веществ;
5. продолжению формирования умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности;
6. продолжению формирования навыков исследовательской деятельности (исследовательских компетенций);
7. развитию учебно-коммуникативных умений;
8. решению проблем охраны природы и здоровья человека.
При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания.
Кроме того, предлагаемые исследовательские работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся предусматривает и самостоятельную работу с учебной, справочной и научно - популярной литературой, подготовку реферата и проведение конференции, что способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать свои знания с целью повышения эффективности естественнонаучного образования учащихся.
Для выполнения проводимых химических исследований достаточно оборудования и реактивов, имеющихся в школьном кабинете химии. Некоторые исследования могут быть выполнены в лабораториях ВУЗов с которыми мы постоянно сотрудничаем (Муромский филиал Владимирского государственного университета, Муромский филиал московского социально-психологического университета).
Итогом работы школьного НОУ являются призовые места на международных, Всероссийских, областных, окружных научно-практических конференциях и конкурсах.
Одним из приоритетных направлений школьного образования является внимательное отношение к здоровью школьников. Внимание уделяется и школьному распорядку дня, физическим нагрузкам и правильному питанию детей как в школе, так и вне ее. Не секрет, что многие школьники завтраку или обеду предпочитают чипсы, газировку, жевательную резинку.
Разговоры о вреде такого питания дают мало результата, а когда учащиеся своими глазами видят, в ходе химического эксперимента, из чего состоит их любимый продукт и какой вред может нанести здоровью, то многие пересматривают свое отношение к вопросу питания.
В методике химического эксперимента важные факторы – простота, наглядность, доступность, практическая значимость. Учащиеся с интересом проводят опыты с продуктами питания, изучая их качественный состав, значение и влияние их на здоровье. После ряда опытов, когда учащиеся своими глазами видят, какие химические добавки содержат продукты, как влияют на здоровье, многие принимают решение отказаться от бездумного отношения к школьным завтракам.
В рамках НОУ естественного цикла с учащимися ведется работа по исследованию продуктов питания. Эти занятия носят не только исследовательский и научный характер, но и наглядно показывают взаимосвязь правильного питания и здоровья человека.
Вниманию педагогов предлагаются исследовательские работы: «Качественный анализ продуктов питания»(этот материал представляет 3 занятия из цикла: «Качественный анализ продуктов питания». Учащиеся 8-9 классов исследуют мороженое, чипсы, шоколад) и проект «Восстановление архивных документов от пожелтения в условиях школьной химической лаборатории», выполненные учащимися школьного НОУ «Генетик».