kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Терапевтические возможности музыкального искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Терапевтические возможности музыкального искусства.

Стаценко М.Н., учитель музыки, педагог дополнительного образования

ЦДО МБОУ СОШ №12г. Новый Уренгой

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка – целитель здоровья»

Бехтерев В.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало ещё из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но ещё академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки. Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка — анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали — «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляет вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает на-

ряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. В центре дистанционного обучения (ЦДО) средней школы №12 г. Новый Уренгой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических вола, раскатов грома, шума дождя. Мои наблюдения показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм. Музыкапомогает справляться с болью и стрессом. Учёные изучают влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

—  влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

—  влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

—  воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Российской Академии Музыки имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровье сберегающих технологий в школе.

Список литературы:

 

  1. В.И. Петрушин Музыкальная терапия – М.: Владос 2010.
  2. Медведева Е.А., И.Ю. Левченко Л.Н. Комиссарова. Арт- педагогика и арт – терапия в специальном образовании. М., 2011.
  3. Р. Блаво «Музыкотерапия»: Альбом №1 «Музыка здоровья»., Альбом №2 «Лечебные силы звука»., Альбом №3 «Здоровья твоего ребёнка».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Терапевтические возможности музыкального искусства. »

Терапевтические возможности музыкального искусства.


Стаценко М.Н., учитель музыки, педагог дополнительного образования

ЦДО МБОУ СОШ №12г. Новый Уренгой


«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка – целитель здоровья»

Бехтерев В.



История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало ещё из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но ещё академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки. Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка — анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали — «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляет вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает на-

ряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. В центре дистанционного обучения (ЦДО) средней школы №12 г. Новый Уренгой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических вола, раскатов грома, шума дождя. Мои наблюдения показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм. Музыкапомогает справляться с болью и стрессом. Учёные изучают влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

— влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

— влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

— воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Российской Академии Музыки имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровье сберегающих технологий в школе.


Список литературы:


  1. В.И. Петрушин Музыкальная терапия – М.: Владос 2010.

  2. Медведева Е.А., И.Ю. Левченко Л.Н. Комиссарова. Арт- педагогика и арт – терапия в специальном образовании. М., 2011.

  3. Р. Блаво «Музыкотерапия»: Альбом №1 «Музыка здоровья»., Альбом №2 «Лечебные силы звука»., Альбом №3 «Здоровья твоего ребёнка».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Терапевтические возможности музыкального искусства.

Автор: Стаценко Марина Николаевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) ""Использование искусства в лечении в разные исторические периоды" Мини-реферат "
    ["seo_title"] => string(87) "ispol-zovaniie-iskusstva-v-liechienii-v-raznyie-istorichieskiie-pieriody-mini-riefierat"
    ["file_id"] => string(6) "207876"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430671023"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Арт-терапия, музыкальная терапия.Лечить музыкой"
    ["seo_title"] => string(52) "art_tierapiia_muzykal_naia_tierapiia_liechit_muzykoi"
    ["file_id"] => string(6) "345457"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474637551"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Психологические качества личности концертмейстера "
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskiie-kachiestva-lichnosti-kontsiertmieistiera"
    ["file_id"] => string(6) "240681"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445089340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства