Формы и методы по повышению мотивационной сферы учащихся
Формы и методы по повышению мотивационной сферы учащихся
Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы по повышению мотивационной сферы учащихся »
«Формы и методы
работы на уроке
по повышению
мотивацион-ной сферы учащихся»
Учитель МАОУ Побединской СОШ
Мотивация ученика –
основное условие успешного обучения
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.
«Все наши замыслы,
все поиски
и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский
«Все наши замыслы,все поискии построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»В.А. Сухомлинский
НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ !!!
Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому?
Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..»
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотив
(от латинского) – приводить в движение, толкать.
Для того, чтобы возбудить
интерес, не надо указывать
цель, а затем пытаться
мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.
Леонтьев А.Н.
К внутренним мотивам относятся:
К внутренним мотивам относятся:
собственное развитие в процессе учения;действие с другими и для других;
собственное развитие в процессе учения;
действие с другими и для других;
познание нового неизвестного;
познание нового неизвестного;
К внешним
мотивам относятся:
К внешниммотивам относятся:
учёба как вынужденное поведение;процесс учёбы как привычное функционирование;учёба ради лидерства
учёба как вынужденное поведение;
процесс учёбы как привычное функционирование;
учёба ради лидерства
и престижа;
и престижа;
стремление оказаться в центре внимания;материальное вознаграждение;избежание неудач.
стремление оказаться в центре внимания;
материальное вознаграждение;
избежание неудач.
Причины снижения мотивации
Сложные отношения подростка
со взрослыми и сверстниками;
Неудовлетворенность
низкой самостоятельной
познавательной
деятельностью
2.Преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом);
3.Универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;
4.Изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности уч-ся
ПРИЧИНЫ:
1. Учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;
ПРИЧИНЫ:
5.Как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;
6.Требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Наша задача – организовать урок так,
чтобы каждая его
минута так или иначе вовлекала в работу
каждого ученика, чтобы минуты не пропадали
даром ни для кого.
Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль... В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст.
С. Л. Соловейчик
Учебный материал должен распределяться по
нескольким блокам:
материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь новой темой;
очень чётко выделенный базовый минимум темы – «самое главное»;
задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученным;
проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).
Три постулата новой технологии урока
1.Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика;
2. Урок есть часть жизни ребенка;
3. Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.
Здесь нет верха и низа – учителей и учеников. Здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе…когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования…
Ю.М Лоцман
ПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ УРОК,
ВЕДЁТ К УСПЕХУ.
АУСПЕХ- ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.
Причина эффективной школьной мотивации:
на самом деле ОДНА!!!
на самом деле ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)
Есть и другие, но менее эффективные
Идентифицированная мотивация:
занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
Внешняя мотивация:занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.
Что снижает мотивацию ребенка?
Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
Влияние плохого психологического климата в школе
Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
Кто считает себя глупым, таким и будет
Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
Переизбыток медийной информации вредит ребенку
Опасности для мозга в период полового созревания ребенка
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы.
Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).
Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
Личный пример и реакция соучастия. Установка: ошибки- нормальное явление.
Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
Высокие требования, но
соответствующие возможностям
Избегать недооценок. Переоценок.
Вера в собственные способности
Установки педагога, методы и формы обучения
создание ситуации успеха;
использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартные формы проведения уроков;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала.
3. Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача
Условия развития мотива
1.Программа обучения с усложняющимся уровнем задач
2.Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах
4.Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения
Способы мотивации учения
Создание проблемной ситуации
Привлечение учащихся к оценочной деятельности
Необычная форма обучения
Привлекательная цель
Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения
Приём «Лови ошибку»
Приём «Нарисуй, как понял»
Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика
Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки...
Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».