kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы по повышению мотивационной сферы учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы возбудить  интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы по повышению мотивационной сферы учащихся »

«Формы и методы работы на уроке по повышению мотивацион-ной сферы учащихся» Учитель МАОУ Побединской СОШ

«Формы и методы

работы на уроке

по повышению

мотивацион-ной сферы учащихся»

Учитель МАОУ Побединской СОШ

Мотивация ученика –  основное условие успешного обучения

Мотивация ученика –

основное условие успешного обучения

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»   В.А. Сухомлинский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»   В.А. Сухомлинский

«Все наши замыслы,

все поиски

и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

В.А. Сухомлинский

  • «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ !!!

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ !!!

Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому?     Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..»   Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
  • Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому?

  • Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..»

  • Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.   Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.                  Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.

  • Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

  • Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Мотив

(от латинского) – приводить в движение, толкать.

Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.  Леонтьев А.Н.

Для того, чтобы возбудить

интерес, не надо указывать

цель, а затем пытаться

мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Леонтьев А.Н.

К внутренним мотивам относятся:  К внутренним мотивам относятся:  собственное развитие в процессе учения;   действие с другими и для других;  собственное развитие в процессе учения;   действие с другими и для других;    познание нового неизвестного;  познание нового неизвестного;

К внутренним мотивам относятся:

  • К внутренним мотивам относятся:
  • собственное развитие в процессе учения; действие с другими и для других;
  • собственное развитие в процессе учения;
  • действие с другими и для других;

  • познание нового неизвестного;
  • познание нового неизвестного;

К внешним мотивам относятся: К внешним мотивам относятся:      учёба как вынужденное поведение;  процесс учёбы как привычное функционирование;  учёба ради лидерства  учёба как вынужденное поведение;  процесс учёбы как привычное функционирование;  учёба ради лидерства  и престижа;  и престижа;  стремление оказаться в центре внимания;  материальное вознаграждение;  избежание неудач.  стремление оказаться в центре внимания;  материальное вознаграждение;  избежание неудач.

К внешним

мотивам относятся:

  • К внешним мотивам относятся:

  • учёба как вынужденное поведение; процесс учёбы как привычное функционирование; учёба ради лидерства
  • учёба как вынужденное поведение;
  • процесс учёбы как привычное функционирование;
  • учёба ради лидерства

и престижа;

  • и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания; материальное вознаграждение; избежание неудач.
  • стремление оказаться в центре внимания;
  • материальное вознаграждение;
  • избежание неудач.

Причины снижения мотивации Сложные отношения подростка  со взрослыми и сверстниками; Неудовлетворенность  низкой самостоятельной  познавательной  деятельностью

Причины снижения мотивации

  • Сложные отношения подростка

со взрослыми и сверстниками;

  • Неудовлетворенность

низкой самостоятельной

познавательной

деятельностью

2. Преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом);   3. Универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;  4. Изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности уч-ся ПРИЧИНЫ: 1 . Учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;

2. Преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом);

3. Универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;

4. Изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности уч-ся

ПРИЧИНЫ:

1 . Учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;

ПРИЧИНЫ: 5. Как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;   6. Требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

ПРИЧИНЫ:

5. Как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;

6. Требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Наша задача – организовать урок так, чтобы каждая его  минута так или иначе вовлекала в работу каждого ученика, чтобы минуты не пропадали  даром ни для кого.

Наша задача – организовать урок так,

чтобы каждая его

минута так или иначе вовлекала в работу

каждого ученика, чтобы минуты не пропадали

даром ни для кого.

Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль... В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст. С. Л. Соловейчик

Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль... В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст.

С. Л. Соловейчик

Учебный материал должен распределяться по нескольким блокам:  материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь новой темой;  очень чётко выделенный базовый минимум темы – «самое главное»;  задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученным;  проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).

Учебный материал должен распределяться по

нескольким блокам:

  • материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь новой темой;
  • очень чётко выделенный базовый минимум темы – «самое главное»;
  • задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученным;
  • проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).

Три постулата новой технологии урока 1.Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика;   2. Урок есть часть жизни ребенка; 3. Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.

Три постулата новой технологии урока

1.Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика;

2. Урок есть часть жизни ребенка;

3. Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.

Здесь нет верха и низа – учителей и учеников. Здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе…когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования… Ю.М Лоцман

Здесь нет верха и низа – учителей и учеников. Здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе…когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования…

Ю.М Лоцман

П РАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ УРОК, ВЕДЁТ К УСПЕХУ. А  УСПЕХ - ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.

П РАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ УРОК,

ВЕДЁТ К УСПЕХУ.

А УСПЕХ - ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.

Причина эффективной школьной мотивации:      на самом деле ОДНА!!! на самом деле ОДНА!!!

Причина эффективной школьной мотивации:

на самом деле ОДНА!!!

  • на самом деле ОДНА!!!

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС     Он же Любопытство.  Он же Удовольствие. Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство.
  • Он же Удовольствие.
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)

Есть и другие, но менее эффективные      И дентифицированная мотивация:  занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.    Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.

Есть и другие, но менее эффективные

И дентифицированная мотивация:

занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.

Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.

Что снижает мотивацию ребенка?

Что снижает мотивацию ребенка?

Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.  Влияние плохого психологического климата в школе  Родительский страх мешает детям стать самостоятельными  Чрезмерные нагрузки отнимают энергию  Завышенные требования не дают детям полноценно учиться  Кто считает себя глупым, таким и будет  Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться  Переизбыток медийной информации вредит ребенку  Опасности для мозга в период полового созревания ребенка

  • Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
  • Влияние плохого психологического климата в школе
  • Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
  • Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
  • Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
  • Кто считает себя глупым, таким и будет
  • Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
  • Переизбыток медийной информации вредит ребенку
  • Опасности для мозга в период полового созревания ребенка

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы.  Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).  Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.       Личный пример и реакция соучастия. Установка: ошибки- нормальное явление.

Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы.

Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).

Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.

Личный пример и реакция соучастия. Установка: ошибки- нормальное явление.

Мотивированные дети – это самостоятельные дети.     Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.     Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.  Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»  Высокие требования, но  соответствующие возможностям  Избегать недооценок. Переоценок.

Мотивированные дети – это самостоятельные дети.

  • Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.

  • Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
  • Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
  • Высокие требования, но

соответствующие возможностям

Избегать недооценок. Переоценок.

Вера в собственные способности

Вера в собственные способности

Установки педагога, методы и формы обучения      создание ситуации успеха;    использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;   эмоциональная речь учителя;   использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;  применение поощрения и порицания;   вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)    Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;   учет возрастных особенностей школьников;   выбор действия в соответствии с возможностями ученика;   использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;   нестандартные формы проведения уроков;   создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

Установки педагога, методы и формы обучения

  • создание ситуации успеха;

  • использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;

  • эмоциональная речь учителя;

  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

  • применение поощрения и порицания;

  • вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

  • учет возрастных особенностей школьников;

  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

  • нестандартные формы проведения уроков;

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала.

Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала.

3. Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача    Условия развития мотива  1. Программа обучения с усложняющимся уровнем задач  2. Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах      4.Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения

3. Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача

Условия развития мотива

1. Программа обучения с усложняющимся уровнем задач

2. Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах

4.Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения

Способы мотивации учения    Создание проблемной ситуации Привлечение учащихся к оценочной деятельности Необычная форма обучения Привлекательная цель Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения Приём «Лови ошибку» Приём «Нарисуй, как понял» Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика

Способы мотивации учения

  • Создание проблемной ситуации
  • Привлечение учащихся к оценочной деятельности
  • Необычная форма обучения
  • Привлекательная цель
  • Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения
  • Приём «Лови ошибку»
  • Приём «Нарисуй, как понял»
  • Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки...  Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».    В.А. Сухомлинский

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки...

Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

В.А. Сухомлинский

Хочу пожелать своим коллегам: - вдохновляйте своих учеников на добрые поступки;   - возбуждайте у школьников умственный голод; - дайте возможность гордиться собой!

Хочу пожелать

своим коллегам:

- вдохновляйте своих учеников на добрые поступки;

- возбуждайте у школьников умственный голод;

- дайте возможность гордиться собой!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы и методы по повышению мотивационной сферы учащихся

Автор: Тютикова Валентина Николаевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся"
    ["seo_title"] => string(67) "formyrabotynaurokiepopovyshieniiumotivatsionnoisfieryuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "293077"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455390242"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(88) "rolsovriemiennykhtiekhnologhiivpovyshieniipoznavatielnoghointieriesanaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "270197"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451036733"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(72) "psikhologhichieskii-monitoringh-v-rabotie-s-uchashchimisia-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "116950"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412667074"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА    «ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» "
    ["seo_title"] => string(154) "obobshchieniie-opyta-igrovaia-motivatsiia-kak-faktor-povyshieniia-effiektivnosti-uchiebnogo-protsiessa-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia-angliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164569"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422648362"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства