kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель в работе учителя с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ. Подтверждением этому могут служить  слова В. А. Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», так как именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию и обучению детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями», а особенно с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети данной категории могут быть так же способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Педагогу важно помочь им обнаружить собственные дарования и развить их. Роль учителя в судьбе ребёнка с особыми образовательными потребностями - это прежде всего работа с родителями, а именно - сотрудничество, обучение, включение, участие, партнерство. Выделим основные принципы в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • принимать учеников с ОВЗ как любых других детей;

  • включать их в те же виды деятельности, но ставить разные задачи;

  • вовлекать учеников в коллективные и групповое формы обучения;

  • использовать различные формы коллективного участия – игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, смотры знаний;

  • проявлять доверие и уважение, поддержку и терпение, оказывать помощь.

А главная цель в работе учителя с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ. Подтверждением этому могут служить слова В. А. Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», так как именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию и обучению детей.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями детей с особыми образовательными потребностями –это психолого-педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и тематические консультации, родительские лектории, конференции, родительские собрания);вовлечение родителей в образовательную деятельность ( дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса); участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей в работе родительского комитета, в работе Управляющего совета школы)

В работе с родителями детей с ОВЗ используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы сотрудничества. Для изучения семейной микросреды ребенка с особыми образовательными потребностями проводится анкетирование, позволяющее, выявить характер взаимоотношений ребенка с родителями, узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Важным моментом в индивидуальной работе является посещение семьи, где учитель узнаёт много нужной информации о ребёнке, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках. А также педагог информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей ребёнка с ОВЗ считаются индивидуальные консультации с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Особенно они необходимы, когда ребёнок поступает в 1 класс, для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей. Учитель дает возможность родителям рассказать о своём ребёнке в неофициальной обстановке. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Такие консультации способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Основная универсальная форма взаимодействия школы с семьями учащихся - родительское собрание. Но особый эффект создаётся, если это собрание проводится совместно с детьми, приурочивается к праздникам и ребёнок с ОВЗ обязательно участвует в мероприятии (читает стихотворение, участвует в инсценировании или готовит рисунок) Например, праздник для мам, итоговое родительское собрание. Эффект от подобного мероприятия очень высок: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители. Все получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Для повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей приглашаю родителей на открытые уроки, праздники, мероприятия. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка. Такие занятия позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Практически для каждого родительского собрания готовлю презентации, где на слайдах демонстрирую фотографии с фрагментов уроков, мероприятий, коллективных дел, экскурсий, праздников.

Ведь, известно, что далеко не все дети, рассказывают дома о событиях, происходящих с ними в школе. Такие презентации позволяют родителям наглядно увидеть учебно-воспитательную работу в школе.

Начиная с 1 класса важно помочь родителям в повышении их педагогической культуры. Обмениваться опытом по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения практикую в форме тренингов, деловых игр, круглых столов.

Взаимодействие с родителями стараюсь строить таким образом, чтобы у них возникало желание самим проявлять инициативу в решении какого-либо вопроса. Одним из обязательных критериев работы с родителями считаю поддержку и поощрение их на уровне школы. Большое значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручаются на последнем родительском собрании в конце каждого учебного года. Это является большим стимулом и для ребенка и признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив -совместные досуговые мероприятия. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Убедилась, что родители начинают лучше понимать ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем. Такие мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с особыми образовательными потребностями проявляют свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных. Родители поддерживают ребят, помогают им подготовиться к различным конкурсам, мероприятиям, акциям. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. Хочется ещё раз отметить обязанности педагога по отношению к родителям детей с особыми образовательными потребностями:

  • вселять уверенность в родителей, что совместными усилиями обучение и воспитание их детей будет иметь успех;

  • поддерживать родителей при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ;

  • создавать комфортные условия для включения родителей в деятельность родительской общественности класса, школы;

  • важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя к их ребенку и были уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Формы и методы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Шавернева Людмила Александровна

Дата: 27.12.2022

Номер свидетельства: 621723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_formy_i_metody_raboty_s_roditeliami_obuchaiushchikhsia_s_ogranichenn"
    ["file_id"] => string(6) "476669"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535567755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства