kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические  аспекты  формирования  имиджа

практического  психолога

 

      Конец XX в. принес в нашу жизнь явление, которого не существовало в ней легально с 1936 г. Стали появляться так называемые практические психологи, которые предлагают обществу совершенно специфические виды услуг: определение готовности ребенка к школе, психологическое обеспечение бизнес-планов, психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п.

      Психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни — перспективой личного развития, будучи, таким образом, ответственным за ее определение в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

      Сегодня требования к высокому уровню гуманитарной, и в частности психологической, культуры специалистов в образовании становятся все более значимыми. Наряду с высоким уровнем умственных способностей большое значение приобретает так называемый «эмоциональный интеллект» (Д. Гоулмэн). Эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:

 

      — осознание собственного эмоционального состояния (что я чувствую);

      — управление своим эмоциональным состоянием;

      — внутренняя положительная мотивация (оптимизм);

      — способность контролировать эмоциональный импульс;

      — чувство другого человека (эмпатия);

      — навыки общения с людьми.

 

      Перечисленные характеристики «эмоционального интеллекта» входят в более общее понятие «психологическая культура личности». Психологическая культура личности является составляющей еще более широкого понятия — «имидж личности».

 

      Имидж практического психолога, работающего в системе образования, оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, психологической культуре и является важным показателем профессионального мастерства.

 

      Имидж — это социально-желательный образ, т. е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя в том числе наиболее эффективную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.

 

      Американские специалисты по имиджу подчеркивают важность впечатления, остающегося у аудитории после общения с профессионалом. Профессиональный психолог должен быть привлекательным, эмпатичным, открытым, вызывать симпатию. Он должен излучать уверенность, твердость. Такой подход базируется на следующей посылке: у человека есть свойство оценивать людей по их стилю и внешности, память на слова теряется задолго до того, как мы забудем внешнее впечатление о человеке.

 

      Имидж выделяет некоторые ценностные характеристики человека. Имидж должен выражать общие явные и скрытые потребности окружающих в образе профессионала, обладать притягательностью для его аудитории.

 

      Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несет определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.

 

      Внешний облик не только отражает внешние данные, не только характер, темперамент и другие психологические особенности, но довольно определенно очерчивает и социальную позицию субъекта.

 

      Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе получается целевой аудиторией в процессе синтеза их чувств приблизительно в такой пропорции:

 

      зрение — 75%;

      слух — 13%

      прикосновение — 6%;

      запах — 6%.

 

      Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.

 

      1. Зеркальный имидж личности — представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.

 

      2. Имидж целевой аудитории — представления личности о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках целевой аудитории.

 

      3. Внутренний имидж личности — представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.

 

      4. Визуальный имидж — представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:

 

      — невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);

      — ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.);

      — физические данные;

      — индивидуальный стиль в одежде;

      — манеры (воспитанность);

      — знание этикета;

      — осанка;

      — искусство контакта взглядом.

 

      5. Аудиальный имидж — представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:

 

      — паравербальный фактор (данные голоса);

      — вербальный фактор (риторика).

 

      6. Кинестетический имидж — представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:

 

      — психологическое пространство;

      — физический контакт (рукопожатие).

 

      7. Обонятельный имидж — представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).

 

  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога»


Психологические аспекты формирования имиджа

практического психолога


Конец XX в. принес в нашу жизнь явление, которого не существовало в ней легально с 1936 г. Стали появляться так называемые практические психологи, которые предлагают обществу совершенно специфические виды услуг: определение готовности ребенка к школе, психологическое обеспечение бизнес-планов, психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п.

Психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни — перспективой личного развития, будучи, таким образом, ответственным за ее определение в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

Сегодня требования к высокому уровню гуманитарной, и в частности психологической, культуры специалистов в образовании становятся все более значимыми. Наряду с высоким уровнем умственных способностей большое значение приобретает так называемый «эмоциональный интеллект» (Д. Гоулмэн). Эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:


— осознание собственного эмоционального состояния (что я чувствую);

— управление своим эмоциональным состоянием;

— внутренняя положительная мотивация (оптимизм);

— способность контролировать эмоциональный импульс;

— чувство другого человека (эмпатия);

— навыки общения с людьми.


Перечисленные характеристики «эмоционального интеллекта» входят в более общее понятие «психологическая культура личности». Психологическая культура личности является составляющей еще более широкого понятия — «имидж личности».


Имидж практического психолога, работающего в системе образования, оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, психологической культуре и является важным показателем профессионального мастерства.


Имидж — это социально-желательный образ, т. е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя в том числе наиболее эффективную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.


Американские специалисты по имиджу подчеркивают важность впечатления, остающегося у аудитории после общения с профессионалом. Профессиональный психолог должен быть привлекательным, эмпатичным, открытым, вызывать симпатию. Он должен излучать уверенность, твердость. Такой подход базируется на следующей посылке: у человека есть свойство оценивать людей по их стилю и внешности, память на слова теряется задолго до того, как мы забудем внешнее впечатление о человеке.


Имидж выделяет некоторые ценностные характеристики человека. Имидж должен выражать общие явные и скрытые потребности окружающих в образе профессионала, обладать притягательностью для его аудитории.


Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несет определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.


Внешний облик не только отражает внешние данные, не только характер, темперамент и другие психологические особенности, но довольно определенно очерчивает и социальную позицию субъекта.


Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе получается целевой аудиторией в процессе синтеза их чувств приблизительно в такой пропорции:


зрение — 75%;

слух — 13%

прикосновение — 6%;

запах — 6%.


Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.


1. Зеркальный имидж личности — представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.


2. Имидж целевой аудитории — представления личности о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках целевой аудитории.


3. Внутренний имидж личности — представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.


4. Визуальный имидж — представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:


— невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);

— ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.);

— физические данные;

— индивидуальный стиль в одежде;

— манеры (воспитанность);

— знание этикета;

— осанка;

— искусство контакта взглядом.


5. Аудиальный имидж — представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:


— паравербальный фактор (данные голоса);

— вербальный фактор (риторика).


6. Кинестетический имидж — представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:


— психологическое пространство;

— физический контакт (рукопожатие).


7. Обонятельный имидж — представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).


Профессиональный имидж практического психолога — это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Его составляющими являются:


— профессиональная компетентность;

— психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала);

— социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования, наличие / отсутствие физических дефектов);

— визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, аккуратная прическа, ограничения в использовании украшений и косметики).


Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т. п.).


Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на наш взгляд, являются:


— целостность восприятия собственного образа;

— адекватная самооценка;

— знание особенностей своего характера.


М. Килошенко в своей работе «Психология моды» говорит о том, что формирование имиджа — это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». «Имидж — это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей. Имидж часто рассматривают как абстрактный, «отчужденный» от личности-носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих значимым другим.


Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность. В структуре имиджа выделяется одна или несколько черт, составляющих его основу, так называемые имиджевые константы.


Имиджевые константы в случае, если они не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «добродетельность», «общая позитивность образа» и т. д., должны быть скорректированы под требуемый стандарт и лишь после этого публично предъявлены обществу (Килошенко М., 2001).


В настоящее время существуют различные методики создания нового имиджа, но большинство из них малоэффективно, поскольку не решает всего комплекса проблем, стоящих перед людьми.


Обобщая опыт работы в данном направлении, нами была разработана методика самоимиджирования, положенная в основу семинара-тренинга «Я — в главной роли!». Название выбрано согласно одной из основных задач тренинга — обучению технологии самоимиджирования, т. е. самостоятельному формированию имиджа в соответствии с социальной (в частности, профессиональной) ролью.


Известно, что многим актерам, для того чтобы вжиться в сценическую роль, до конца прочувствовать ее, необходим соответствующий костюм, грим, реквизит. Осознаем мы или нет, но в жизни происходит точно так же. Правильно сформированный профессиональный имидж, по сути дела, становится символом профессии и реально помогает добиться успеха, вызывая у окружающих (руководителя, коллег, клиентов) позитивные чувства. Такое неосознанное одобрение возникает потому, что человек соответствует представлениям людей об идеальном образе представителя той или иной профессии.


Мы предлагаем пять взаимосвязанных этапов формирования имиджа:


первый этап — изучение своих индивидуально-психологических особенностей;

второй этап — изучение своих физических данных;

третий этап — определение важных личностно-деловых качеств, необходимых для исполнения роли (в частности, профессиональной);

четвертый этап — индивидуальный подбор средств и атрибутов имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов;

пятый этап — «прокатка» имиджа в реальных условиях.


На тренинге участники анализируют себя и свои возможности, обретают точку опоры в собственной уникальности. В процессе тренинга акцентируется внимание на следующей идее — увидеть себя в красках, формах, фактурах и т. д. и получить поддержку. После тщательного самоанализа участник семинара вместе с психологом-тренером осуществляет поиск оптимального пути: как представить себя в наилучшем виде для успеха в карьере, включая материальные и нематериальные аспекты. Изучается цвет, стиль, покрой и качество одежды, которая придает авторитетный и обаятельный вид. Формулируются рекомендации, как поддерживать себя в хорошей форме. Обретенное на тренинге умение использовать свою уникальность позволяет человеку чувствовать внутренний комфорт при выстраивании имиджа, соответствующего той или иной социальной роли, помогает выбрать свой стиль в одежде, в аксессуарах, в поведении и других атрибутах имиджа.


В итоге каждый из участников формирует соответствующий имидж, что является и важным психокоррекционным фактором. Участники становятся более уверенными, активно коммуникабельными. Полученные знания остаются информационным банком для выстраивания позитивных отношений в различных социумах, помогают высвечивать свои личностно-деловые качества, искусственно затенять свои недостатки, обретать психологическую уверенность в общении.


В заключение хотелось бы подчеркнуть, что удачно созданный имидж косвенно гарантирует высокое качество услуги, служит свидетельством того, что профессионал работает образцово, поддерживая порядок во всем. Тем самым имидж формирует уважение к профессионалу, доверие к его предложениям и рекомендациям.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога

Автор: Баягизова Нургуль Болатбековна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства