МАСТЕР – КЛАСС «Организация исследовательской проектной деятельности во внеурочное время»
МАСТЕР – КЛАСС «Организация исследовательской проектной деятельности во внеурочное время»
Исследовательская деятельность по истории края о наших земляках - участниках Великой Отечественной войны.
Сегодня речь пойдёт об ученической проектной исследовательской деятельности.
В последние полтора десятилетия в современной образовательной системе
исследовательская деятельность является одним из приоритетных направлений.
Особый интерес она приобретает сегодня, при переходе к стандартам второго поколения.
Исследовательская работа школьников связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Главной целью исследования в нашей работе является развитие личности. Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В ходе исследовательской проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах села, города и страны в целом в разное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР – КЛАСС «Организация исследовательской проектной деятельности во внеурочное время»»
МОУ Щербаковская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского района Белгородской области
МАСТЕР – КЛАСС
«Организация исследовательской проектной деятельности
во внеурочное время»
Подготовила
учитель истории
Соловей А
с.Щербаково
2014год
План проведения мастер – класса
«Организация исследовательской проектной деятельности
во внеурочное время»
Учитель
Соловей А.И.,высшая квалификационная категория
Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости!
Мотивация. Актуальность исследовательсй проектной деятельности
- Скажите, пожалуйста,что на ваш взгляд объединяет данные слова?
- колея
- гладкий
- собака – ищейка
- скользкий
- наследовать
- подражать
Все эти слова – древние родственники слова»исследователь».
Действительно, исследователь – это тот, кто наследует опыт поколений, оставляет
свой след собственный в истории, как собака – ищейка , нападает на след и идёт к
цели, а путь этот может быть как ровным, гладким, так и скользким, полным
противоречий, совершенствуется, учится на своих и чужих ошибках.
Сегодня речь пойдёт об ученической проектной исследовательской деятельности.
В последние полтора десятилетия в современной образовательной системе
исследовательская деятельность является одним из приоритетных направлений.
Особый интерес она приобретает сегодня, при переходе к стандартам второго поколения.
Исследовательская работа школьников связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Главной целью исследования в нашей работе является развитие личности. Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В ходе исследовательской проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах села, города и страны в целом в разное время.
Представление системы работы над исследовательским проектом
Долгие годы я работаю в клубе»Патриот», где занимаюсь с ребятами исследовательской проектной деятельностью . Начиная с пятого класса ребята учатся выполнять маленькие индивидуальные исследовательские проекты,например,»Моя родословная».Затем исследовательские работы из класса в класс усложняются, становятся более продолжительными по срокам, более сложными и объёмными, как индувидуальными , так и групповыми.
Метод исследовательских проектов позволяет педагогу индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Однако самостоятельно учащиеся не могут овладеть проектной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.
У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.
Основные этапы учебной исследовательской деятельности:
Постановка проблемы Обоснование проблемы.
Поиск и предложение возможных вариантов её решения.
Выбор темы исследования ,определение числа участников.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Самостоятельная работа учащихся по своим исследовательским заданиям.
Промежуточное обсуждение полученных знаний.
Обобщение полученных знаний
Презентация(защита) исследовательских проектов.
Коллективное обсуждение, выводы.
Правила выбора предполагаемого исследования:
Тема должна быть оригинальна и правильно сформулирована.
Тема должна быть интересна ребёнку.
Тема должна быть выполнима, выбрана в соответствии с возрастными и умственными способностями.
Имитационная игра на примере фрагмента занятия клуба »Патриот»
в 7 классе по теме»Дети войны».
По – продолжительности проект: средней продолжительности – один месяц
Комплектация групп: три группы по три участника в каждой.
Цель: проанализировать и составить полную картину жизни детей и подростков с.Щербаково на примере семьи Ковалевых в годы Великой Отечественной войны.
Данный фрагмент занятие клуба «Патриот» – это подготовительный этап :
1.Выбор темы исследования ,определение числа участников.
2.Обоснование проблемы. Поиск и предложение возможных вариантов её решения.
3.Распределение задач по группам.
Основным этапом планируется:
создание исследовательского проекта на основе собранного материала в музее школы, воспоминаний детей войны, собранных у свидетелей войны документов, фотографий.
Образовательные ресурсы: слайды с изображением военных сюжетов,детей войны,»Книга Памяти»
Этап 1. Разработка исследовательского задания
Задача этапа - Выбор темы исследования ,определение числа участников.
Обоснование проблемы. Поиск и предложение возможных вариантов её решения.
Выбор рабочих групп и распределении в них ролей.
Определение источников информации ,постановка задач, выбор критериев результатов.
Сценарий фрагмента занятия
Оргмомент
Определение темы
Учитель:
Ребята, каким самым дорогим праздником для всех жителей нашей Родины отмечен месяц май?
А чем обычно занимаемся мы в нашем клубе «Патриот» в преддверии Дня Победы?
Ответ: К Дню Победы мы готовим и проводим много конкурсов, экскурсий в школьный музей, готовим поздравительные открытки и ,конечно,занимаемся пополнением нашего музея новыми исследовательскими работами об участниках Великой Отечественной войны,о жизни односельчан в военные годы.
Учитель:
-А сейчас я прошу вас внимательно посмотреть кадры
Показ кадров фильма о детях Великой Отечественной войны
-Ребята , какие чувства у вас вызывают военные кадры?
- Сколько лет этим детям войны на снимках?
-Ребята, а теперь посмотрите на фотографию нашей жительницы села
Анны Владимировны,детство которой прошло в годы войны.Она осталась жива и сегодня проживает в с. Щербаково.Кто знает этого ухе пожилого человека? А можите вы назвать родных,односельчан,которых называют детьми войны?
Видите, как мало мы знаем о наших односельчанах – детях войны.
-Ребята, какую проблему вы увидели из всего увиденного и услышанного?
Ответы:Надо побольше узнать о
Учитель:
Вы правы,ребята, мы очень мало знаем об этих людях.
Наши девочки, из клуба»Патриот» провели опрос учащихся 5-8классов .Зачитайте,пожалуйста, ваши результаты.
На вопрос « Знаете ли вы жителей села, родственников, которые провели детство в страшные годы войны?
Ответили»Да»:
5кл. – 14%
6кл. – 17%
7кл. – 15%
8кл.- 19%
Мы сделали вывод, что ребята совсем мало знают о детях войны.
-Ребята, какую проблему вы увидели из всего увиденного и услышанного?
Ответы:Надо узнать о детях войны в нашем селе.
Учитель:
Какую же цель мы поставим в нашей исследовательской работе?
Цель: организуем работу над исследовательским проектом ,куда поместим все собранные воспоминания, документы о детях В.О.войны, наших односельчанах.
Как же мы назовём тему нашей исследовательской работы?
Ответ: «Дети и война»
Учитель: Какие задачи нам необходимо решить для этого?
Задачи(составляем с детьми):
-Собрать сведения о детях войны нашего села, посетить этих людей на дому, записать воспоминания, по возможности собрать фотографии, документы военных лет.Собранный материал обработать , оформить исследовательским проектом и поместить в школьный музей.
Учитель:
Это будет хорошим подарком для нашей школы к Дню Победы, потому что исследовательских работ по данной теме у нас в школе еще никто не делал.
Планирование действий по разрешению проблемы
Учитель:
Для работы над проектом мы должны создать три группы. Затем определим задания для каждой из них.
Сейчас вы по своему желанию поделитесь на три группы.
На доске вы видите три конверта с гиоргиевскими лентами, символами Победы в Великой Отечественной войне.
В конверт с названием»Архив»вы после проделанной работы поместите список детей войны и сведения о них: сколько их проживало в годы войны в нашем селе Кущино, сколько из них не смогли дожить до Победы.
В конверт с названием»Последние свидетели Великой Отечественной войны» вы постарайтесь собрать сведения о детях войны, которые проживают сейчас в нашем селе.
В конверт с названием «Военное детство»будут помещены воспоминания Ковалёвой Анны Владимировны, её сестры и брата об их военном детстве, фотографии и документы тех далёких лет.
- Ребята, вы посоветуйтесь и выбирите нужный вам конверт.
- Теперь каждая группа подумает над планом действий для ответа на главный вопрос,над заданием для каждого члена группы.
Ответ:
1-е задание:-обратиться к работникам Администрации сельского поселенияс просьбой поработать с документом»Похозяйственная книга с. Кущено 1939-1946г.г. Работа учеников:
1-ый ученик выбирает в записях по годам детей войны;
2-ой –делает записи.
2-ое задание: - узнать сведения в Администрации Кущинского сельского поселения и дополнительно у сторожилов села
1-ый ученик выбирает в записях по годам детей войны;
2-ой –делает записи.
3-е задание: - посетить на дому Ковалёву Анну Владимировну, её сестру и брата.
1-ый ученик ведет беседу по заранее составленному вопроснику,
2-ой- делает записи,фотографирует.
Учитель: мы будем собираться каждую среду обсуждать проделанную работу, чтобы идти дальше к цели.
5.Установка на успех
1. Все в группе равны.
2. Все трудятся дружно.
3 Каждый выполняет задание с большим удовольствием
4.Продукт труда – это активный и творческий труд каждого члена группы.
6. Итог
Учитель:
Ребята, так с какой же целью мы начинаем работу над исследовательским проектом?
- Итак, мы начинаем сбор информации.
7. Моделирование
Я предлагаю вам выбрать актуальную и интересную тему исследовательского проекта и составить этапы работы над его осуществлением.
8.Рефлексия
Рефлексия. - Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.