Просмотр содержимого документа
«Использование метода арт-терапии в дополнительном образовании»
Принципы:
Принцип субъективного отношения. Педагог должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. Педагог не навязывает обучающимся свое видение, а помогает детям познавать самих себя.
Принцип активности.Педагог стимулирует инициативность и активность участников.
Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает педагогу создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.
Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. Педагог анализирует результативность и планирует дальнейшую работу с участниками.
Преимущества и недостатки:
с точки зрения возрастной психологии, метод является универсальным;
метод безопасен в использовании;
есть возможность применения методики в домашних условиях;
это прекрасный инструмент для проработки как негативных переживаний, так и позитивных эмоций;
для людей с заниженной самооценкой несомненным плюсом арт-терапии является обретение уверенности в себе;
метод является эффективным при купировании немотивированной агрессии;
интересным и исцеляющим в арт-занятиях является не только процесс создания работы, но и результат – законченное произведение искусства.
Примеры упражнений по арт-терапии:
Упражнение«Дорога жизни». Цель упражнения – коррекция жизненных установок личности. Я прошу вас нарисовать дорогу жизни. Для этого требуется вспомнить свои достижения и неудачи, взлеты и падения. На рисунке эти ключевые моменты нужно обязательно обозначить.
По окончании работы ответьте на следующие вопросы:
Вам нравится эта дорога?
Хочется продолжить путешествие по этому маршруту?
Возникает желание свернуть с этого пути? Если да, то почему?
А сейчас дополните эту дорогу теми элементами, которые ждут вас за поворотом. Так мы пришли к целеполаганию и определению целей на ближайшее будущее.
Упражнение «Притча». Цель этого упражнения – мотивация человека к деятельности, стимулирование активности, самопрограммирование на успех. Это упражнение можно сделать самостоятельно дома. Необходимо взять текст любимой притчи или доброй сказки. В течение 3 минут нужно ее читать и выписывать в столбик те слова из текста, которые находят в душе эмоциональный положительный отклик. По истечению времени, отведенного на работу с текстом, из получившегося списка нужно выбрать 5-7 самых ярких слов и составить из них фразу, которая станет жизненным девизом на ближайшее время
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества
Методические рекомендации
«Использование метода арт-терапии в дополнительном образовании»
2022 год
АРТ – ТЕРАПИЯ:
Эффективная технология (метод) гармонизации, развития человека, профилактики и коррекции психологических, педагогических и социальных проблем.
Арт-терапия это специальная форма психологической помощи, которая базируется на искусстве, в том числе на творческой деятельности
Целью методаявляется - создание условий для творческого самовыражения личности, обретения человеком гармонии с собой и с миром.
Основная задача арт-терапии в работе с детьми с помощью искусства и творчества – научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие, опираясь на игровую форму деятельности.
Примеры задач арт-терапии показывают масштабность этого направления. Этим обусловлено появление различных видов арт-терапии.
Показания для проведения терапии искусством:
возрастные кризисы;
отставание ребенка в психическом или речевом развитии;
депрессия, преобладание пониженного тонуса и плохого настроения;
эмоциональное выгорание, стресс, психотравма;
синдром хронической усталости;
низкая самооценка, наличие внутриличностных комплексов, негативное самовосприятие;
повышенная тревожность;
неустойчивость психики;
психоэмоциональные проблемы;
различные фобии, панические атаки;
трудности в общении с членами семьи, друзьями, коллегами, конфликтность, раздражительность, импульсивность;
Выбирая методы арт-терапии в работе с детьми, педагогу следует учитывать особенности возрастной психологии
Организация занятий по арт-терапии
В зависимости от возраста участников, продолжительность занятия обычно составляет один – два учебных часа. Занятие арт-терапией обычно делится на 2 части (теоретическую и практическую)
Этапы занятия
Вводный этап, на котором педагог устанавливает контакт с участниками, настраивает детей на предстоящую деятельность, сообщает группе цели данной встречи, предлагает на выбор техники работы.
Этап непосредственного творчества. На данном этапе участники группы погружаются в атмосферу творчества. Прислушиваясь к себе, своим внутренним ощущениям, они заняты процессом создания шедевра в той или иной технике. Педагог поддерживает обратную связь с группой через вопросы, разрешение проблемных ситуаций, комментирование отдельных моментов.
Этап обсуждения процесса и результата работы. На данном этапе участники демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, задают вопросы педагогу или же отвечают на его вопросы. Педагог в индивидуальном порядке дает рекомендации каждому участнику, подводит итог занятия.