kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповые индивидуально коррекционные занятия в системе коррекционно - развивающего обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагноз «задержка психического развития» выражен в замедленном темпе психического развития, вследствие ослабленности нервной системы обусловленной инфекциями, хроническими, соматическими заболеваниями, интоксикациями, травмой головного мозга  перенесенной внутриутробно в родах или в раннем детстве.

Дети  с «задержкой психического развития» имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. Однако психическое их развитие протекает в замедленном темпе. Например: поезд идёт и задерживается на 2 часа, он опаздывает, но приходит. Так и дети с «задержкой психического развития», если им будет оказана поддержка с самого раннего возраста, то такие дети обязательно догонят своих сверстников. Следовательно, дети с «задержкой психического развития» при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

Цель групповых индивидуально коррекционных занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, восполнение пробелов знаний, умений, навыков по учебным предметам, пробелов предшествующего обучения, своевременное выявление детей стойко неуспевающих, т.е. отрицательной динамикой развития и обучения детей со стойко положительной динамикой (с целью снятия клинического диагноза).

Индивидуально коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения учителем класса, педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом, школьным врачом, социальным педагогом.

Данный этап работы проходит через качественное изучение рекомендаций «Психолого-медико-педагогической комиссии» и через «выявляющие уроки», на которых учитель с помощью специально-подобранных заданий, упражнений, дидактических игр, согласно индивидуальных возможностей детей и программных требований, выявляет уровень общего развития ребёнка на определённом этапе (т.е. уровень актуального развития и уровень усвоения программного материала).

Полученные данные фиксируются в дневнике наблюдений на 2 странице.

Который является обязательной документацией учителя специальных коррекционных классов YII вида. В дневнике наблюдений отражаем  «Индивидуальные особенности», характерные для ребёнка. Педагог отмечает уровень усвоения программного материала; педагог-психолог отмечает уровень сформированности психических процессов; учитель-логопед отмечает речевой статус ребенка; школьный врач физический и соматический статус.

Далее формируем группы для индивидуально-коррекционных занятий. По ведущему нарушению скомплектованных групп может быть три или четыре, в каждой группе от 3 до 5 человек, обязательно с одинаковыми проблемами в развитии. Не рекомендуется в одну группу объединять расторможенных и заторможенных детей, или детей которые обучаются по данной программе 1-й год и 2-ой год, т.к. коррекционная работа будет неодинакова. Например, для расторможенных детей необходимо проводить элементы релаксации, психотерапии. Для заторможенных, замкнутых детей необходимо проводить приёмы игротерапии, использовать задачи-шутки, создание ситуации успеха, возбуждать интеллектуальные эмоции-удивления, новизны, сомнения, достижения, формировать внутренний оптимистический настрой у детей, делать установку на достижение, преодоление трудностей.

После того, как скомплектовали группы, отмечаем характерные особенности каждой группы (Приложение 1). 

На каждую группу составляется тематический план. Направления работы определяются индивидуальными особенностями детей. Учитываются: особенности психических процессов, состояние речевой деятельности, уровень усвоения программного материала

После того, как скомплектовали группы, педагог приступает к составлению тематического планирования по определённой схеме:

- дата

-количество часов

- тема

- цель

- форма работы

В соответствии с учебным планом от 2002 года на групповые индивидуально-коррекционные занятия отводится 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов до или после занятий по утверждённому графику. Для 5-9 классов – 4 часа в неделю.

Индивидуальные коррекционные занятия проводит основной учитель класса. В 5-9 классах учитель математики, русского языка. Во время индивидуально-коррекционных занятий со свободными детьми, которые не задействованы учителем на занятии работает воспитатель группы продленного дня, может логопед или психолог по своему расписанию.

В группу объединяются 3 – 5 учеников, имеющие сходную картину нарушения. Продолжительность занятий с каждой группой детей составляет 15 – 20 минут. На проведение занятий отводится 1 астрономический час на определённый день, по расписанию этот час разбивается по минутам. Расписание составляется в 2-х экземплярах. Один находится у педагога, второй у администрации.

Работа с целым классом или с большим количеством детей не допускается.

Структура индивидуальнщ-коррекционных занятий свободна, однако необходимо помнить и учитывать индивидуальные особенности и возможности детей. Избегать таких антистимулов, как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации. Индивидуально-коррекционные занятия должны быть ярко наглядно оборудованы, широко должны использоваться игры, занимательные упражнения. разнообразные психотехнологии, соблюдение щадящего режима,  последовательное чередование умственного труда и отдыха, смены видов деятельности на занятии, предупреждающей утомление и восстанавливающей работоспособность детей.

Результативность индивидуальных коррекционных занятий отражается в дневнике наблюдений и наряду с выявленными особенностями ребёнка служит отслеживанию результативности обучения и динамики развития ученика.

Учёт индивидуально-коррекционных занятий ведётся в классном журнале.

На каждую группу отводится страничка, записываются темы. В конце четверти подсчитывается количество проведённых часов. Письменные задания выполняются в специальных тетрадях.

При положительной динамике и успешном усвоении учебной программы по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума  ученики могут быть освобождены от  посещения индивидуально-коррекционных занятий и им может быть рекомендовано обращение на «Психолого-медико-педагогическую комиссию» с целью снятия клинического диагноза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповые индивидуально коррекционные занятия в системе коррекционно - развивающего обучения»

Групповые индивидуально коррекционные занятия в системе коррекционно - развивающего обучения


Заведующий муниципального консультативно – диагностического учреждения «Психолого-медико-педагогическая комиссия» Наталья Николаевна Журавлёва


Диагноз «задержка психического развития» выражен в замедленном темпе психического развития, вследствие ослабленности нервной системы обусловленной инфекциями, хроническими, соматическими заболеваниями, интоксикациями, травмой головного мозга перенесенной внутриутробно в родах или в раннем детстве.

Дети с «задержкой психического развития» имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. Однако психическое их развитие протекает в замедленном темпе. Например: поезд идёт и задерживается на 2 часа, он опаздывает, но приходит. Так и дети с «задержкой психического развития», если им будет оказана поддержка с самого раннего возраста, то такие дети обязательно догонят своих сверстников. Следовательно, дети с «задержкой психического развития» при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

Цель групповых индивидуально коррекционных занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, восполнение пробелов знаний, умений, навыков по учебным предметам, пробелов предшествующего обучения, своевременное выявление детей стойко неуспевающих, т.е. отрицательной динамикой развития и обучения детей со стойко положительной динамикой (с целью снятия клинического диагноза).

Индивидуально коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения учителем класса, педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом, школьным врачом, социальным педагогом.

Данный этап работы проходит через качественное изучение рекомендаций «Психолого-медико-педагогической комиссии» и через «выявляющие уроки», на которых учитель с помощью специально-подобранных заданий, упражнений, дидактических игр, согласно индивидуальных возможностей детей и программных требований, выявляет уровень общего развития ребёнка на определённом этапе (т.е. уровень актуального развития и уровень усвоения программного материала).

Полученные данные фиксируются в дневнике наблюдений на 2 странице.

Который является обязательной документацией учителя специальных коррекционных классов YII вида. В дневнике наблюдений отражаем «Индивидуальные особенности», характерные для ребёнка. Педагог отмечает уровень усвоения программного материала; педагог-психолог отмечает уровень сформированности психических процессов; учитель-логопед отмечает речевой статус ребенка; школьный врач физический и соматический статус.

Далее формируем группы для индивидуально-коррекционных занятий. По ведущему нарушению скомплектованных групп может быть три или четыре, в каждой группе от 3 до 5 человек, обязательно с одинаковыми проблемами в развитии. Не рекомендуется в одну группу объединять расторможенных и заторможенных детей, или детей которые обучаются по данной программе 1-й год и 2-ой год, т.к. коррекционная работа будет неодинакова. Например, для расторможенных детей необходимо проводить элементы релаксации, психотерапии. Для заторможенных, замкнутых детей необходимо проводить приёмы игротерапии, использовать задачи-шутки, создание ситуации успеха, возбуждать интеллектуальные эмоции-удивления, новизны, сомнения, достижения, формировать внутренний оптимистический настрой у детей, делать установку на достижение, преодоление трудностей.

После того, как скомплектовали группы, отмечаем характерные особенности каждой группы (Приложение 1).

На каждую группу составляется тематический план. Направления работы определяются индивидуальными особенностями детей. Учитываются: особенности психических процессов, состояние речевой деятельности, уровень усвоения программного материала

После того, как скомплектовали группы, педагог приступает к составлению тематического планирования по определённой схеме:

- дата

-количество часов

- тема

- цель

- форма работы

В соответствии с учебным планом от 2002 года на групповые индивидуально-коррекционные занятия отводится 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов до или после занятий по утверждённому графику. Для 5-9 классов – 4 часа в неделю.

Индивидуальные коррекционные занятия проводит основной учитель класса. В 5-9 классах учитель математики, русского языка. Во время индивидуально-коррекционных занятий со свободными детьми, которые не задействованы учителем на занятии работает воспитатель группы продленного дня, может логопед или психолог по своему расписанию.

В группу объединяются 3 – 5 учеников, имеющие сходную картину нарушения. Продолжительность занятий с каждой группой детей составляет 15 – 20 минут. На проведение занятий отводится 1 астрономический час на определённый день, по расписанию этот час разбивается по минутам. Расписание составляется в 2-х экземплярах. Один находится у педагога, второй у администрации.

Работа с целым классом или с большим количеством детей не допускается.

Структура индивидуальнщ-коррекционных занятий свободна, однако необходимо помнить и учитывать индивидуальные особенности и возможности детей. Избегать таких антистимулов, как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации. Индивидуально-коррекционные занятия должны быть ярко наглядно оборудованы, широко должны использоваться игры, занимательные упражнения. разнообразные психотехнологии, соблюдение щадящего режима, последовательное чередование умственного труда и отдыха, смены видов деятельности на занятии, предупреждающей утомление и восстанавливающей работоспособность детей.

Результативность индивидуальных коррекционных занятий отражается в дневнике наблюдений и наряду с выявленными особенностями ребёнка служит отслеживанию результативности обучения и динамики развития ученика.

Учёт индивидуально-коррекционных занятий ведётся в классном журнале.

На каждую группу отводится страничка, записываются темы. В конце четверти подсчитывается количество проведённых часов. Письменные задания выполняются в специальных тетрадях.

При положительной динамике и успешном усвоении учебной программы по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума ученики могут быть освобождены от посещения индивидуально-коррекционных занятий и им может быть рекомендовано обращение на «Психолого-медико-педагогическую комиссию» с целью снятия клинического диагноза.

Литература:


  1. Журнал «Дефектология» № 5 - 1998, № 6 - 2001г.

  2. Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.06.1989г. № 17-154-6 «Об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с «задержкой психического здоровья».

  3. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. «Педагогическая диагностика учащихся с «задержкой психического здоровья», Екатеринбург 1995.

  4. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение» (пособие для учителя), Москва – Владос 1998г.













































Приложение 1

Психическая сфера

Учебные навыки

  1. Заторможенность.

  2. Медлительность, вялость, апатичность.

  3. Замедленность процессов зрительного и слухового восприятия.

  4. Яркое недоразвитие речи.

  5. Трудности наглядно-образного мышления.

  1. Прямой счёт в пределах ….

Обратный неосознанный, механический от….

  1. Цифры знают, путают зрительно похожие (1-4, 2-5, 6-9), числа сравнивает в пределе….

  2. Буквы запомнили, при чтении путают оптически похожие буквы (и-ш, б-д, л-м).



















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каткова Ирина Геннадьевна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Формы коррекционно-развивающего обучения"
    ["seo_title"] => string(48) "formykorriektsionnorazvivaiushchieghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270228"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451041190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников "
    ["seo_title"] => string(101) "priedmietno-razvivaiushchaia-srieda-kak-sriedstvo-poznavatiel-no-riechievogho-razvitiia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199041"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428505995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект подгруппового открытого занятия для детей с ЗПР "Слог. Слоговой состав слова"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_podghruppovogho_otkrytogho_zaniatiia_dlia_dietiei_s_zpr_slogh_slogho_1"
    ["file_id"] => string(6) "387341"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486118816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства