Любая развивающаяся организация, стремящаяся обрести своё лицо, пытающаяся найти гармоничные способы сосуществования с социумом, заботится об имидже. И существует ряд причин, по которым необходимость формирования имиджа школы проявляется в наши дни всё более отчётливо. Почему?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Не секрет, что родители, выбирающие школу для своего ребёнка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей, всегда субъективными. А значит, от того, какое мнение сложится о школе, зависит её репутация на многие годы.
Поэтому любая развивающаяся организация, стремящаяся обрести своё лицо, пытающаяся найти гармоничные способы сосуществования с социумом, заботится об имидже.
И существует ряд причин, по которым необходимость формирования имиджа школы проявляется в наши дни всё более отчётливо. Почему?
Сложная демографическая ситуация усиливает конкуренцию образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор обучающихся и сохранение контингента.
Существует дифференциация и вариативность системы общего среднего образования.
Позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам: финансовым, информационным, человеческим.
Образовательное учреждение становится более привлекательным для педагогов ( стабильность и социальная защита).
Существует запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения (например, к инновационным процессам).
Легче развивается социальное партнёрство.
Т.о., целью формирования имиджа является повышение конкурентноспособности учреждения.
Если отношение, которое имеется у наших союзников, нас полностью устраивает, можно считать, что мы достигли своей цели.
Механизм достижения выглядит так:
Имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Школа, обладая большим количеством ресурсов, становится конкурентноспособной и повышает свою привлекательность для новых партнёров (т.к. имидж становится более позитивным).
Из представленной схемы видно, что формирование имиджа становится первым шагом для построения хорошей школы. И инициатива должна исходить от самого образовательного учреждения
Но прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения и особенностях его формирования, давайте уточним смысл понятия «имидж».
«Имидж» - это целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие в целях популяризации и рекламы.
Ключевые слова: «целенаправленно», т.е. имидж можно планировать и создавать; «воздействие», т.е. необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.
В современной литературе наиболее часто встречается определение сотрудника Центра социологических и маркетинговых исследований Пискуновой Татьяны Николаевны, которая рассматривает имидж образовательного учреждения как « эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социального окружения образовательного учреждения».
В публикациях разных авторов рассматриваются отдельные элементы структуры имиджа.
Что же включает в себя имидж школы?
Позитивный образ руководителя. Это персональные особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики ( образование, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики ( знание стратегии развития образования, содержания форм, методов, технологий, инновации на рынке образовательных услуг, знание основ управления, экономических и правовых основ функционирования школы).
Акмеологическая характеристика личности лидера предполагает наличие у него интуиции, прогностических способностей, уверенности в себе, решительности, рефлексивности, гибкости ума.
Качество образовательных услуг – вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки обучающихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами.
Уровень психологического комфорта подразумевает уважение в системе взаимоотношений учитель – ученик; бесконфликтное общение, оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса;
Образ персонала – это квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
Стиль образовательного учреждения заключается в эффективной организационной культуре школы; наличии и функционировании детских и юношеских объединений, визуальной самобытности школы, традициях, стиле взаимодействия между участниками образовательного процесса;
Внешняя атрибутика подразумевает наличие фирменного стиля (символики, школьной формы, школьной газеты, собственного сайта в интернете).
Процесс поиска своего лица может занять много времени, но это стоит того! Очень важно помнить, что любой член педколлектива является своеобразной Частичкой, которая несёт в мир информацию о Цельном, а значит, оттого, насколько мы разделяем общие цели и насколько осознаём средства их достижения, зависит личный успех каждого из нас.
Формирование имиджа – это процесс, в ходе которого создаётся некий сканированный образ на основе имеющихся ресурсов.
Начиная планирование работы над созданием имиджа, выделяют следующие этапы:
Первый – определение миссии.
Сначала нужно определиться с базовой идеей образовательного учреждения («изюминкой»). Т.е. нужно понять: а кто мы такие? В чём наша особенность? Это самый главный вопрос, вокруг которого и пойдёт вся дальнейшая работа. Ибо эффективно и долго «пиарить» мыльный пузырь ещё никому не удавалось. Миссия школы (сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования школы, в котором проявляется её отличие от других школ) и её ценности играют важную роль в позиционировании образовательного учреждения. Итогом этого этапа должно быть чёткое понимание того, каковы наши сильные и слабые стороны.
Дальнейшая стратегия проста: сильные стороны актуализируем и популяризуем, с проблемами – работаем.
