Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых ресурсов при изучении общеобразовательных дисциплин»
Резникова Анастасия Александровна,
Безденежных Татьяна Александровна,
Преподаватели высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
При переходе на дистанционный формат обучения, практически все педагоги столкнулись с серьёзными трудностями в организации учебного процесса. Мы и до начала пандемии работали с популярными образовательными платформами, но это, как правило, сводилось к скачиванию тематических презентаций, видеофрагментов, различных олимпиадных заданий и дополнительных учебных материалов.
В ситуации, когда возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, многие, даже самые опытные преподаватели были растеряны. В течение первой недели дистанта выручали социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые для нас стали основным способом оперативной связи не только со студентами, но и с родителями. Естественно, весь образовательный процесс: систематическая рассылка теоретического материала и контрольных заданий, своевременная проверка домашних работ с комментариями для последующей коррекции, а также аргументированная оценка деятельности студентов, невозможно построить с помощью только соцсетей. Для нас встала острая необходимость искать наиболее удобные образовательные платформы, с помощью которых можно оптимально наладить учебный процесс, приближенный к очному обучению.
Конечно, сейчас достаточно много таких обучающих платформ, но дидактические единицы по общеобразовательным дисциплинам, представленные на этих платформах, часто не соответствуют учебной программе, по которой работают в системе подготовки специалистов СПО.
Например, платформа «Я-класс» ориентирована на изучение русского языка и математики в 5-6 классах. Кроме того, некоторые из них были сильно перегружены и постоянно «висли», так что возможность работать на этих образовательных платформах представлялась нашим ребятам только в ночное время, что существенно снижает и мотивацию студентов к освоению математических знаний, и уровень их результативности.
Со своими студентами мы неоднократно принимали участие в работе платформы «Учи.ру», поэтому начали пробовать проводить дистанционные занятия именно с помощью этой хорошо зарекомендовавшей себя платформы. Но и она себя не оправдала, со временем начала зависать из-за большой загруженности. Также проблемой становится недостаточное количество материалов (охват не по всем темам кеурса). В ZOOMe также возникали технические неполадки, порой было невозможно работать. Да и далеко не у каждого студента есть возможность выходить в режим онлайн.
Уверены, цифровые образовательные ресурсы должны гарантировать высокую доступность к учебным материалам и соблюдать непрерывность доступа во времени. Этим требованиям соответствует модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда (Moodle), которая разработана в Технологическом Австралийском университете и очень популярна в образовательных организациях. К её основным достоинствам можно отнести: открытость, доступность, многофункциональность, универсальность и простоту в установке.
Русский язык и математика никогда не были легкими для изучения предметами, тем более для самостоятельного освоения студентом, поэтому одной из главных наших задач была разработка учебного курса таким образом, чтобы даже самому слабому студенту удалось успешно освоить новые темы. Коллеги согласятся, что далеко не каждый подросток в виду низкой мотивации и отсутствия постоянного педагогического контроля способен освоить эти сложнейшие дисциплины без квалифицированной помощи преподавателя.
Используя Moodle, такая возможность есть, так как эта система дистанционного обучения имеет широкий спектр возможностей. В настоящее время доступ к нашим учебным материалам по русскому языку и математике у студентов круглосуточный, в режиме «семь дней в неделю» и в том месте, где бы он сейчас не находился. А нам как преподавателям Moodle предоставляет отличную возможность постоянно находиться в тесном взаимодействии со студентами, своевременно контролировать и корректировать учебный процесс. Здесь можно организовать «Форум» и «Чат», в которых студенты задают актуальные вопросы, советуются, помогают друг другу, обсуждать возникшие при изучении сложных тем трудности.
Особенно радует в СДО Moodle возможность провести урок онлайн с помощью элемента «Видеоконференция», при этом можно записать для студентов «Видеоконференцию» либо использовать ресурс «Гиперссылка», чтобы они могли посмотреть урок в любое удобное для них время.
Элемент «Лекция» позволяет не только объяснить новый материал студентам, но и сразу проверить уровень его освоения. При составлении лекций для лучшего восприятия стараемся наглядно представить материал, вставляем фрагменты записанных видеоуроков.
В своих комментариях к ответам студентов в ходе лекции иногда используем смайлы, таким образом, создаем мотивационное поле.
Регулярный контроль знаний по изученным темам позволяют осуществить элементы «Задание» и «Тест», при этом элемент «Тест» допускает использование различных типов вопросов. Мы стараемся создавать вариативные тесты (случайный выбор варианта вопроса). Ни для кого не секрет, что значительную часть времени педагог тратит на проверку работ. При прохождении лекции и теста оценка выставляется автоматически, что значительно экономит время преподавателя. Педагог может просмотреть все попытки прохождения этих элементов студентами и увидеть, в каком задании студент допустил ошибку, а также установить время, затраченное на выполнение задания, прокомментировать ответ.
Подводя итог, отметим, что СДО Moodle является удобной бесплатной образовательной площадкой, она нацелена на максимальное приближение дистанционной учебы к очному формату, на постоянное поддержание прочной связи между педагогом и обучающимся.