Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории
Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории
Теоретические обоснования использования современных технологий обучения в преподавании обществознания и практические примеры с фрагментами разработок уроков. Применение на уроках обществознания и истории современных образовательных технологий позволяет обучать учащихся с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории»
Тема: Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории как способ формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.
Сердюкова Александра Николаевна
Преподаватель
ГБОУ НПО ПУ № 58 КК г. Армавир
Первая квалификационная категория
Реалии современного мира требуют от профессионального образования формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Новые образовательные стандарты предполагают постоянного совершенствования профессиональных навыков работы с обучающимися. В связи с этим возникает необходимость в построении состава профессиональных компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей, и формируемых на всех этапах получения специальности. Поэтому выбор образовательной технологии – это выбор стратегии, тактики обучения и стиля работы с обучающимися. При правильной организации обучения у студентов развиваются способности воспринимать противоречивый материал, анализировать информацию, творчески мыслить.
Применение на уроках обществознания и истории современных образовательных технологий позволяет обучать учащихся с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Мною был выработан собственный подход к использованию различных методик, техник и технологий ведения урока - через комплексное использование современных педагогических и информационно – коммуникативных технологий: технологии позиционного обучения, кейс технологии, педагогической мастерской, технология коллективного способа обучения, технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий.
Технология позиционного обучения, являясь технологией личностно – ориентированного обучения, позволяет раскрыть потенциал каждого ученика, привлечь его к усвоению учебного материала и получить качественный результат в короткие сроки. Она эффективна при обучении обучающихся с заниженной мотивацией обучения.
При использовании данной технологии снята проблема выставления оценок. Дифференцированный подход позволяет создавать разноуровневые задания, что дает возможность студенту постепенно усваивать необходимый материал.
Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу мной эффективно используются элементы педагогической мастерской, в которой органично можно использовать межпредметные связи.
Очень гармонично встраивать в обществознание, историю регионоведение. Рассказ об региональных особенностях часто вызывают активный интерес к изучению материала. Например, рассказ об уровне преступности в городе, о работе органов власти на местах, об особенностях протекания исторических событий и явлений на Кубани.
Использование педагогической мастерской позволяет разнообразить процесс образования. При конструировании урока встраиваются различные виды индивидуальной, групповой деятельности, работу с источниками.
Индуктор (переводится как «наведение на тему») – прием педагогической мастерской, который позволяет эмоционально настроиться, включить подсознание, области чувств каждого ученика. В качестве индуктора выступать могут видеозаписи, музыка, фото, которые способствуют настраиванию обучающихся на тему урока. Например, на тему о войне можно предложить увидеть видеофрагмент с кадрами военных действий.
Применение кейс – технологии позволяет сформировать коммуникативные компетенции обучающихся, что в профессиональной деятельности немало важно.
На уроках обществознания в разделе «Право» мной часто применяются мини-кейсы – задачи из жизни о правонарушениях, обучающиеся, пользуясь нормативными актами, разрешают данные задачи. Использую сказкотерапию, на основе сказок составлены задачи, для решения которых обучающимся также предлагаются законы РФ.
Рефлексия – один из важных этапов урока, она эмоционально завершает урок. Но рефлексировать должны не только обучающиеся, выразив свое эмоциональное отношение к теме, но и преподаватель. Рефлексировать педагог может в стихах, рисунках.
Фрагмент урока с применением комплекса современных педагогических технологий и информационно коммуникационных технологий:
Фрагменты этапов урока, элементы технологий
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1 этап урока. Индуктор – элемент педагогической мастерской. Фото семей, бракосочетаний, мелодия.
Вашему вниманию будет представлена информация, которую вы должны посмотреть. Какие чувства, эмоции, мысли у вас возникли после просмотра?
Смотрят на экран
На основании этого, как вы думаете, какова тема нашего урока? Прошу вас сформулировать тему, обсудив ее в группе.
Формулируют тему.
Слайд 3.
Да, действительно, тема нашего урока связана с семьей и браком. Звучит она так «Семейное право. Брачно – семейные отношения».
Записывают тему в тетрадь.
Слайд 4. Символ темы – элемент технологии позиционного обучения.
Символ урока – свеча. Она символизирует домашний очаг.
Изучение нового материала.
Слайд 5. Элемент технологии позиционного обучения – понятия, позволяет определить основные понятия по теме, на основе на основе самостоятельного выбора информации.
Слайд 6. Правильный ответ.
На экране посмотрите понятия, относящиеся не только к нашей теме урока. Из них я попрошу выбрать те, которые на ваш взгляд соответствуют теме урока.
Хорошо, а теперь посмотрите на доску, сравните, что у нас совпало.
Находят основные вопросы по теме.
Сравнивают и записывают в тетради.
Закрепление изученного материала.
Слайд 7.
Мини – кейсы и ролевая игра.
Сказкотерапия.
Для закрепления изученного нами материала, я хочу вам предложить разрешить одну спорную ситуацию и погрузиться в судебный процесс. Все вы знаете сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и её финал. Давайте представим, что конец этой сказки совсем другой: имущества герои не лишились, а затеяли судебные тяжбы.
Я предлагаю одной группе быть адвокатами старика, а другой адвокатами старухи. Ситуация следующая: прожив 30 лет в зарегистрированном браке старик со старухой заключили брачный договор. С того момента прошло три года. И старик решил развестись со старухой. В брачном договоре указывается, что всё совместно нажитое имущество до заключения контракта делится по полам, а после заключения договора, всё приобретённое имущество достаётся старику. Но старуха против развода и на первое заседание суда не является.
Уважаемые представители сторон, я вам раздаю требования старика и старухи.
Требования старухи: она против развода. Она требует, что бы брачный договор объявили недействительным и имущество поделили по закону.
Требования стрика: развести его со старухой в первое же судебное заседание, и оставить всё нажитое имущество ему единолично, как указанно в брачном договоре.
Для того чтобы разрешить сложившийся спор, вам необходимо ознакомиться со статьями Семейного кодекса, и предложить, какое решение может вынести суд по данному делу.
Слушают условия задания. Решают ситуации, озвучивают свои решения.
Мы живём в самом богатом крае нашей Родины. У нас живут разные народы, имеющие свои семейные традиции.
Пришедшие из глубины веков семейные традиции и казаков, и адыгов основаны на нравственном долге каждого человека. Семья являлась основой бытия, святыней, охраняемой не только её членами, но и всем обществом.
Но какие бы обряды, традиции, уклады не существовали на Кубани, их цель одна – создание крепкой, дружной, любящей семьи.
Рефлексия.
Слайд 9. Фото моей семьи.
У вас на столах лежат маркеры и листы. В рисунках закончите фразу: для меня семья и брак это …
Хорошо, для каждого из вас брак и семья это…(Все что нарисовали студенты)
А свое отношение к семье я хочу выразить в стихах.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Рисуют свое понимание семьи и брака.
Слушают стихотворение.
При комплексном подходе в использовании современных педагогических технологий и информационно – коммуникативных технологий обучающиеся самостоятельно формулируют тему занятия и цель. Для этого от педагога просто требуется мастерство управления процессом обучения, в чем и заключается основная концепция представления современного педагога.
Эффективность использования комплекса технологий доказана результатами промежуточного и итогового мониторинга качества знаний обучающихся, по которому качество знаний с 68% увеличилось до 85%. У учеников формируется более высокий уровень умения ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Главными целями гуманитарного обучения (особенно обществознания) стали вопросы формирования общекультурных и профессиональных компетенций: стремление к повышению качества работы, использованию нормативно – правовой базы по профессии, умение передавать информацию другим на вербальном и невербальном уровне, анализировать информацию, презентовать свое мнение.
Список литературы:
1.Блинов Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности – продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука - 2008; №1. С.52-56.
2. Княгин В. Массовое образование: социальный запрос или потребность экономики?/ В. Княгин, Н. Трудова// Платное образование. 2006. № 5. С. 18-21
3.Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособие. – 2-е изд. – М: Альфа-М; Инфра, 2010.
4. Полдолина М. Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. – М.: Издательский центр АПО, 2003.
5. Пугачёва М. Нужно изменить саму парадтгму содержания образования…/ М. Пугачёва // Платное образование. 2006. № 5. С. 14-17.
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
["file_id"] => string(6) "252208"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447343468"
}
}