kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на МО" Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте "Наша новая школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Формированию внутренней мотивации учебной деятельности младших школьников в контексте национальной   образовательной инициативы «Наша новая школа»  должны  способствовать:

-  увлечённое, интересное преподавание учителем своего  предмета;

-  ощущение учеником на учебном занятии своей компетентности;

-  включение  новейших и нетрадиционных форм обучения;

-  применение проблемного обучения,

-  эвристического обучения,

- технологий  организации групповой учебной деятельности младших   

  школьников,

- технологий развивающего обучения,

- исследовательских технологий,

- информационных компьютерных технологий,

- интерактивных технологий обучения и т.д.;

- организации ситуаций успеха в учебной деятельности;

- ребёнок должен верить в собственные силы;

-  создание   положительного микроклимата в классе, в школе;

- демонстрация достижений обучаемых;

- демонстрация возможности практического применения знаний в жизни;

-  создание атмосферы сотворчества в учебной деятельности;

- создание атмосферы уважения и доверия между  учителем и учащимися;

- учёт интересов, желаний, склонностей, намерений учеников;

- использование в учебном процессе   мультимедийных систем и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО" Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте "Наша новая школа" »











































Учитель МБОУ «СОШ№ 1»

г.Сафоново

Кислякова Елена Петровна

2013\2014 учебный год

Учителей часто волнует вопрос: почему , придя в школу, одних детей ждёт успех в учебной деятельности, а других разочарование? Почему одним детям нравится учиться в школе, узнавать новое, решать трудные задачки, а для других школьная жизнь превращается в непосильную ношу?

Одним из ведущих, основных факторов, которые определяют успешность обучения , является мотивация учения, мотивы оказывают сильнейшее влияние на поведение, деятельность, в том числе и учебную деятельность человека.

Учебная деятельность ребёнка формируется под влиянием потребностей, которые находят отражение в мотивах и является серьезной проблемой


Формированию внутренней мотивации учебной деятельности младших школьников в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» должны способствовать:

- увлечённое, интересное преподавание учителем своего предмета;

- ощущение учеником на учебном занятии своей компетентности;

- включение новейших и нетрадиционных форм обучения;

- применение проблемного обучения,

- эвристического обучения,

- технологий организации групповой учебной деятельности младших

школьников,

- технологий развивающего обучения,

- исследовательских технологий,

- информационных компьютерных технологий,

- интерактивных технологий обучения и т.д.;

- организации ситуаций успеха в учебной деятельности;

- ребёнок должен верить в собственные силы;

- создание положительного микроклимата в классе, в школе;

- демонстрация достижений обучаемых;

- демонстрация возможности практического применения знаний в жизни;

- создание атмосферы сотворчества в учебной деятельности;

- создание атмосферы уважения и доверия между учителем и учащимися;

- учёт интересов, желаний, склонностей, намерений учеников;

- использование в учебном процессе мультимедийных систем и т.д.



Немаловажное значение в формировании мотивации у младших школьников к учебной деятельности имеют задания:

1. Задания, которые требуют творческого подхода в их выполнении, задания на обобщение знаний, их систематизацию.

2. Задания, требующие умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, экспериментировать, исследовать.

3. Задания, на выявление, раскрытие противоречий, задания- головоломки, задания парадоксы, задания –загадки, поисковые задания и т.д.

4. Задания, которые в себе содержат скрытый вопрос.

5. Задания повышенной трудности; задания, требующие нестандартных решений и т.д.

Существуют различные приемы создания мотивации

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

Прием третий: создание проблемной ситуации. . Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации.

Прием четвертый: использование занимательного сюжета. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием.

Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.


Мною было проведено педагогическое исследование – на вопросы: «Зачем вы учитесь? Для чего вы ходите в школу?»

Первоклассники чаще всего отвечали, что они уже стали большими, взрослыми, они должны ходить в школу. Они хотят получать в тетради «Молодец», радовать родителей. Их привлекает повышенное внимание со стороны взрослых к ним, детям приобретают новые портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, альбомы и т.д. Родители позаботились о новой школьной форме. Дети радуются тому, что изменился их статус. Если раньше они были малышами, которые посещали детские сады, то теперь они стали учениками, т.е. «взрослыми» людьми. Можно сделать вывод, что первоклассников более всего привлекают внешние атрибуты школьной жизни.

Ученики 2 классов наиболее часто отвечали: « Папа и мама хотят, чтобы я учился, получал хорошие оценки»; « Я хожу в школу, потому что я уже взрослый»; «Все дети, когда становятся большими идут в школу»; «Я учусь в школе, чтобы получать только пятерки»; «Я учусь в школе, чтобы меня хвалили»; «Бабушка мне сказала, что если я не буду ходить в школу, то получу хорошие знания и смогу стать хорошим специалистом»

В 3 и 4 классах ответы детей носили следующий характер: «Я учусь, чтобы построить себе красивый, большой дом, когда я вырасту. Если буду хорошо учиться, то летом мы все вместе поедем в Италию»; «Я хожу в школу, чтобы много знать, мне нравится узнавать интересные вещи о птицах, зверях, домашних животных, вообще о природе»; «Я больше всего люблю математику, мненравится решать задачи, особенно, если есть несколько способов решения, нравится составлять выражения к задаче. Люблю решать уравнения»; «Я хочу стать грамотным, учу правила, правда диктанты не всегда пишу хорошо. Дома меня ругают, если получаю плохие оценки»; «Я всегда выполняю домашние задания, мне нравится учить стихи» .

Из этого видно, что мотивы у младших школьников со временем поменялись. Чем старше становится ребёнок в начальной школе, тем явственнее проявляются познавательные интересы к конкретным учебным предметам.

Ведущим мотивом со временем становится стремление занять достойное место в классе, быть уважаемым среди одноклассников. Но самым главным внутренним мотивом, должен стать мотив к постоянному стремлению ребёнка к самосовершенствованию, к самообразованию, стремление его к развитию, поскольку обучение не заканчивается в стенах школы, а только начинается, и будет продолжаться на протяжении всей жизни человека.

А теперь несколько слов, что использую я в своей работе для формирования мотивации в учебной деятельности.

Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

– создание ситуации успеха через выполнение заданий

– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, игровые программы, выставки, экскурсии заочные и настоящие по городам России

В своей работе я использую следующие приемы:

Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. У меня есть подборка интересных фактов «Удивительное рядом»

Приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие ( На что похожа буква», « Угадай персонаж»…) При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах»

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

«Найди лишнее число в каждом ряду»,

«Зачеркни его»,

«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,

«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,«Запиши его».

За время работы я обратила внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.

Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).
Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например:
- Работа в парах, задать друг другу вопросы
- Игры на внимание
- Провести небольшую беседу

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

факторы, влияющие на формирование учебной мотивации (см. схему):



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кислякова Елена Петровна

Дата: 15.07.2015

Номер свидетельства: 222929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства