Психологические аспекты формирования имиджа
практического психолога
Конец XX в. принес в нашу жизнь явление, которого не существовало в ней легально с 1936 г. Стали появляться так называемые практические психологи, которые предлагают обществу совершенно специфические виды услуг: определение готовности ребенка к школе, психологическое обеспечение бизнес-планов, психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п.
Психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни — перспективой личного развития, будучи, таким образом, ответственным за ее определение в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.
Сегодня требования к высокому уровню гуманитарной, и в частности психологической, культуры специалистов в образовании становятся все более значимыми. Наряду с высоким уровнем умственных способностей большое значение приобретает так называемый «эмоциональный интеллект» (Д. Гоулмэн). Эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:
— осознание собственного эмоционального состояния (что я чувствую);
— управление своим эмоциональным состоянием;
— внутренняя положительная мотивация (оптимизм);
— способность контролировать эмоциональный импульс;
— чувство другого человека (эмпатия);
— навыки общения с людьми.
Перечисленные характеристики «эмоционального интеллекта» входят в более общее понятие «психологическая культура личности». Психологическая культура личности является составляющей еще более широкого понятия — «имидж личности».
Имидж практического психолога, работающего в системе образования, оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, психологической культуре и является важным показателем профессионального мастерства.
Имидж — это социально-желательный образ, т. е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя в том числе наиболее эффективную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.
Американские специалисты по имиджу подчеркивают важность впечатления, остающегося у аудитории после общения с профессионалом. Профессиональный психолог должен быть привлекательным, эмпатичным, открытым, вызывать симпатию. Он должен излучать уверенность, твердость. Такой подход базируется на следующей посылке: у человека есть свойство оценивать людей по их стилю и внешности, память на слова теряется задолго до того, как мы забудем внешнее впечатление о человеке.
Имидж выделяет некоторые ценностные характеристики человека. Имидж должен выражать общие явные и скрытые потребности окружающих в образе профессионала, обладать притягательностью для его аудитории.
Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несет определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.
Внешний облик не только отражает внешние данные, не только характер, темперамент и другие психологические особенности, но довольно определенно очерчивает и социальную позицию субъекта.
Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе получается целевой аудиторией в процессе синтеза их чувств приблизительно в такой пропорции:
зрение — 75%;
слух — 13%
прикосновение — 6%;
запах — 6%.
Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.
1. Зеркальный имидж личности — представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.
2. Имидж целевой аудитории — представления личности о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках целевой аудитории.
3. Внутренний имидж личности — представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.
4. Визуальный имидж — представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:
— невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);
— ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.);
— физические данные;
— индивидуальный стиль в одежде;
— манеры (воспитанность);
— знание этикета;
— осанка;
— искусство контакта взглядом.
5. Аудиальный имидж — представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:
— паравербальный фактор (данные голоса);
— вербальный фактор (риторика).
6. Кинестетический имидж — представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:
— психологическое пространство;
— физический контакт (рукопожатие).
7. Обонятельный имидж — представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).