Второй – определение целевой аудитории.
Необходимо понять, кого нам хотелось бы привлечь в союзники. Есть четыре основные группы: ученики, родители, СМИ, социальные партнёры + педагогический коллектив.
Ученики. Наши выпускники являются главными пиарщиками образовательного учреждения. Память о школе хранится долго, и если образ, который сложился у ребят по окончании школы малопривлекателен отдать в эту школу детей они вряд ли посоветуют. К тому же, именно ученики, ещё учась в школе, служат её своеобразной визитной карточкой.
Родители учеников способны дать реальную оценку нашей работы, откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нас. Поэтому они являются главной целевой группой. Родители могут выступать и основными инвесторами имиджевой политики (если мы с ними по одну сторону баррикад).
Социальные партнёры. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально – общественную активность, - ведь польза от такого партнёрства должна быть обоюдной.
СМИ являются посредником между школой и обществом: именно благодаря своевременному информированию о планах и достижениях мы можем существенно расширить круг своих потенциальных партнёров и сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих. Характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Например, для привлечения внимания состоятельных родителей рекламируют платные услуги. При ориентации на социальную деятельность, потенциальных союзников привлечёт внимание информация о волонтёрстве, общественных проектах, благотворительных акциях.
Третий – планирование. На этом этапе разрабатываются конкретные мероприятия, связанные с формированием имиджа. Условно их делят на внутренние и внешние.
Внутренние. Повышение организационной (корпоративной) культуры: создание школьной символики, разработка дресс – кода, изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, обучение этике деловых отношений.
Внешние – трансляция целей и деятельности школы для внешних «потребителей» - родителей, социальных партнёров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в проектах, исследованиях, волонтёрской деятельности, т.е. во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.
Важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализацией. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой – то части обещанного.
Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов коллектива. Важное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (мониторинге). Важно определиться с системой распространения и получения информации, а также с человеком, ответственным за эту часть работы.
Четвёртый этап – реализация проекта. На этом этапе самое важное – это ограниченная интеграция в непосредственный образовательный процесс. Деятельность по созданию имиджа может быть частью домашних заданий по разным предметам, или зачётной работой, или конкретным внеклассным мероприятием.
Пятый этап – проверка эффективности. На этом этапе (ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием является доведение итогов мониторинга до всех участников. Для формирования имиджа школы нет мелочей. Что же ещё может повлиять на имидж образовательного учреждения?
- соблюдение общей чистоты на всей территории (это не дорого!)
- неряшливый вид кабинетов и других помещений наносит непоправимый ущерб фирменной репутации
- звонки в школу и из школы (от того, как мы говорим, зависит впечатление о нас)
- встреча гостей школы в вестибюле. Неприветливое и неконструктивное общение создаёт психологический барьер у потенциальных союзников и порождает негативную установку по отношению к образовательному учреждению
- общественные собрания. Здесь имеет значение всё – начиная от формы приглашения и заканчивая причёской руководителя или учителя
- Крайне важно не только качество распространяющейся информации, но и её количество. Если потребителю не хватает какой – то информации, он её домысливает. Важно предоставлять максимум информации и налаживать обратную связь.
Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их школе лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней.
И сформированный имидж образовательного учреждения позволит решить многие задачи:
- повысить привлекательность школы , в первую очередь для родителей, учащихся, персонала;
- облегчить процесс введения новых образовательных услуг;
- повысить уровень организационной культуры;
- способствовать улучшению социально – психологического микроклимата в коллективе;
- повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллетива, методической работы в школе.
Не существует единственного идеального рецепта создания благоприятного имиджа, банальный рецепт – в самом факте поиска.
Список литературы
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. 2. Внешнеэкономический толковый словарь. / Под ред. И.П. Фаминского. - М., 2000 3. Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения//Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2003. 4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Минск: Хэлтон, 1998. 5. Зельцерман К.. Имидж компании: важна каждая мелочь. // «Секретарь-референт». - № 5 – 2006 6. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с. 7. Коноплицкий В., Филина А. Это - бизнес: Толковый словарь экономических терминов. - Киев, 1996 8. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. - 2000. - № 9. - 9. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 10. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с. 11. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999.№ 5. С. 45-51. 12. Самохин М.Ю. и др. Бренды в образовании // журнал «РR в образовании № 1, 2003. 13. Энциклопедия предпринимателя / С.М. Синельников и др. - СПб., 1994