Экологическое образование детей в образовательных учреждениях Крайнего Севера, на примере школы № 9 г. Надыма»: проблема – пути ее решения.
Экологическое образование детей в образовательных учреждениях Крайнего Севера, на примере школы № 9 г. Надыма»: проблема – пути ее решения.
В Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа находится 36 месторождений газа. На них добывается около 40 % российского газа. Кроме этого постоянно ведется разведка новых нефтегазовых месторождений. Вся эта деятельность оказывает мощное техногенное воздействие на ранимую северную природу [1].
В последнее время правительство Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа уделяют особое внимание решению экологических проблем. Правительство инициирует и поддерживает множество природоохранных программ и акций. К примеру, с этой целью 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды России.
Немаловажной составляющей экологии является экологическое образование. Его необходимо реализовывать на протяжении всей жизни человека и начинать с раннего возраста, потому что именно в этот период формируется сознание ребенка.
Основная роль экологического образования возлагается на педагогов образовательных учреждений. Хотя первостепенную роль играют родители.
На мой взгляд, основной и единственной проблемой экологического образования детей образовательных учреждений Крайнего Севера, по сравнению с другими образовательными учреждениями умеренных широт, является суровый климат. Продолжительная и холодная зима с прохладным и коротким летом не дают возможности проводить длительные занятия с детьми на улице. Вследствие этого основную часть времени дети проводят в помещении, где проблематично отобразить в полной мере естественные природные процессы. Хотя педагогами нашей школы проводится большая работа по экологическому образованию в стенах образовательного учреждения [3].
По моему мнению, для улучшения качества экологического образования необходимо дооборудовать должным образом территорию школы.
Я предлагаю:
Произвести более тщательное озеленение территории школы различными древесными породами (сосна, кедр, лиственница, береза, ива). Это позволит, во-первых, ознакомится детям с разнообразием деревьев произрастающих на территории Надымского района и их морфологическими различиями (по листьям, по хвое, по коре и др.); во-вторых, улучшит микроклимат на площадках (деревья не дадут проникать сильным ветрам, задержат снег по периметру школы, предохранив заметание тропинок); в-третьих, повысит имидж школы, улучшив еге эстетическую красоту. Для оказания помощи по облагораживанию территории можно обратиться в отдел Надымское лесничество ДПРР ЯНАО или Надымский лесхоз – филиал ОАУ «Леса Ямала» [2].
Посадка деревьев тем самым привлечет на территорию школы птиц, которые в холодное время года нуждаются в подкормке и укрытии, а в весенний период – местом для выведения птенцов. Для этого осенью необходимо будет изготовить кормушки-укрытия (4-6 шт.) и производить подкормку птиц в течение продолжительной северной зимы. Параллельно можно провести конкурс на лучшую кормушку.
В конце зимы необходимо будет изготовить птичьи домики (4-6 шт.) со съемными крышами, для того чтобы после выведения и вылета птенцов, дети смогли рассмотреть строение гнезда птицы. Возможно проведение конкурса фотографий кормушек, птичьих домиков с птицами.
Также можно разместить в кабинете стенд, в котором имеется кармашек и фотографии различных птиц. По приходу с прогулки предложить детям положить в кармашек фотографии тех птиц, которых они видели на прогулке.
Посадка деревьев, изготовление кормушек, птичьих домиков, подкормка птиц детьми и их родителями в совокупности еще крепче привьет детям бережное отношение к природе.
Исходя их того, что летом для полива посаженных деревьев необходима вода, возможно создание небольшого водоема, в котором можно поместить растения, произрастающие в водоемах Надымского района. А на прогулках показывать растения и их разнообразные формы. В поливе деревьев могут участвовать дети и их родители.
Возможно, перед каждой прогулкой проводить с детьми летом - полив деревьев, зимой – подкормку птиц и уборку территории школы.
Обустройство территории школы по вышеописанному примеру позволит детям, не покидая образовательное учреждение, воочию понаблюдать за природой, оказать ей посильную помощь и на основе этого реализовать свои творческие способности (рисунки, поделки, стихотворения, фотографии).
В последнее время, судя по СМИ, взгляды и мысли первых лиц государства устремлены на перспективы развития Сибири и Дальнего Востока. Большая часть этих территорий находится в суровых климатических условиях. Освоение земель в современном мире не может проходить без соблюдения экологических норм. Именно поэтому вопросу экологического образования детей необходимо уделить особое внимание. А для того чтобы получить экологически грамотных специалистов в будущем, принимать меры нужно уже сейчас.
Литература:
Администрация города Надым и Надымского района // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nakanune.ru
Бушуева, Т.В. Экологическое образование в образовательных учреждениях в условиях Севера / Т.В. Бушуева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru
Кирпиченкова, А.Н. Актуальные проблемы экологического образования дошкольников в условиях Крайнего севера / А.Н. Кирпиченкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maaam.ru.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование детей в образовательных учреждениях Крайнего Севера, на примере школы № 9 г. Надыма»: проблема – пути ее решения. »
Поликарпова Е.С.
Экологическое образование детей в образовательных учреждениях Крайнего Севера, на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»: проблема – пути ее решения.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
В Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа находится 36 месторождений газа. На них добывается около 40 % российского газа. Кроме этого постоянно ведется разведка новых нефтегазовых месторождений. Вся эта деятельность оказывает мощное техногенное воздействие на ранимую северную природу [1].
В последнее время правительство Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа уделяют особое внимание решению экологических проблем. Правительство инициирует и поддерживает множество природоохранных программ и акций. К примеру, с этой целью 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды России.
Немаловажной составляющей экологии является экологическое образование. Его необходимо реализовывать на протяжении всей жизни человека и начинать с раннего возраста, потому что именно в этот период формируется сознание ребенка.
Основная роль экологического образования возлагается на педагогов образовательных учреждений. Хотя первостепенную роль играют родители.
На мой взгляд, основной и единственной проблемой экологического образования детей образовательных учреждений Крайнего Севера, по сравнению с другими образовательными учреждениями умеренных широт, является суровый климат. Продолжительная и холодная зима с прохладным и коротким летом не дают возможности проводить длительные занятия с детьми на улице. Вследствие этого основную часть времени дети проводят в помещении, где проблематично отобразить в полной мере естественные природные процессы. Хотя педагогами нашей школы проводится большая работа по экологическому образованию в стенах образовательного учреждения [3].
По моему мнению, для улучшения качества экологического образования необходимо дооборудовать должным образом территорию школы.
Я предлагаю:
Произвести более тщательное озеленение территории школы различными древесными породами (сосна, кедр, лиственница, береза, ива). Это позволит, во-первых, ознакомится детям с разнообразием деревьев произрастающих на территории Надымского района и их морфологическими различиями (по листьям, по хвое, по коре и др.); во-вторых, улучшит микроклимат на площадках (деревья не дадут проникать сильным ветрам, задержат снег по периметру школы, предохранив заметание тропинок); в-третьих, повысит имидж школы, улучшив еге эстетическую красоту. Для оказания помощи по облагораживанию территории можно обратиться в отдел Надымское лесничество ДПРР ЯНАО или Надымский лесхоз – филиал ОАУ «Леса Ямала» [2].
Посадка деревьев тем самым привлечет на территорию школы птиц, которые в холодное время года нуждаются в подкормке и укрытии, а в весенний период – местом для выведения птенцов. Для этого осенью необходимо будет изготовить кормушки-укрытия (4-6 шт.) и производить подкормку птиц в течение продолжительной северной зимы. Параллельно можно провести конкурс на лучшую кормушку.
В конце зимы необходимо будет изготовить птичьи домики (4-6 шт.) со съемными крышами, для того чтобы после выведения и вылета птенцов, дети смогли рассмотреть строение гнезда птицы. Возможно проведение конкурса фотографий кормушек, птичьих домиков с птицами.
Также можно разместить в кабинете стенд, в котором имеется кармашек и фотографии различных птиц. По приходу с прогулки предложить детям положить в кармашек фотографии тех птиц, которых они видели на прогулке.
Посадка деревьев, изготовление кормушек, птичьих домиков, подкормка птиц детьми и их родителями в совокупности еще крепче привьет детям бережное отношение к природе.
Исходя их того, что летом для полива посаженных деревьев необходима вода, возможно создание небольшого водоема, в котором можно поместить растения, произрастающие в водоемах Надымского района. А на прогулках показывать растения и их разнообразные формы. В поливе деревьев могут участвовать дети и их родители.
Возможно, перед каждой прогулкой проводить с детьми летом - полив деревьев, зимой – подкормку птиц и уборку территории школы.
Обустройство территории школы по вышеописанному примеру позволит детям, не покидая образовательное учреждение, воочию понаблюдать за природой, оказать ей посильную помощь и на основе этого реализовать свои творческие способности (рисунки, поделки, стихотворения, фотографии).
В последнее время, судя по СМИ, взгляды и мысли первых лиц государства устремлены на перспективы развития Сибири и Дальнего Востока. Большая часть этих территорий находится в суровых климатических условиях. Освоение земель в современном мире не может проходить без соблюдения экологических норм. Именно поэтому вопросу экологического образования детей необходимо уделить особое внимание. А для того чтобы получить экологически грамотных специалистов в будущем, принимать меры нужно уже сейчас.
Литература:
Администрация города Надым и Надымского района // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nakanune.ru
Бушуева, Т.В. Экологическое образование в образовательных учреждениях в условиях Севера / Т.В. Бушуева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru
Кирпиченкова, А.Н. Актуальные проблемы экологического образования дошкольников в условиях Крайнего севера / А.Н. Кирпиченкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maaam.ru.