kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование технологии коллективного способа обучения на уроках русского языка как условие обеспечения современного качества образования.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технология поможет ребенку самоопределиться

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии коллективного способа обучения на уроках русского языка как условие обеспечения современного качества образования.»»

Доклад на тему: «Использование технологии коллективного способа обучения на уроках русского языка как условие обеспечения современного качества образования.»

Тимиргалиева Флюра Уразметовна

учитель русского языка и литературы

МОАУ СОШ №14 г. Нефтекамска



Каждый учитель ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно-значимым, помогающим ребенку самоопределиться в жизни, решать возникающие жизненные проблемы, не теряться в потоке информации.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная и групповая. В последнее время все более широкое применение на уроках русского языка и литературы находит коллективная форма познавательной деятель ности. Нельзя не согласиться со словами Теренция , который сказал, что «ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше». И действительно, методика КСО(коллективный способ обучения) известна с 1930-х годов. Ее основатель- инженер Ривин Александр Григорьевич. Его попросили приготовить в ВУЗы разновозрастных учащихся с разным уровнем подготовки. Продолжателем его методики является учитель Дьяченко В.Г. В наше время вновь оживилась методика КСО .

Технология КСО имеет различные названия:

-организационный диалог;

-коллективное взаимообучение:

-обучение в сотрудничестве.

Основная идея технологии КСО -создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Преимущества технологии КСО: ученики отмечают, что учиться веселее, легче, интереснее на подобных уроках; свободная форма; высокая результативность.

Учитель-«вагоновожатый»(Выготский),который управляет процессом учения, считает: ученики активны; есть возможность каждого вовлечь в процесс познания; сотрудничество учителя и ученика- основа обучения; обеспечивает приобретение навыков самостоятельного обучения; формирует толерантное отношение к другим мнениям; высокая эффективность урока.

При КСО в обязательном порядке присутствуют и взаимосвязаны три вида активности: физическая-меняют рабочее место, пересаживаются,говорят

(единство речевой и мыслительной деятельности по А.Г.Ривину,В.К.Дьяченко), пишут,слушают,рисуют и т.д.;социальная-задают вопросы,отвечают на вопросы обмениваются мнениями;познавательная-вносят дополнения и поправки в изложения учителя,сами находят решение проблем,выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определенные трудности.Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка.На первом этапе школьники должны изучать правила общения:

1)отвечая на вопрос учителя,ученик обращается ко всему классу,а его товарищи должны повернуться к нему лицом;

2)ученик,отвечающий на вопрос учителя и допустивший ошибку,имеет право сам вызвать ученика для ее исправления;

3)исправляя ошибку товарища,надо смотреть на него(при этом используется диалогическая форма общения);

4)для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.

Следование этим правилам поможет взаимодействию учащихся на уроке.Ребята привыкнут внимательно слушать ответы,научатся анализировать их,смогут оказывать помощь в усвоении учебного материала ,приобретут навыки ведения диалога,смогут сравнивать свои знания со знаниями одноклассников.

Учащимся также небходимо приобрести навыки:

-читать вполголоса так,чтобы самому понимать текст и чтобы партнер его понимал;

-говорить вполголоса,но внятно;

-слушать внимательно партнера,который читает или говорит,помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысли;

-задавать вопросы по существу,обсуждая тему;

-управлять процессом работы пары и группы.

Мне бы хотелось остановиться на проблемах,которые существуют в моей школе и,думаю,знакомы многим учителям.

В средней школе №14 г .Нефтекамска обучаются дети из различных социальных семей,с разными способностями и возможностями.Но какими бы индивидуальными особенностями не обладал ученик,в свете требований к уровню подготовки выпускников,установленных государственным стандартом,результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования обязательны для всех.

Практический опыт преподавания русского языка в школе показал,что большинство учеников,особенно на II ступени обучения,имеет слабую мотивацию к обучению,которая с каждым классом падает.В связи с этим особую актуальность приобрели педагогические подходы и технологии,ориентированные не столько на усвоение знаний,умений и навыков,сколько на создание таких педагогических условий,которые дают каждому ученику понять,проявить и реализовать себя,а значит,повышают мотивацию в обучении.Это ,в свою очередь,будет способствовать повышению качества знаний ,бесспорно.

Создания психолого-педагогических условий для повышения мотивации всех учащихся класса при изучении русского языка привела к мысли о целесообразности использования приемов технологии «Коллективный способ обучения».

Работу по данной технологии я решила начать с 5 класса. Вначале была проведена большая подготовительная работа: беседы о толерантности, разучивание разговорного клише. Начали работу в группах(4-5 человек),где у каждого ученика есть своя обязанность :капитан, его помощник, выступающий, партнеры, ответственный за время. Вся работа протоколируется помощником капитана на специальных бланках «Наши успехи».Каждой группе раздаются карточки с инструктажем работы и заданиями. Роль выступающего на каждой работе меняется,меняется и состав группы.Таким образом идет сплочение коллектива класса.

Ученики по очереди высказываются ,задают друг другу вопросы, обсуждают спорные случаи, помогают тем, кто послабее. Идет взаимное обучение. на выходе группа создает общий продукт.

Первым опытом работы в группах было повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».Ученики обсудили вопросы ,данные в карточках(у каждой группы она разная)за определенное количество времени .Далее происходит совместное повторение. Учитель задает вопросы(по 1 вопросу из карточки каждой группы),выступающий от группы отвечает, остальные могут дополнять, если возникает необходимость в этом. Вторая часть: задания практические. Проводится взаимопроверка работ. Правильность выполнения проверяется с помощью ИКТ. Тут же проводится работа над ошибками. Делается вывод одним из капитанов по повторению. Вывод делается и учителем ,конечно. Анализируется, что удалось, а над чем стоит еще поработать.

Один из вариантов карточки по теме «Синтаксис и пунктуация»:

I.Теория.

1.Что изучает синтаксис?

2.Что такое пунктограмма?

3.Что входит в грамматическую основу предложения?

4.Перечислите второстепенные члены предложения.

5.Что такое диалог?

6Что входит в прямую речь?

Привести примеры по каждому ответу.

II.Практика.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Свежий ветер пахнет мятой,васильками,лебедой.

2.Расставить знаки препинания в предложении:

Погляди Юра как красиво сказала мама.

3.Записать на тему «Сентябрь» сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

КСО можно применять на разных видах урока: это может быть и урок изучения нового материала ,урок закрепления изученного, урок обобщения знаний. Он может иметь любую форму(игра,путешествие,диспут,дебаты и т.д.)

Групповая форма эффективна и в работе по развитию речи(описание картины).Например ,описание картины А.А.Пластова «Летом» Каждая группа получает свое задание:

1)перечислить предметы, изображенные на картине;

2)найти слова, обозначающие игру света на предметах;

3)описать героев картины;

4)описать пейзаж.

Советуясь в группах, учащиеся подберут нужные слова и с помощью словарей грамотно их оформят. Данная работа обогатит каждого ученика материалами, необходимыми для написания сочинения по картине.Наиболее выразительные и образные слова запишут все.

Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить еще раз, что использование на уроках русского языка технологии КСО действительно отражается положительно на качестве знаний учеников, формирует умения ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, способствует развитию тех качеств личности, которые востребованы в современном обществе.



Литература


1.Мкртчян М.А.Коллективный способ обучения.Практический курс .г. Саяногорск,2000г.

2.Цукерман Г.А.Зачем детям учиться вместе.М.,1900г.

3.Архипова М.С.Основы коллективного способа обучения//Народное образование.-1994г. №5.

4.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.-М.:Народное образование.-1998г.

5.ДьяченкоВ.К.Еще раз о коллективных учебных занятиях.//Народное образование.-1992г.№1-2






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тимиргалиева Флюра Уразметовна

Дата: 15.10.2023

Номер свидетельства: 638036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интерактивные инновационные технологии обучения в колледже "
    ["seo_title"] => string(71) "intieraktivnyie-innovatsionnyie-tiekhnologhii-obuchieniia-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "101737"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402429525"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства